Исследовательская работа ученицы 3 класса"«Как ртуть влияет на здоровье человека»
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста. Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektkak_rtut_vliyaet_na_zdorove_cheloveka.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:


Исследовательская работа

Тема:

«Как ртуть влияет на здоровье человека»

Автор:  Васильченко Дарья

3- «в»  класс  МБОУ «Гимназия №90»

Руководитель:

учитель начальных классов

Тазиева Гульсара Шавкатовна

МБОУ «Гимназия №90»

Высшая квалификационная  категория

                                                        2013-2014год

     

Исследовательская работа на тему

«Как ртуть влияет на здоровье человека»

Содержание

1.Введение………………………………………………………….………….

2.Основная часть:

Из истории древней металлургии.

Общие сведения о ртути.

Важнейшие свойства ртути.

Ртутный пар.Токсичность ртути (как ртуть влияет на здоровье человека)

Ртуть в быту.

Технические требования, санитарные правила, нормативы

Ртуть и экологические проблемы.

Загрязнение окружающей среды ртутью

Что такое демеркуризация?

Методы определения содержания ртути.

Исследовательская часть: изучаем  полезные и вредные свойства ртути      

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы                  …………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………..

 Исследовательская работа

1.ВведениеВот незадача … я разбила впервые медицинский ртутный термометр. Почему  для моих родителей это стало чрезвычайной ситуацией, мне было не понятно, ведь, произошло все неожиданно. Маленькие , разбежавшиеся как шарики капли ртути несли опасность для людей . Если ртуть не собрана, то очень опасно   для здоровья , так говорят взрослые…Особенно опасны, по словам мамы, пары ртути. Загадочный случай.

Цель исследования:

Пары ртути могут быть опасны для жизни человека. Возникает вопрос: можно ли одним разбитым градусником отравить воздух во всей квартире? Чем это опасно и как можно себя защитить?

Актуальность и значимость  проекта заключается в том, чтобы дети  уяснили необходимость соблюдения правил осторожного обращения ртутосодержащими предметами и  применяли эти знания в жизненных ситуациях.

Предмет исследования: медицинский термометр

Задачи исследования:

-собрать и изучить имеющуюся информацию  по этому вопросу;

- провести исследование свойств ртути;

-проанализировать результаты влияния  паров ртути на организм человека.

Гипотеза:

Приступая к исследованию, я предполагаю, что знание и соблюдение правил гигиены необходимы для сохранения здоровья.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- исследование в лаборатории;

- анкетирование учащихся;

- беседа с родителями и медицинским персоналом;

- анализ полученных данных;

- обобщение и выводы.

Проектным продуктом являются:

Памятка №5   «Как вести себя в  случае утечки ртути дома (например, разбился термометр)»

 2.Основная часть: Из истории древней металлургии.

История не сохранила имени древнего металлурга, первым получившего ртуть, – это было слишком давно. Но известно, что в Древнем Египте ртуть и ее главный минерал- киноварь, использовали еще в III тысячелетии до н.э. У древних китайцев киноварь пользовалась особой славой, и не только как краска, но и как лекарственное средство. Ртуть и киноварь упоминаются  и уримлян. Ртутьвходитвчислосемиметалловдревности.

РтутьупотребляливЕгипте, Индии, МесопотамиииКитае; онасчиталасьважнейшимисходнымвеществомвоперацияхсвященноготайногоискусствапоизготовлениюпрепаратов, продлевающихжизньиименуемыхпилюлямибессмертия.

3.Общие сведения о ртути.

Ртуть  в природе сама по себе не существует. Её получают из минерала под названием   киноварь. Киноварь - этокрасивые  кристаллы, они  имеют яркий насыщенный алый цвет и как бы светятся изнутри. Никакой опасности для человека они не представляют.Известно более 100 ртутных и ртутьсодержащих минералов. Основным минералом, определяющим промышленную значимость ртутных месторождений, является киноварь. Теоретический состав киновари: ртуть 86,2%, сера 13,8%. Но в ней часто обнаруживается примесь 15-20 элементов: кремния, алюминия, магния, меди, цинка, мышьяка, сурьмы, серебра и др.

