Педагогическая мастерская:"Использование игрв в "Геоконт" в учебной деятельности
материал (2 класс) на тему

Мезенцева Татьяна Сергеевна

В процессе обучения математике младших школьников наибольшее распространение получили игровые технологии на основе дидактических и развивающих игр. Я бы хотела остановиться на элементах игровой технология интеллектуально-творческого развития детей Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Данная разработка включает в себя разработку игры Геоконт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezentseva_t._s._igra_geokont.docx87.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета

Педагогическая мастерская:

«Использование игры «Геоконт»

в учебной деятельности».

автор: Мезенцева Т.С.,

учитель начальных классов

г. Тайшет

2017-2018 уч. год

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская мудрость

Вступительное слово

В настоящее время каждый учитель начальной школы применяет большое количество педагогических технологий в зависимости от поставленных целей и задач уроков, занятий внеурочной деятельности. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательной и интересной не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению различных предметов в начальной школе, в частности, математики.

В процессе обучения математике младших школьников наибольшее распространение получили игровые технологии на основе дидактических и развивающих игр. Я бы хотела остановиться на элементах игровой технология интеллектуально-творческого развития детей Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Технология Воскобовича была создана в 1998 году и называлась «Интеллектуально-творческое развитие детей 3 – 7 лет», использовалась в ДОУ. Мне об этой технологии стало известно гораздо позднее, когда мне в руки попалось методическое пособие по наглядной геометрии Т.В.Жильцовой, Л.А.Обуховой (показать данную методичку). В 2007 году вышло 3-е издание, переработанное и дополненное, которое можно использовать и в начальной школе

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей. Это:

  1. Широкий возрастной диапазон участников игры (С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 9-ти лет, а иногда и ученики средней школы).
  2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игры можно решать большое количество образовательных задач:
  • ориентировка в пространстве;
  • тренировка мелкой моторики;
  • совершенствование речи, мышления, внимания, памяти, воображения;
  • освоение цвета, формы, размера предметов, освоение цифр и букв.
  • вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Так в  игре Геоконт (с которой я сегодня вас познакомлю) особенно хорошо прослеживается предметно – практическая деятельность. Игра «Геоконт» - оригинальный конструктор, который представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками» (показать) на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый «луч», второй «гвоздик») (показать).  С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.

Игра в «Геоконт» начинается со сказки: ПОСМОТРЕТЬ СКАЗКУ В ПОСОБИИ ПО ГЕОМЕТРИИ

Практическая часть

В моей практической части выступления я решила показать, как сделать упрощенную версию "Геоконта" своими руками. Квадрат можно сделать любого размера. У меня 21х21.

Закрашиваем квадрат полностью жёлтым цветом.

Проводим линии по двум диагоналям черным цветом.

Проводим вертикальную и горизонтальную перпендикулярные линии через центр черным цветом.

Чертим квадраты со сторонами 6см, 9см, 15см, 20см. Проверить соединение углов по диагоналям.

Места пересечения линий обозначаем цифрами от центра (Ц) к краям (1-4).

Декорируем точки пересечения цветными кнопками. Верхний отрезок - белый. Далее следуем порядку цветов радуги. Центр - черный.

«Геоконт» своими руками готов.

Заключение.

Дети с удовольствием играют с разноцветными паутинками Паука Юка, Малыша Гео. А в процессе игры в 1 классе формулируют понятия о геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, ломаная, квадрат, треугольник и т.д), во 2 классе подробно узнают об их свойствах, в 3-4 классах решают задачи на вычисление периметра и площади геометрических фигур. Изучают дроби в 4 классе. Игры с геоконструктором обучают детей ориентироваться на плоскости в системе координат, правильно выполнять построение геометрических фигур, пополнять знания об их свойствах.

Также данное пособие можно использовать при обучении чтению и письму. Для этого необходимо подготовить круглые жетончики размером как красные круги у каждой оси координат, крепить жетончики можно с помощью липкого пластилина. На жетончиках обозначить необходимые буквы. Например Буква Л и гласные первого ряда: А, О, У, Ы Э. Буква Л крепится в центр пособия на букву Ц, остальные по краям осей. Ребёнку деётся резинка (маленького диаметра) и предлагается соединить Букву Л, с гласным, проговаривая слог, который получится.

На «Геоконте» так же можно набирать слова. В этом случае жетоны с буквами крепятся хаотично по гвоздикам, и, ребёнок соединяет буквы разноцветными резинками, или «шнуром-граматеем» получая необходимые слова.

Можно игру немного разнообразить. Например, создать на твердой основе  макет яблони (снеговика, ромашки, парусника). На макете большими буквами написано слово. Например, ЯБЛОНЬКА. Около каждой буквы есть металлическая кнопка с дырочкой. В серединке звездочка с такой же кнопочкой. Звездочка будет заменять любую букву алфавита. К игре прилагается шнурок. Задание: Собрать слова с помощью шнурка.

Итак: с помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития. Конструирование на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что так же немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.

Ученик моделирует не только формы, но и пространственные образы, учится взаимному расположению предметов, сравнивает величины, применяет математические термины, решает логические задачи. А развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе и успешны в обучении, проявляют интерес к новому и необычному, умеют рассуждать и действовать.

Игра способствует развитию пространственного мышления младших школьников. Психологически обосновано, что развитие пространственного мышления происходит в целенаправленной деятельности, при этом особая роль отводится действиям руками с конкретными объектами в пространстве и на плоскости.

Не менее важную роль в будущей жизни ребенка играют творческие способности.

Все это возможно при использовании «Геоконта»

Приложение 1

Игровое поле «Геоконт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме « Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей «норма» и детей с ОВЗ».

« Проектирование учебной деятельности совместно обучающихся детей «норма» и детей с ОВЗ». Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными п...

Проект педагогический ситуации, направленной на формирование учебной деятельности

Ребята определяют температуру воздуха по термометру. Оценивают свою работу....

Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

Педагогические основы мониторинга развития мотивации учебной деятельности младших школьников....

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников».

Педагогическая мастерская на тему: « Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»....

Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...

Мастер - классе по педагогической мастерской Обучение на основе учебной ситуации

ФГОС вводит новое понятие  - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные у...

Педагогические технологии контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы  по технологиям контроля и оценки учебной деятельности в начальной школе с использованием методики А.Б.Воронцова "Педагогическая технология контр...