Исследовательская работа "Влияние шума на здоровье человека"
проект на тему

Исследовательская работа на тему "Влияние шума на здоровье человека" выполнена ученицей МОУ СОШ № 51 3 В класс Воробей Елизаветой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shum.rar31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

Зона свободных открытий

Исследовательская работа

Тема: Влияние шума на человека и живую природу

Автор работы: Воробей Елизавета Витальевна,

 ученица 3В класса

Руководитель: Косичкова Лариса Викторовна,

 учитель начальных классов

Научный консультант: Воробей Наталья Аркадьевна,

учитель физики

Комсомольск-на-Амуре

2015 год

Содержание

  1. Введение____________________________________________3
  2. Глава 1. Что такое звук?______________________________   4
  3. Глава 2. Что такое шум?_____________________________     5
  4. Глава 3. Воздействие шума.____________________________      6

           3.1. Влияние транспорта.________________________     6

           3.2. Влияние городского шума.__________________     _6

  1. Глава 4. Человек и окружающая среда._________________      7

            4.1.  Шумовое загрязнение. _____________________      7

            4.2. Влияние шума человеческой деятельности на животных.________________________________________       8

            4.3. Влияние шума человеческой деятельности на растения.__________________________________________    8

  1. Глава 5. Коварство инфра- и ультразвука.______________      9
  2. Глава 6. Взгляд медицины на шум. ___________________     1 0
  3. Заключение______________        
  4. Список использованной литература ____________________12

Введение

Данная тема привлекла моё внимание, потому что класс, в котором я учусь очень шумный. И мне захотелось узнать, что происходит с человеком, когда он находится в таких условиях продолжительное время.

Некоторое время спустя, изучая материалы по данной теме, я неожиданно для себя открыла, что заинтересовавшая меня тема, оказывается, давно волнует человечество. И по последним современным исследованиям учёных является довольно актуальной на сегодняшний день.

Шум оказывает влияние не только на человека, но и на животных и растения.

Гипотеза:  шум оказывает вредное воздействие на живой организм.

Цель данной работы: изучить влияние шума на живые организмы.

Задачи:

  • изучение источников информации  по выбранной теме;
  • анализ полученных результатов;


Глава 1. Что такое звук?

          Мир, окружающий нас можно назвать миром звуков. Вокруг звучат голоса людей и музыка. Шум ветра и щебет птиц, рокот моторов и шелест листвы. А что же такое звук?

Звук – это упорядоченные колебания, распространяющиеся в упругой среде. Источником звука могут быть любые колеблющиеся предметы. Но только те колебания называют звуковыми, которые находятся в диапазоне от 16 Гц  до 20 000 Гц.

Колебания менее 16 Гц – инфразвук

Колебания от 20 000 до 1000 000 000 Гц – ультрозвук

Колебания более 1000 000 000 Гц - гиперзвук

                

Глава 2. Что такое шум?

Шум - беспорядочные колебания различной физической природы.  Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио -, электричество).

С физиологической точки зрения шум — это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.

Уровень шума чаще всего измеряют в децибелах.

Разговор: 40 – 45дБ

Офис: 50 – 60 дБ

Улица: 70 – 80 дБ

Громкий крик - 100 дБ

Отбойный молоток:110 дБ

Старт реактивного самолёта: 120 дБ

Рок-концерт: 120 дБ

Космическая ракета: 180 дБ

Глава 3. Воздействие шума.

Шумовое воздействие — одна из форм вредного  физического воздействия на окружающую природную среду и человека.

Загрязнение среды шумом возникает в результате недопустимого  превышения естественного уровня звуковых колебаний.

С  экологической точки зрения в современных условиях шум  становится не просто неприятным для слуха, но и приводит к  серьезным физиологическим последствиям для человека. В городских зонах развитых стран мира от действия шума  страдают десятки миллионов людей.

У детей, которые проживают в условиях городского шума, наблюдается отставание в умственном развитии. А частые посещения подростками дискотек могут привести к потере слуха, ведь там "звучит" 105-110 дБ, а в случае усиления динамиков - до 120 дБ, что приравнивается к грохоту электропоезда.