Ртуть – удивительный химический элемент. Это очевидно хотя бы по тому, что ртуть – единственный металл, находящийся в жидком состоянии. Ртуть способна испаряться и формировать ртутную атмосферу. Значит ,ртуть—переходныйметалл, прикомнатнойтемпературепредставляетсобойтяжёлуюсеребристо-белуюжидкость, парыкоторойчрезвычайноядовиты.

  • Химические свойства ртути.

В лаборатории химии  по  таблице В Менделеева я выяснила, что  ртуть (Hg) – химический элемент II группы периодической системы элементов Д. И. Менделеева; атомный номер 80, атомная масса 200,59;   А по  справочнику я узнала, что  ртуть в обычных условиях представляет собой блестящий, серебристо-белый тяжелый жидкий металл. Удельный вес ее при 20оС 13,54616 г/см3; температура плавления  –38,89оС, кипения 357,25оС. При замерзании (–38,89оС) она становится твердой и легко поддается ковке.Испарятьсяртутьначинаетпритемпературе +18°Сипарыееядовиты.

Ртутный пар

Ртуть относится к ядовитым веществам первого класса опасности ,потому что особенно вредны ее пары. По санитарно-гигиеническим нормам предельно безопасное содержание ртути в воздухе составляет 0,017 мг в одном куб. м воздуха, а только в одном медицинском термометре находится около 3 гр. ртути.К отравлению может привести даже кратковременный контакт с ртутью. При отравлениях большими дозами появляются: металлический привкус во рту, тошнота, рвота. Опасность ртути заключается в том, что она со временем не выводится из организма, а накапливается, т.е. происходит хроническое отравление. Его признаками являются усталость, отсутствие аппетита, бессонница, насморк, диарея, слезотечение, раздражения кожи, в ряде случаев возникают провалы памяти и мускульный тремор. В более тяжелых случаях наблюдается резкая потеря веса, нарушение деятельности головного мозга, почек, легких, иммунной системы. У детей - отсталость в умственном развитии.

Добыча, производство и использование ртути

Месторождения ртути известны более чем в 40 странах мира,всего в мире обнаружено около 5000 ртутных месторождений. Мировые ресурсы ртути оцениваются в 715 тыс. т, - в Испании, в Киргизии и России, в Украине, в Словакии, Словении, Китае, Алжире, Марокко, Турции.

Ртуть оказала науке огромные услуги. Как знать, насколько задержался бы прогресс техники и естественных наук без измерительных приборов – термометров, манометров, барометров и других, действие которых основано на необыкновенных свойствах ртути.\

Исследовательская часть

Наблюдение.

 Как ртуть влияет на здоровье человека?

Ртуть токсична!В организме среднего человека (массой тела 70 кг) содержится примерно 13 мг ртути, однако она, по-видимому, не выполняет никакой физиологической роли. По крайней мере, жизненная необходимость этого металла для человека и других организмов не доказана. В последнее время в научной литературе стали появляться сообщения о том, что ртуть обладает определенным биотическим эффектом и оказывает стимулирующее действие на процессы жизнедеятельности

Загрязнение окружающей среды ртутью

Проблема загрязнения ртутью жилых и общественных зданий актуальна для любого города. Например, в Казани ртутное загрязнение обнаружено в 50% школ и 30% детских дошкольных учреждений. Видимо, такая ситуация типична и для многих старых строений, особенно больниц, поликлиник, научных учреждений, организаций по ремонту бытовой техники и т. п.

 В большинстве случаев вторичными источниками загрязнения помещений ртутью являются зараженные ей поверхности, различные приборы, мебель, а также наличие микроскопических капелек металлической ртути в пустотах строительных конструкций, межэтажных перекрытиях и т. д. Это определяет необходимость проведения специальных работ, получивших название демеркуризации помещений и объектов городской среды.

