Обученность и обучаемость как параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика. (ИСУД ученика)
методическая разработка на тему

Хабибуллина Гульнара Равильевна

Мастер - класс по определению уровня обучаемости ученика. Данный материал может полезен учителям  в отборе содержания учебного  материала для учащихся , позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся в учебном и личностном росте, отслеживать динамику этого процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс. Хабибуллина Г.Р. МОУ « СШ № 4» Обученность и обучаемость как параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика. ( ИСУД ученика)

Слайд 2

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» Дмитрий Иванович Менделеев

Слайд 3

Обученность : Объём и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.

Слайд 4

Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) По результатам выполнения разноуровневых тематических зачётных работ, По данным промежуточной диагностики, По качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.п

Слайд 6

Обучаемость : Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

Слайд 7

III уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений ) II уровень обучаемости – высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации).

Слайд 8

I уровень обучаемости – уровень , позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму. (уровень ниже первого) – случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

Слайд 9

Методика, определяющая уровень обучаемости : Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся:

Слайд 10

Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 7-8 минут( до 10 минут в старших классах); Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для « визуалов », « аудиалов », « кинестетиков »; Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы, фронтальной работы; Учитель организует самостоятельную работу .

Слайд 11

Задания для самостоятельной работы: Напишите, что вы узнали нового. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала. Выполните задания по образцу. Выполните задания в изменённой ситуации. Примените полученные знания в новой ситуации.

Слайд 12

Тайм менеджмент

Слайд 14

Тайм-менеджмент – это умение эффективно управлять и контролировать свое личное время!

Слайд 15

Как организовать своё время так, чтобы его хватало и на любимые дела, и на важные, необходимые ?

Слайд 17

Важные Не срочные Важные Срочные Не важные Не срочные Не важные Срочные 2 1 4 3 важность с р о ч н о с т ь Матрица Эйзенхауэра

Слайд 18

Время Сколько Что делал Анализ 6:00 0:07 Подъём 6:07 0:10 Утренняя зарядка 6:17 0:20 Умылся, оделся 6:37 0:20 Завтрак 6:57 0:23 Проверил электронную почту 7:20 0:25 Дорога на работу 7:45 0:10 Пообщался с коллегами 7: 55 0:05 Подготовка рабочего места 8:00 4:30 Проведение уроков 12:30 0:30 Обед 13:00 0:30 В столовую зашла подруга Тамара, пообщались 13:30 0:26 Электронная почта, ответ на пару писем. 13:56 0:24 Забежала Алла, инструктировала по « Сетевому городу» 14:20 0:20 Позвонила мама Пети Иванова, рассказала об успеваемости её сына 14:40 0:20 Собралась домой, выходя из класса встретила коллегу с параллели, пообщались. 15: 00 1:00 Путь домой

Слайд 19

Тайм-менеджмент

Слайд 20

Жизненные приоритеты Высыпаться Карта рабочего времени Попроси друга о помощи 10минутные перерывы Планируй день с вечера Прокачивай знания Подводи итог дня Мотивируй себя Доводи дело до конца

Слайд 21

"Разумное употребление времени делает его еще более драгоценным" (Ж. Ж. Руссо).



Предварительный просмотр:

Мастер-класс. Обученность и обучаемость как параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика. (ИСУД ученика)

Цель мастер-класса: научиться определять обучаемость как параметр индивидуального стиля учебной деятельности.

Слайд 2 «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» сказал русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев.

Главная  задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, сделать небольшой, но шаг вперёд. Конечно, из ростка скромной фиалки ни при каких условиях не вырастет розовый куст, но и фиалка может быть растоптана, а может расцвести к своей и  всеобщей радости. Технология ИСУД позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся в учебном и личностном росте, отслеживать динамику этого процесса.

Одним и параметров результативности учебного процесса является обученность. Слайд 3 Содержание этого параметра – это не что иное, как уровень учебных достижений.

Обученность – это объём и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.