Ученые также установили непосредственную связь между интоксикацией шумом и сердечными болезнями.

Высокие уровни шума (> 60 дБ) вызывают многочисленные  жалобы, при 90 дБ органы слуха начинают деградировать, шум в 120 дБ считается болевым порогом, а уровень антропогенного шума свыше 130 дБ — разрушительный для органа слуха  предел. Замечено, что при силе шума в 180 дБ в металле  появляются трещины.

3.1. Влияние транспорта.

      Официальные данные свидетельствуют, что в России  примерно 35 млн. человек (или 30% городского населения)  подвержены существенному, превышающему нормативы,  воздействию транспортного шума.

3.2. Влияние городского шума.

Шумовое воздействие в крупных  индустриальных городах мира — одна из наиболее острых  экологических проблем современности. Подсчитано, что более  половины населения Западной Европы проживает в районах, где  уровень шума составляет 55—70 дБ.


Глава 4. Человек и окружающая среда

С возникновением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на состояние биосферы. Он достиг огромной силы в текущем столетии, особенно в последние десятилетия. По масштабам своего воздействия на природу 6 млрд. наших современников равны примерно 60 млрд. людей каменного века, а количество высвобождаемой человеком энергии скоро может стать сравнимой с энергией, получаемой Землей от Солнца. Человек, развивая производство, переделывает природу, приспосабливает ее к своим потребностям, и чем выше уровень развития производства, чем совершеннее техника и технология, тем больше степень использования сил природы и загрязнения окружающей среды.

С изобретением паровой машины промышленность постепенно становится все более значительным источником загрязнений в связи с резким ростом потребления топлива. Развитие металлургии и сопряженных с ней отраслей приводит к усилению загрязнения атмосферы, образованию сточных вод и твердых отходов. В связи с развитием железных дорог все более солидным источником загрязнения атмосферы становится транспорт.

С появлением двигателей внутреннего сгорания и крупных тепловых электростанций, а также с дальнейшим развитием химической промышленности качественно и количественно меняется характер загрязнения окружающей среды.

В XX в., в связи с научно-технической революцией, проблема взаимоотношений общества и природы принимает критический характер.

4.1. Шумовое загрязнение

Любой шум, который неприятен для человеческого слуха, является шумовым загрязнением. Громкие и резкие звуки, издаваемые фабриками, машинным оборудованием, поездами, автомобилями, тресканьем от нагревания и взрывами тоже являются шумовым загрязнением. Оно также вызывается некоторыми природными катаклизмами, такими как ураганы и извержения вулканов. Как природные, так и антропогенные факторы, создающие шумовое и звуковое загрязнение, влияют на здоровье человека. Они вызывают раздражение, проблемы со слухом и головную боль. Но это еще не главные проблемы, ведь совсем невыносимые звуки могут быть очень опасны, поскольку из-за них увеличивается уровень холестерина, сужаются артерии, усиливается приток адреналина, учащается сердцебиение. Все эти факторы опасны для жизни, ведь они могут привести к инфаркту и инсульту.

4.2. Влияние шума человеческой деятельности на животных.

Шумовое антропогенное воздействие небезразлично и для животных. В литературе имеются данные о том, что  интенсивное звуковое воздействие ведет к снижению удоев,  яйценоскости кур, потере ориентирования у пчел и к гибели их личинок, более ранней линьке у птиц, преждевременным родам у  зверей, и т. д.

4.3.  Влияние шума человеческой деятельности на растения.

В США установлено, что беспорядочный шум  мощностью 100 дБ приводит к запаздыванию прорастания семян и к другим нежелательным явлениям.

Звуковые волны частотой от 7 до 9 килогерц угнетают процессы роста и развития, а звуковые волны выше 10 килогерц губительно действуют на растение.

Теоретические выводы дали нам возможность предположить, что музыка частотой от 3 до 5 килогерц (классическая) 65-75 дБ будет благоприятно воздействовать на физиологические процессы растений, а свыше 8 килогерц (рок-музыка) – угнетать.


Глава 5. Коварство ультразвука и инфразвука.

Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности - чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.
        Даже слабые звуки инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности, если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.
       Ультразвуки, занимающие заметное место в гамме производственных шумов, также опасны. Механизмы их действия на живые организмы крайне многообразны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
       Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Организм под влиянием невидимого шума оказывается беззащитным.

Глава 6. Взгляд медицины на шум.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Терапевты считают, что:

 шум в 60-80 дБ вызывает у человека расстройства вегетативной нервной системы;

шум 90-110 дБ - снижение слуха;

шум в 115-120 дБ - это "болевой порог", когда звука как такового уже не слышно, но чувствуется боль в ушах;

при 140-145 дБ могут даже лопнуть барабанные перепонки;

шум в 150 дБ просто нестерпим;

шум 180 дБ - смертельный для человека.

          По данным Института гигиены и медицинской экологии, допустимый уровень шума для подростков представляет 70 дБ, для взрослых - 90 дБ.

         Шум угнетает центральную нервную систему (ЦНС), вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни.

         Шум 20-30 дБ практически безвреден для человека, это - естественное звуковое поле, без которого невозможна жизнь. Рекомендованные нормы шума в помещениях и на территориях составляют: 30-35 дБ на территориях заповедников; 34-37 дБ в спальных помещениях (дома, больницы, квартиры); 56-66 дБ в помещениях магазинов, заводов и тому подобное. Однако на протяжении дня жители крупных городов вынуждены выдерживать шумовые нагрузки на уровне 65-70 дБ и больше.

        Естественные природные звуки на экологическом  благополучии человека, как правило, не отражаются. Звуковой  дискомфорт создают антропогенные источники шума, которые  повышают утомляемость человека, снижают его умственные  возможности, значительно понижают производительность труда, вызывают нервные перегрузки, шумовые стрессы и т. д.

Заключение

В заключение я хочу отметить, что из выше изложенного можно сделать вывод, что шум – больше вред, чем польза. Очень важно знать о том, что шум оказывает неблагоприятное воздействие на живой организм.

Необходимо стараться по возможности избегать излишнего воздействия шума. Не злоупотреблять слушанием музыки в наушниках, не шуметь, не кричать без причин.

Особенно хочу обратиться к своим одноклассникам, чтобы они задумались и изменили своё поведение друг с другом. Разговаривали,  не повышая голоса, не кричали кто громче всех. Не забывали о том, что шум оказывает действие не только на окружающих, но и на них самих. И в первую очередь сказывается на умственном и психическом развитии. Снижается работоспособность, повышается усталость.

           Лично для меня тема оказалась более интересной, чем я предполагала. И на следующий год я планирую провести исследовательскую по этой теме. Я узнала, что есть, оказывается специальные приборы для измерения шума у нас в школе – шумомеры, поэтому мне стало интересно какой силы шум в классе во время урока, во время перемены, в столовой, в коридоре. Но это уже работа следующего года.

Список использованной литературы

1. Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни, Медицина, 1996.

2. Андреева-Галанина Е.Ц. и др. Шум и шумовая болезнь, Ленинград, 1972.

3.  Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Дрофа, 2011г.

4. Энциклопедия  для детей. Т.18. Человек.- М.,Аванта+,2001г.

5. Я познаю мир: Экология. – Изд-во АСТ, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученицы 3 класса"«Как ртуть влияет на здоровье человека»

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене ...

Научно-исследовательская работа "Влияние пыли на здоровье человека"

СОДЕРЖАНИЕ:  I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...2 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………..5              2.1. Разновидности пыли………...

Исследовательская работа Влияние пыли на здоровье человека

Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Ее практическая значимость состоит в том, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую ...

Исследовательская работа "Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека?"

  Питание младшего школьника стало головной болью не только родителей, но и серьезной проблемой современной медицины. Истоки этих болезней следует искать в детском возрасте. Болезни органо...

Исследовательская работа учащегося по теме "Освежители воздуха.Безопасны ли они для здоровья человека"

Актуальность данной работы в том, что люди все чаще задумываются о том,как сберечь свое здоровье от всего, что наносит вред, в том числе и освежители воздуха, содержащие, в большинстве своем,вредные д...

Исследовательский проект «Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека»

Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают. А ведь можно сэкономить драгоценное время. Например, можно отказаться от завтрака!...