Ртуть является одним из самых опасных загрязняющих окружающую среду металлов. Практически во всех странах она входит в «черные списки» химических веществ, подлежащих особому экологическому и гигиеническому контролю.

Как используется ртуть в быту.

Нельзя обойтись дома без градусника. Мы знаем, что в нем содержится ртуть( есть и градусники менее опасные-спиртосодержащие или электронные) Что делать в том случае, если  в комнате разбивается градусник?Маленькие неуловимые серебристые ртутные шарики легко разбегаются по любой поверхности. От резкого движения они рассыпаются на мелкие капли-шарики и становятся недосягаемыми.А это опасно!  Даже в обычных условиях ртуть испаряется с довольно высокой скоростью, которая с ростом температуры увеличивается. Это приводит к созданию опасной для окружающих  атмосферы- ртуть отравляет воздух.. Дышать этим  воздухом вредно. Какие меры можно предпринять?

Что такое демеркуризация?

Процесс сбора, изъятия ртути с поверхности после ЧП при обнаружении–называется демеркуризацией.  А в домашних условиях, нужно помыть это место раствором хлорки («Белизны») или марганцовки. Лучше одноразовой тряпкой, которую потом сразу в пакет–вместе со всеми и с пользованными бахилами, перчатками и респираторами–и сдать вместе с частями градусника в закрытой банке представителям утилизирующей ртуть организации по месту жительства. Не забыть переодеться, хорошенько умыться, прополоскать рот и горло слабо-розовым раствором марганцовки, почистить зубы, съесть 2-3 таблетки активированного угля и пить в первое время побольше жидкости, поскольку ртутные соединения выводятся из организма через почки.

Демеркуризация объектов городской среды

Проблема загрязнения ртутью жилых и общественных зданий актуальна для любого города. Например, в Казани ртутное загрязнение обнаружено в 50% школ и 30% детских дошкольных учреждений. Видимо, такая ситуация типична и для многих старых строений, особенно больниц, поликлиник, научных учреждений, организаций по ремонту бытовой техники и т. п.

 В большинстве случаев вторичными источниками загрязнения помещений ртутью являются зараженные ей поверхности, различные приборы, мебель, а также наличие микроскопических капелек металлической ртути в пустотах строительных конструкций, межэтажных перекрытиях и т. д. Это определяет необходимость проведения специальных работ, получивших название демеркуризации помещений и объектов городской среды.

3. Материалы и методика

   Для исследования данной темы мне  понадобились материалы: микроскоп, медицинский градусник

Пользовались следующими методами: изучение литературы,  наблюдение, тестирование, опыты и  лабораторное исследование, поиск в сети Интернет, эксперимент, сравнение.

4. Результаты и обсуждение

Исследовательская часть

Практические рекомендации

1.  Что делала мама, после того, как ртуть от разбитого градусника разбежалась  по полу? Как  нас-детей  обезопасили?

  • Увели детей и животных с места «катастрофы»

Мама надела на нос марлевую повязку (можно респиратор, обычный платок )– поскольку повозиться – поколдовать над останками градусника пришлось довольно длительное время.

  • А дальше мама действовала по инструкции. Чтобы изолировать зловредные элементы, нужно найти банку с плотной крышкой и налить туда холодной воды. Вкачествеинструментадлясборашустрыхшариковможноиспользоватьпарулистковбумаги, пипетку, шприц, резиновуюгрушу, пластилин, скотчилипластырь (дляособомелкихнеуловимыхпредставителей), мокруювату/газету/ветошь, кисточкуидаже«народноесредство»–мякишчерногохлеба.

Все собрано, пора открыть окно, чтобы выветрить то, что успело испариться. А как проверить и убедиться в безопасности воздуха?

2.Анализ воздуха на пары ртути.

Для анализа воздуха на пары ртути использовалась тест-система пары ртути.

