Конспект урока "Имя прилагательное" 3 класс
план-конспект урока (3 класс) на тему

Сорокина Татьяна Тимофеевна

Конспект урока "Имя прилагательное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Имя прилагательное» (обобщающий урок)

Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного как части речи.

Задачи урока:

1. Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном; формирование орфографической зоркости.

2. Развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Планируемые результаты: 

Предметные: знают определение имени прилагательного, называют род, число, падеж имен прилагательных;

Личностные: признают собственные ошибки; проявляют интерес к урокам русского языка;

Метапредметные: 

познавательные: определяют признаки имени прилагательного;

регулятивные: организуют самопроверку и  взаимопроверку выполняемых заданий; контролируют процесс выполнения заданий;

коммуникативные: высказывают и доказывают свое мнение при обсуждении заданий; обсуждают ход выполнения задания в парах.

Тип урока: повторение и обобщение.

Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

Оборудование: презентация, проектор, карточки для парной работы, тетради, учебники.

Сценарий урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организа

ционный момент

Ребята, я рада всех вас снова видеть на

уроке русского языка.

-    Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Ватага ребят спешит в школу,
Садится за парты свои.
Весёлые, умные лица…
Встречали мы все их не раз,
Заглянем сегодня немного
В обычный наш третий класс.

Дети сидят на своих местах, настраиваются на урок

Слайд 1

Слайд 2

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Ребята, мы начинаем наш урок, я надеюсь, что у всех у вас хорошее настроение: 

1. Минутка чистописания Совсем уж не осталось жить зиме
И люди приготовились  к весне.
Готовится енот, барсук, сова,
Готовится берёза, клён, ольха.
Готовы все, но вот беда…
Не хочет уходить никак зима!

Какой звук начинает последнее слово?
– Дайте его характеристику. (согл., парн., звонк., мягк.).
– А на письме он обозначается буквой
З з.
– Давайте вспомним её написание.

 Подготовка руки к письму в тетради.

- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).

Оформляем рабочую страницу– Пропишите соединения с буквой З, не нарушая закономерности.

Зз · Ззз · Зззз ·

Найдите самое красивое написание и подчеркните его.

Ребята, а какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Вот и к нам сегодня на урок прилетела ласточка, но не просто так, а с посланием:

(давайте его прочтем)

Я имя ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё...

(Прилагательное)

Ребята, как вы думаете, почему именно это стихотворение принесла к нам ласточка на урок?

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

- Так как это последний урок по данной теме, определите для себя учебную задачу.

Верно! Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашим хорошим ответам.

Ребята открывают тетради, записывают дату, классная работа

Дети записывают словосочетания и подчеркивают самое лучшее

(дети называют изменения в природе)

Дети слушают стихотворение

Ребята из стихотворения формулируют тему урока

Дети формулируют задачи, которые поставят перед собой на уроке (закрепить и обобщить знания по теме Имя прилагательное)

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

3.Актуализация знаний

Наблюдение над именем прилагательным

Ну а сейчас переходим к теме нашего урока: вспомним, что такое имя прилагательное. Для этого поработаем в парах.

- У вас на партах замечательное весеннее солнышко. Вам необходимо записать на его лучах определение имени прилагательного: на каждом лучике один признак.

Молодцы! Вспомнили определение имени прилагательного!

(Ребята пишут определение, показывают готовность пары)

 (далее даётся определение имени прилагательному) – 1-2 человека

Слайд 8

4. Обобщение и систематизация изученного материала

А) Работа с деформированным текстом

А наше весеннее солнышко продолжает пригревать и на лесные полянки начинают прибегать животные, чтобы погреться на весеннем солнышке. Вот и к нам прибежал один зверёк, давайте отгадаем кто это? (Появляется текст).

Понятно ли кто к нам прибежал?

Почему?

- А теперь? (Показать картинку зайца) Давайте попробуем добавить описание в текст.

Что получилось?

- Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

- Дополните текст именами прилагательным, озаглавьте его. Запишите.
(самопроверка.  Образец на доске).

(Нет)

(не хватает описания)

(добавляем)

Делают речь более точной яркой выразительной

Дети записывают текст

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

5.физминутка

Слайд 13

6. Продолжение работы по теме урока

Б) Определение рода и числа имени прилагательного.

Ребята, мы с вами отдохнули, а наш зайка загрустил.

Посмотрите-ка, мы выполнили половину задания, а у него ещё какое-то задание есть,  но он не может с ним справиться, давайте поможем ему.

