Итоговое занятие "В мастерской дымковской игрушки"
методическая разработка на тему

Евтушенко Валентина Михайловна

Знакомство с народными промыслами , посресдвом дымковской игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ГОРОДА ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы

 «В мастерской Дымковской игрушки»

Воспитатель: Евтушенко В.М.

2016 год

ТЕМА: «В МАСТЕРСКОЙ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

Программное содержание:

Цель:

Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, посредством дымковской игрушки.

Задачи :

 1. Воспитательная:

- прививать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать любовь к прекрасному;
- уважение к творческому наследию русских мастеров.

2. Развивающая:

- развивать навыки рисования кистью;
- развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.

3. Образовательная:

- познакомить с дымковской игрушкой;
- отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Дымковской  росписи.

Использование принципов к организации образовательной деятельности:

  • принцип эстетического оформления предметно-развивающей среды ;
  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей старшего возраста;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,  сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Предварительная работа:

  1. Беседа о культуре и быте русского народа;
  2. Знакомство с русскими народными играми, пословицами, песнями, мелодиями;

      3.Анкетирование родителей о знании дымковской игрушки; 

     4. Изготовление фигурок из пластилина и солёного теста и отбеливание.

 

 Предметно-развивающая среда:

     Интерактивная доска, маркеры, ноутбук, колонки, русские народные костюмы; зрительный ряд: видеоролик «Дымковская слобода», презентация «Дымковская игрушка»,  фигурки Дымковской игрушки, картинки с изображением Дымковской игрушки, корзина  с дымковскими игрушками,  индивидуальные карточки «Элементы дымковской росписи»; музыкальный ряд: «Ой, блины!», «Красный сарафан», «Хоровод Веснянка», игра-хоровод «Золотые ворота»; музыкальные инструменты: ложки, бубен, баян, трещётки, 10 подставок, кисти, гуашь,  баночки с водой, подставки под кисти, подставки для росписи фигурок, бумажные салфетки.

Культурные практики: 

     Игровая деятельность, коммуникативная деятельность, художественная деятельность, музыкальная деятельность, просмотр видеоролика, просмотр презентации, оформление художественной галереи «Дымка», музицирование ( частушки).

Интеграция образовательных областей: 

     «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Средства реализации  (методы и формы):

1. Словесный (беседа, загадки о Дымке, вопросы к детям, пословицы «Где хотенье, там и уменье!», «Делу - время, потехе - час!», поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (видеоряд, картинки с изображением дымковской игрушки, выставка дымковских изделий, выставка творческих работ семей воспитанников «Дымка», рассматривание дымковских изделий, просмотр видеоролика «Дымковская слобода»);

  3. Практический (разучивание частушек составление узоров из отдельных элементов, составление декоративных композиций на интерактивной доске на силуэте дымковской игрушки, лепка дымковских игрушек из различных материалов (пластилин, солёное тесто).

4. Игровой (русские народные игры, частушки).

План:

1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию: 3-5 мин.

2.Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, видеоролика. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.

3.Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4.Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

1.Организационный момент

(Вход под весёлые русские народные наигрыши: «Ой, блины!», воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы).

-Здравствуйте, гости дорогие, ребята мастеровые. Добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня будет с вами такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим. Согласны?

- А ещё в нашем краю говорят исстари: «Где хотенье, там и уменье!».

Согласны ли вы с такими правилами?

2.Вводная беседа.

На прошлом занятии  изобразительного искусства мы познакомились с одним из народных промыслов.

-Чтобы вспомнить  с каким, нам достаточно заглянуть в «чудо – корзину», сделанную руками народного мастера – умельца.

- Подумайте, чем  может быть наполнена эта корзина?

- Открою вам тайну «чудо – корзины». Она наполнена игрушками. В ней вы не найдёте заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. А вот игрушки, которые находятся у меня в корзине все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

В старину купить  игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки. Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там где жили, гончары лепили из глины. И  игрушки, что здесь лежат,  красивы,  знамениты. А особенность их в том, что они созданы  руками народных русских мастеров, да ими и придуманы.

-  Заглянем в корзинку, чтобы узнать какие же игрушки пришли к нам в гости.

 Загадки:

Бегут по дорожке борода, да ножки. (козлик)

Посмотрите, пышный хвост у него совсем непрост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя,

Как корона у царя. (индюк)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок.

Голос  тонок звонок

Кто же это,

Угадайте, это  (поросёнок)

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец,  не плотник,

А первый на селе работник. (конь)

- Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки.

(Просмотр видеоролика «Дымковская слобода»).

После просмотра появляется заставка на экране из презентации.

Но как же эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в весёлые игрушки? Дети рассказывают. (Игрушки рождаются 3 раза: первый, когда её лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь. Чтобы она стала прочной. Она становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается второй раз. Потом её белят мелом с молоком и расписывают. Так игрушка рождается в третий раз).

- Ребята  у нас мастерская, светлая, просторная. И всё в ней есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку.

- И чем мы сейчас будем заниматься? (расписывать игрушки)

- Да, дорогие мои мастера, сейчас вы будете творить чудо!

(Рассматривание картинок с изображением игрушек)

- Но сначала скажите, что общего у этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры)

- Мы говорили, что игрушку покрывают белой краской.  А знаете ли вы почему?

Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей.  Лепили мастера игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг в снегу. И хотелось сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег.

- Какие узоры вы видите на игрушках? (клеточки, кружочки, точки, полоски и т.д)

- А известно ли вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке?

Оказывается,  синяя волнистая линия – это вода, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца,  дома, круг – символ солнца, каравая хлеба, овал-это зерно, плодородие, точки – это звёзды.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весёлые или грустные мастера? Как они передали вам своё радостное настроение?