В ее состав входят полоски индикаторы, которые окрашиваются по времени в зависимости от наличия ртути в воздухе. При отсутствии паров ртути в воздухе даже через 24 часа полоска не меняет своего цвета.

Мне  было интересно, а какой фон воздуха в школе?

С помощью данной тест –системы проводился анализ в помещении Гимназии №90, в подъезде моего дома по адресу ул. Латышских Стрелков 25а.  Нигде изменения индикаторной полоски не наблюдалось даже через 24 часа. Это говорит о том, что пары ртути не обнаружены.

  1. А знают ли о такой «ртутной угрозе» дети нашей начальной школы?

Я провела анкетирование среди ребят.

Анкета

  1. Есть ли у вас дома градусник?
  2. Каким градусником вы пользуетесь?
  • Электронный.
  • Спиртовой.
  • Ртутный
  1. 3. Знаете ли вы, что такое ртуть?
  2. 4.Знаете ли вы , что ртуть опасна?
  3. 5. Знаете ли, что такое демеркуризация?

Анкетирование показало, что не все ребята знают  о содержимом  термометра и не  все осведомлены   о таящейся в ней  опасности.

 

Заключение: Ртуть несомненно опасна, но без нее не было бымногих открытий  таких как: ртутный барометр, ртутный термометр изобретенный Амантоном и Фаренгейтом, опыты Паскаля по изучению атмосферного давления, открытие сверхпроводимости Камерлинг-Оннесом, получившего в 1913 г. Нобелевскую премию, знаменитый опыт Майкельсона-Морли, доказавший отсутствие эфирного ветра при движении Земли, эксперименты Дж. Франка и Г. Герца, подтвердившие теорию строения атома Н. Бора, создание вакуум-насоса Ленгмюром и многое другое. Пары ртути были первым проявителем в фотографическом деле, который использовался Даггером. Особое значение ртуть имела для развития аналитической химии и открытия многих химических элементов и их соединений. В 1922 г. Нобелевской премии был удостоен чешский химик Я. Гейровский, создавший полярографический метод химического анализа, где ртуть играет далеко не последнюю роль.

Значит, все в руках информированного человека, который может обезопасить себя от воздействия опасных ртутных частиц.  Достаточно знать правила демеркуризации. Да и на смену ртутным градусникам пришли современные - электронные!

Но нельзя забывать! Ртуть относится к ядовитым веществам первого класса опасности. Особенно вредны ее пары. По санитарно-гигиеническим нормам предельно безопасное содержание ртути в воздухе составляет 0,017 мг в одном куб. м воздуха, а только в одном медицинском термометре находится около 3 гр. ртути. А сколько ртути находили бесхозной, в том числе разлитой на земле, были попытки продажи с последующим арестом, дети играли с найденной ртутью, добывали ее из ртутьсодержащих приборов.О неблагополучии в России в отношении ртути говорит тот факт, что только в октябре с.г. ИА REGNUM сообщило о десятке происшествий с большим ее количеством (килограммы и даже десятки килограммов)

Значит , надо вести профилактическую работу среди населения  (обязательно в школах!)  по безопасной утилизации ртутьсодержащих предметов.

Определить пункты по утилизации  и  приема опасных (токсичных) приборов для населения.

Информировать наглядной пропагандистской литературой и полиграфией.

Интересные факты

Все это имеет отношение не только к чистой науке. Термометры, манометры и другие приборы, «начиненные» ртутью, давно стали принадлежностью не только лабораторий, но и заводов. А ртутные лампы, ртутные выпрямители! Все то же уникальное сочетание свойств открыло ртути доступ в самые разные отрасли техники, в том числе в радиоэлектронику, в автоматику.

Ртутные выпрямители, например, долгое время были наиболее важным и мощным, наиболее широко применяемым в промышленности типом выпрямителей электрического тока. До сих пор их используют во многих электрохимических производствах и на транспорте с электрической тягой, хотя в последние годы их постепенно вытесняют более экономичные и безвредные полупроводниковые выпрямители.