(нужно определить число и род имен прилагательных)
У зайки есть подсказки, но пока он к нам бежал, всё перепутал. Подскажите в какой последовательности нужно действовать, чтобы определить число и род имен прилагательных)

- Определите у имен прилагательных род и число.

А теперь давайте проверим, верно мы все выполнили.

Составление алгоритма. (Ребята восстанавливают последовательность карточек и составляют алгоритм

Алгоритм

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Определить род и число имени существительного.

3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Затем по данному алгоритму определяют род и число имен прилагательных в тексте

Слайд 14

Сайд 15

Слайд 16

7. физминутка для глаз

Слайд 17

Дополнительное задание по времени (гиперссылка на слайде 17)

В) контроль

А сейчас давайте проверим, насколько вы хорошо запомнили то, что мы сегодня повторяли. ( у каждого на столе есть заготовка для выполнения теста)

Взаимопроверка и отметка за тест.

Дети выполняют тест по слайдам

Слады 18-24

Слайды 25-28

8. Рефлексия

Ребята, а сейчас давайте оценим своё эмоциональное состояние. За окном у нас весна, светит на небе солнышко и у нас на уроке сегодня светит солнышко! Только у него не хватает лучиков, на столе у вас лежат лучики: а на доске круг от солнца: Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Дети прикрепляют лучики к солнышку

Слайд 29

9. Подведение итогов урока

 Сейчас давайте подведем итог:

Выберите  начало фразы и  продолжите её:

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Хочу похвалить...

Дети подводят итог урока

Слайд 30

10. Завершение урока

Слайд 31


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 «Б» классе Учитель: Сорокина Т.Т.

Слайд 2

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи. Ватага ребят спешит в школу, Садится за парты свои. Весёлые, умные лица… Встречали мы все их не раз, Заглянем сегодня немного В обычный наш третий класс.

Слайд 3

Совсем уж не осталось жить зиме И люди приготовились к весне. Готовится енот, барсук, сова, Готовится берёза, клён, ольха. Готовы все, но вот беда… Не хочет уходить никак зима!

Слайд 4

Две весёлые лягушки Ни минутки не сидят- Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. ( Руки- в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони). Чистописание

Слайд 5

Работа в тетради Тринадцатое марта Классная работа Зз Ззз Зззз

Слайд 6

Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё …

Слайд 7

Имя прилагательное

Слайд 8

Имя прилагательное

Слайд 9

Под кустом притаился… зверек. У него … уши, … хвост. Тело покрыто… шерстью.

Слайд 10

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Заяц Под кустом притаился маленький зверек. У него длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто серой шерстью.

Слайд 11

Имена прилагательные делают речь яркой, выразительной, образной, красивой.

Слайд 12

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Заяц Под кустом притаился маленький зверек. У него длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто серой шерстью.

Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14

Определите число и род имен прилагательных в тексте

Слайд 15

Определить род и число имени существительного. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного .

Слайд 16

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Заяц Под кустом притаился маленький зверек. У него длинные уши, короткий хвост. Тело покрыто серой шерстью. ед. ч., м. р. ед. ч., м. р. ед. ч., ж. р. мн. ч.

Слайд 17

физминутка

Слайд 18

Тест «Имя прилагательное» Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает… предмет действие признак

Слайд 19

Тест «Имя прилагательное» Имена прилагательные отвечают на вопросы: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делают?

Слайд 20

Тест «Имя прилагательное» Найди строку, в которой даны только имена прилагательные: зимний, яркое, весенняя. чудесные, весна, быстрые. ручей, ледяная, сосулька.

Слайд 21

Тест «Имя прилагательное» Найди прилагательное – антоним к данному слову: грустный печальный радостный отзывчивый

Слайд 22

Тест «Имя прилагательное» В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ? весенн… погода весенн… настроение весенн… день

Слайд 23

Тест «Имя прилагательное» Какие окончания у имён прилагательных среднего рода? -ой, -ый, -ий -ое, -ее -ая, -яя

Слайд 24

Тест «Имя прилагательное» С какой частью речи связано имя прилагательное? с глаголом с местоимением с именем существительным

Слайд 25

Проверка 3, 2, 1, 2, 1, 2, 3

Слайд 26

5

Слайд 27

4

Слайд 28

Дружок, повтори, пожалуйста, правила !

Слайд 29

Рефлексия

Слайд 30

Я узнал ….. Я научился… Мне понравилось … Итог урока:

Слайд 31

Ты сегодня молодец!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческое задание весеннее солнышко ранняя весна смолистые почки чудесный денёк

Слайд 2

чудесный денёк весеннее солнышко ранняя весна Творческое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....