- Какие краски используют мастера дымковские мастера? (красные, жёлтые, синие)

Дымковские игрушки яркие, красочные.

- А где искали умельцы узоры?  (в природе, в окружающем)

(работа с интерактивной доской: показ изображения «Барыня», прорисовывание узоров детьми на рисунке)

- Вспомните, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)

- Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)

3.Музыкальная физкультминутка «Пяточка-носочек»

4. Практическая часть .

- Закройте глаза и подумайте, как вы распишите свою фигурку, представьте, что у вас должно получиться.

- А теперь откройте глаза и принимайтесь за работу.

(дети сидят по группам,  у каждой группы правила, как работать красками, элементы росписи)

Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми и аккуратными.  У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. (Работа выполняется под музыкальное сопровождение «Красный сарафан», «Хоровод Веснянка». Один ребенок работает на интерактивной доске: украшает силуэт дымковской Барыни специальными маркерами)

5. Заключительная часть. Подведение итогов.

- И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И не верится, что это все сделано вашими маленькими умелыми руками. А сейчас пришло время отдохнуть и повеселиться.

Как говорили в старину: «Делу- время, потехе- час!»

Эй, девчонки и мальчишки запевайте нам частушки,

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

(дети поют частушки об игрушках)

*Велика Россия наша и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.

*В Вятке делают игрушки, сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.

*Я слеплю себе свистульку буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть.

*Любовались гости чудом, громко восхищались.

Нашим Петей петушком, сражённые остались.

*Наша Дымкова игрушка не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

*Ты играй моя гармошка, ты, подруга подпевай.

Мастеров из славной Дымки на весь голос прославляй!

Для наших дорогих гостей мы приготовили сувениры.

(Музыкальный фон «Веснянка»)

(дети раздают игрушки, выполненные своими руками гостям)

Все игрушки хороши,

Принимайте от души!

- А для чего нужны дымковские игрушки?

Игрушки созданы для того, чтобы дарить радость, поднимать настроение.

Есть игрушки, которыми играют, а есть и те которыми украшают свои жилища, их берегут.  Люди верили, что фигурки животных и людей помогают защитить себя и свой дом от злых духов.

Фигурки птиц прогоняли силы тьмы, несли радость и свет. Женская фигурка с детьми оберегала мать с  детьми от несчастья и болезней, а если в доме был дымковский конь, значит в доме будет достаток, не будет голода и нужды. Вот и мы хотим, чтобы наши сувениры принесли Вам радость и благополучие. А остальные игрушки мы подарим в 1 младшую группу.

(Приглашаем дорогих гостей поиграть  в русскую народную игру- хоровод  «Золотые ворота»)

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы

 «В мастерской Дымковской игрушки»

Программное содержание: 

Цель:

Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, посредством дымковской игрушки.

Задачи :

 1. Воспитательная:

- прививать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать любовь к прекрасному;
- уважение к творческому наследию русских мастеров.

2. Развивающая:

- развивать навыки рисования кистью;
- развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.

3. Образовательная:

- познакомить с дымковской игрушкой;
- отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Дымковской  росписи.

Использование принципов к организации образовательной деятельности:

  • принцип эстетического оформления предметно-развивающей среды ;
  • принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей старшего возраста;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,  сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Предварительная работа:

  1. Беседа о культуре и быте русского народа;
  2. Знакомство с русскими народными играми, пословицами, песнями, мелодиями;

      3.Анкетирование родителей о знании дымковской игрушки; 

     4. Изготовление фигурок из пластилина и солёного теста и отбеливание.

 

 Предметно-развивающая среда:

     Интерактивная доска, маркеры, ноутбук, колонки, русские народные костюмы; зрительный ряд: видеоролик «Дымковская слобода», презентация «Дымковская игрушка»;  фигурки Дымковской игрушки, картинки с изображением Дымковской игрушки, корзина  с дымковскими игрушками,  индивидуальные карточки «Элементы дымковской росписи», музыкальный ряд: «Ой, блины!», «Красный сарафан», «Хоровод Веснянка», игра-хоровод «Золотые ворота»; музыкальные инструменты: ложки, бубен, баян, трещётки, 4 стола, 4 скатерти, 10 подставок, кисти, гуашь,  баночки с водой, подставки под кисти, подставки для росписи фигурок, бумажные салфетки.

Культурные практики: 

     игровая деятельность, коммуникативная деятельность, художественная деятельность, музыкальная деятельность, просмотр видеоролика, просмотр презентации, оформление художественной галереи «Дымка».

Интеграция образовательных областей: 

     «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Средства реализации  (методы и формы):

1. Словесный (беседа, загадки о Дымке, вопросы к детям, пословицы «Где хотенье, там и уменье!», «Делу - время, потехе - час!», поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (видеоряд, картинки с изображением дымковской игрушки, выставка дымковских изделий, выставка творческих работ семей воспитанников «Дымка», рассматривание дымковских изделий, просмотр видеоролика «Дымковская слобода»);

     3. Практический (разучивание частушек составление узоров из отдельных элементов, составление декоративных композиций на интерактивной доске на силуэте дымковской игрушки, лепка дымковских игрушек из различных материалов (пластилин, солёное тесто).

4. Игровой (русские народные игры, частушки)

В чём проявилась детская инициативность:

  • Самостоятельный выбор элементов узора в дымковской росписи.
  • Выбор партнёра для игры в русскую народную игру-хоровод «Золотые ворота»

Индивидуализация:

  • Подбор частушек для исполнения на занятии.
  • Выбор цвета для росписи фигурок.
  • Подбор элементов узора для украшения .

 Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Открытое занятие "Дымковская игрушка" - аппликация

Данное занятие было разработанно для воспитанников 7-9 лет,  кружковской деятельности,  а так же подходит для проведения уроков технологии 1-3 класса....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...