Современная боевая техника тоже использует замечательные свойства жидкого металла.

К примеру, одна из главных деталей взрывателя для зенитного снаряда – это пористое кольцо из железа или никеля. Поры заполнены ртутью. Выстрел – снаряд двинулся, он приобретает все большую скорость, все быстрее вращается вокруг своей оси, и тяжелая ртуть выступает из пор. Она замыкает электрическую цепь – взрыв.

.

Справочная литература:

Артамонова В.Г., Шаталов Н.Н. Профессиональные болезни. М.:Медицина, 1988

Руководство по гигиене труда под ред. акад. Н.Ф.Измерова. М.:Медицина, 1987

Бондарев Л. Г. Микроэлементы – благо и зло. – М.: Знание, 1994. – 144 с.

Пугачевич П. П. Работа со ртутью в лабораторных и производственных условиях. – М.: Химия, 1972. – 151 с..

Эколого-геохимические проблемы ртути. – М.: ИМГРЭ, 2000. – 180 с.

 Леенсон И.А. Занимательная Химия.: Дрофа 1996. -  176 с.                                       

 

   Приложение  №5

Памятка

В случае утечки ртути дома (например, разбился термометр):

1. ПОМНИТЕ!!! Ни какого контакта с ртутью взрослым и уберечь от контакта детей.

2. Сообщить о найденной ртути специальным службам - телефон един для всех чрезвычайных происшествий - 112.

3.Детям ни в коем случае не пытаться собирать ртуть самостоятельно, сообщить взрослым, до прихода взрослых закрыть комнату, где находится ртуть, не входить в нее.

4.Взрослым для сбора ртути не следует использовать пылесос, это только усилит ее испарение и распространение по квартире, а также большую щетку или веник, шарики превратятся в пыль, которую очень трудно собрать.

5. Нельзя выбрасывать ртуть в унитаз, она останется в канализации.

6.Необходимо немедленно открыть окна в помещении. Место, где находится ртуть, полезно подсветить боковым светом фонарика или настольной лампы. Ртуть будет хорошо видна.

7.Приготовить стеклянный сосуд с водой. Работать следует в резиновых перчатках, избегая контакта ртути с кожей. Прежде всего, убрать в сосуд осколки с остатками ртути. Затем медленными плавными движениями переместить шарики ртути на лист бумаги с помощью картонки или совка с резиновым кончиком и сбросить их в сосуд с водой. Для сбора мелких частиц можно использовать резиновую грушу или клейкую ленту (скотч). Из щелей мелкие ртутные шарики легко выметаются влажным ватным тампоном вместе с песком, которым необходимо их посыпать.

8.После удаления видимых частиц, рекомендуется обильно нанести крем для бритья и собрать пену или обработать раствором марганцовки.

9. Желательно не заходить в это комнату, хотя бы сутки. Затем тщательно вымыть полы водой. 21.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученицы 2А класса Анисимовой Юлии. "Необычные насекомые. Пчела медоносная."

Исследовательская работа. "Необычные насекомые. Пчела медоносная." Данная работа выполнена ученицей 2 класса . Здесь показаны интересные факты из жизни пчёл ,материал подобран из сети интернет и лично...

Научно-исследовательская работа ученицы 2 класса. Обрядовая кукла.

Исследовательская работа по теме "Обрядовая кукла"...

Исследовательская работа ученицы 4 класса. На тему: Умножение чисел решётчатым методом.

Исследовательская работа ученицы 4 класса. На тему: Умножение чисел решётчатым методом....

Исследовательская работа ученицы 3 класса "Растения нашего класса: польза или вред"

Исследовательская работа ученицы 3 класса "Растения нашего класса: польза или вред"...

Научно-исследовательская работа «Освежители воздуха. Безопасны ли они для здоровья человека»

Научно-исследовательская работа по теме: «Освежители воздуха. Безопасны ли они для здоровья человека» разработана для учащихся начальных классов...