Слайд 4 Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) – накопительная бальная система.

  1. По результатам выполнения разноуровневых тематических зачётных работ,
  2. По данным промежуточной диагностики,
  3. По качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов  и т.п  за четверть , полугодие, итог года.

Слайд 5 Все эти данные мониторинга заносятся в сводную таблицу результатов учебной деятельности ученика.

Слайд 6 Понятие « обучаемость» одно из наиболее интегративных и сложных по смыслу. Мы определяем обучаемость как уровень учебных возможностей ученика в данное время и для конкретного учебного предмета. По Л.С. Выготскому, уровень обучаемости обусловливает ширину зоны ближайшего развития, т.е. пространство, в котором ученик успешно взаимодействует с учителем в учебной работе. Именно уровень обучаемости ученика определяет для учителя долю необходимой педагогической помощи, формы и приёмы индивидуальной мотивации каждого учащегося.

Уровень обучаемости – не клеймо, а динамический, изменяющийся параметр. Рост этого параметра , пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность личностно-ориентированного учебного процесса. Т.к. уровень обучаемости одного учащегося определяется одновременно учителями разных предметов, то оказывается возможным выработать единую стратегию педагогических требований, а также выявить предпочтения и склонности ученика.

Измеряя уровни обучаемости, мы определяем их так: Слайд 7

• III уровень обучаемости - самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.

• II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных знаний в знакомой типичной ситуации.

Слайд 8

• I уровень – репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму.

 В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.

Слайд 9 Методика, определяющая уровень обучаемости: алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся:

 Слайд 10

  • Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 7-8 минут( до 10 минут в старших классах);
  • Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для

« визуалов», « аудиалов», « кинестетиков»;

  • Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы, фронтальной работы;
  • Учитель организует самостоятельную работу.

Слайд 11 Задания для самостоятельной работы:

  1. Напишите, что вы узнали нового.
  1. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  2. Выполните задания по образцу.
  3. Выполните задания в изменённой ситуации.
  4.  Примените полученные знания в новой ситуации.

Если ученик выполнил все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника.

Если ученик справился с четырьмя заданиями – это 2 уровень обучаемости.

Если ученик выполнил три задания – 1 уровень.

Уровень обучаемости рекомендуется определять дважды в год: в сентябре и в марте-апреле. Как показывает практика, КМС лучше проектировать каждому учителю самостоятельно, выбирая эля этого оптимальный фрагмент учебной работы.

Как измерить обучаемость? Рассмотрим это на практике.

Практическая часть.

  • Учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 7-8 минут( до 10 минут в старших классах) Слайд 12
  • Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для

 « визуалов», « аудиалов», « кинестетиков»;

Слайд 12

- Скажите, что такое тайм-менеджмент? (Ответы) Проверим наши предположения.

Слайд 13 Просмотр видео 1

Слайд 14 Тайм-менеджмент – это умение эффективно управлять и контролировать свое личное время!

В течение дня мы всё время что-то делаем. А в конце дня часто осознаём, что всё равно не успели что-то сделать. Бывает у вас такое?

Но при этом вы, наверняка, успели поговорить с другом по телефону и зайти в  любимую социальную сеть «Вконтакте»?

Так как же нужно Слайд 15 организовать своё время, чтобы его хватало и на любимые дела, и на важные, необходимые. Какие дела нужно делать сначала, как вы думаете?  (ответы)

Проведём небольшой эксперимент. Перед вами обыкновенный лист, разделенный на 2 колонки. Представим, что он символизирует ваш обычный день. Квадраты  символизируют ваши любимые дела. Треугольники – множество нужных, обязательных, но нелюбимых дел. Какие дела мы начнём делать в начале дня: любимые или нелюбимые? (Учитель наполняет «день» теми «делами»,  которые называют учащиеся. В любом случае на лист сначала крепится  либо квадрат, а потом треугольник, или наоборот.) Почему у нас не хватает времени?

Какие знаете способы, помогающие управлять своим временем? (Ответы)

Видео 2 Слайд 16

  • Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы, фронтальной работы.

- Какие способы   мы не назвали? ( ответы)

Согласно тайм- менеджменту все дела важно разделить на 4 группы. Слайд 17

 Такое деление придумал 34 президент  США. Она называется Матрица Эйзенхауера.

Все дела делятся на важные срочные, важные несрочные, срочные неважные  и несрочные неважные.

Важные дела – это дела, от которых зависит успешная, здоровая, эмоционально насыщенная жизнь.

Срочные дела – это дела, которые нельзя отложить, однако они могут отвлекать от главных целей и вести к неудачам.

Какие дела можно отнести к важным срочным?

                                                - важным несрочным?

                                                - срочным неважным?

                                                - несрочным неважным?

Вывод: важным срочным и важным несрочным делам нужно отдавать приоритет, а срочные неважные и несрочные неважные дела – это поглотители времени.

  • Учитель организует самостоятельную работу.

Задания для самостоятельной работы:

1.Напишите, что вы узнали нового.

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

-Почему нам часто не хватает времени? ( Ответы)

- Как организовать своё время так, чтобы день прошёл результативно? ( Ответы)

Слайд 18 3. Выполните задания по образцу.

1) Проанализируйте « фотографию дня» учителя. Выявите, основные поглотители времени.

Время

Сколько

Что делал

Анализ

6:00

0:07

Подъём

6:07

0:10

Утренняя зарядка

6:17

0:20

Умылся, оделся

6:37

0:20

Завтрак

6:57

0:23

Проверил электронную почту

7:20

0:25

Дорога на работу

7:45

0:10

Пообщался с коллегами

7: 55

0:05

Подготовка рабочего места

8:00

4:30

Проведение уроков

12:30

0:30

Обед

13:00

0:30

В столовую зашла подруга Тамара, пообщались

13:30

0:26

Электронная почта, ответ на пару писем.

13:56

0:24

Забежала Алла, инструктировала по « Сетевому городу»

14:20

0:20

Позвонила мама Пети Иванова, рассказала об успеваемости её сына

14:40

0:20

Собралась домой, выходя из класса встретила коллегу с параллели, пообщались.

15: 00

1:00

Путь домой

4.Выполните задания в изменённой ситуации.

Предложите способы экономии времени этого учителя.  (Ответы)

5. Примените полученные знания в новой ситуации.

Слайд 19

- Сегодня мы открыли новое знание о тайм менеджменте и узнали о способах управления своим временем. Проявите творчество и нарисуйте способы управления временем в виде  модели, схемы, рисунка на обратной стороне вашего рабочего листа.  ( Ответы)

Определим свой уровень обучаемости. ( Проверка выполнения заданий)

Проверим творческое задание № 5. Слайд 20

Подведение итогов. Цель мастер-класса: научить определять обучаемость школьника  как параметр индивидуального стиля учебной деятельности. Каждый из вас сегодня выполнял задания и может определить свой уровень обучаемости. Кто-то остановился на задании по образцу, что говорит о репродуктивном 1 уровне обучаемости, но и есть такие учителя, которые подошли творчески и выполнили все задания, что свидетельствует о самом высоком 3  уровне обучаемости.

Слайд 21   А я желаю вам, чтобы каждому делу у вас находилось время. Спасибо за внимание и вашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль результатов учебной деятельности учеников нач. школы.

Статья способах и приёмах контроля успеваемости по различным предметам....

Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников

Программа «Я - школьник» составлена на основании программы формирование индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия – школьник» авторов Среди детей, обучающи...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в...

"Графомоторное рисование в учебной деятельности учеников начальной школы с ОВЗ".

Использование приемов графомоторного рисования в учебной деятельности младших школьников позволяет добиться улучшения навыков письменной речи. Небольшие занятия могут проводиться во время урока для уч...

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников – важный способ индивидуализации.

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности у младших школьников - важный способ индивидуализации....