Мастер - классе по педагогической мастерской Обучение на основе учебной ситуации
учебно-методический материал

Гаврилова Марина Александровна

ФГОС вводит новое понятие  - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд №2) В Федеральном компоненте государственного стандарта второго поколения подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы.  Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. (Слайд №3)

(слайд №5)  ФГОС вводит новое понятие  - учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.

Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.

Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

      Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться проверять безударные гласные .» ,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

Слайд  №6           Творчество педагога должно быть направлено на

• создание учебной ситуации,

• разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

Необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.

Слайд  №7           Учебные ситуации строятся с учетом:

• возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),

• специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной/обществоведческой части окружающего мира типами формируемых умений),

• меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

        

        Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка.

  •  Ситуация выбор.     Слайд №8, 9            

 (до)ехал (до)б...рёзы  

 (по)бежал (по)д...ревне  

 (про)читал (про) город  

(на)кричал (на)с...баку  

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

   1) слова из словарика и не из него.

   2) слова с приставками и предлогами.

   3) глаголы и прилагательные

У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.

  • Ситуация неопределенность.(слайд 10)

Подберите проверочные слова к словам , записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.

  • Ситуация несоответствие.(слайд 11)

Помогите проверить орфограмму в слове    хв . стуны.

Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

  • Ситуация неожиданность.(слайд 12)

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

(слайд  №13) Значит, учебную ситуацию используют не только для определения темы урока  и  определения задач. Учебные ситуации делятся на виды:

  • Учебная ситуация целеполагания
  • Учебная ситуация планирования
  • Проблемная ситуация и ее решение
  • Учебная ситуация моделирования
  • Учебная ситуация наблюдения
  • Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке
  • Учебная ситуация рефлексии
  • Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям

Слайд 14 Типология учебных ситуаций:

  •  ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); слайд №15
  • • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); слайд №16
  • • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; уч. стр. 72 русский язык
  • • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). Стр. 125 упр.№2

(слайд №17)    Таким образом, учебная ситуация – маленький, но целостный фрагмент урока. Учебные ситуации могут быть проблемные и нейтральные.

Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника,  выясняют тему урока, анализируют содержание  страниц учебника, определяют цель.

(Слайд №18)

Алгоритм проектирования цели урока:

  1. Анализ содержания темы
  2. Прогнозирование реального результата, которого смогут достичь дети.
  3. Примерное формули.рование целей и  отбор ведущей цели
  4. Формулирование ведущей цели урока  через  результат, выраженный  в действиях учащихся.

( В формулировке важно отразить два аспекта –дидактический и развивающий)

(слайд 19) Учебная ситуация

Так, в учебной ситуации постановки целей урока происходит формирование регулятивных УУД - принятие, осмысление и удержание цели урока, формулирование задач. Через постановку учебных задач формируется действие планирования.

   При этом формируются и познавательные УУД – анализ, синтез, обобщение. Для разработки учебной ситуации необходимо осуществить логико-дидактический анализ содержания, так как цели формулируются на основе содержания. Содержание включает не только знания, умения, навыки, но и универсальные умения, опыт творческой деятельности.

     Задачи урока формулируются к ведущей цели урока, как конкретные действия обучающихся, которые необходимы для её достижения. Таким образом, последняя задача выводит нас на результат, зафиксированный в цели учебного занятия.

   

(слайд 20)  Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Важно формулировать задачи через деятельность, которую должны осуществить обучающиеся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам (не более 2-3 задач).

Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов, таких как характер целей изучения темы, уровень подготовки слушателей, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения, индивидуальный стиль преподавателя и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастерская: «Обучение на основе учебных ситуаций»

Слайд 2

Задания в группах: 1. Закончите предложение. Учебная ситуация на уроке – это …. 2. Роль учебной ситуации с позиции двух сторон: учителя-ученика 3. Учебные ситуации строятся с учётом …. 4. Виды учебных ситуаций на уроке ….

Слайд 3

3 Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС

Слайд 4

Чем вызвана необходимость внедрения системно-деятельностного подхода? Спустя две недели у нас в памяти остаётся Конус обучения Степень включённости в учёбный процесс 90% того , что говорим и делаем Реальная работа Активная Имитация реального опыта Ролевая игра 70% того, что говорим Проведение бесед Участие дискуссиях 50% того, что видим и слышим Наблюдение за реальным процессом Пассивная Просмотр презентаций Наблюдение за демонстрационным процессом Просмотр кинофильмов 30% того, что видим Просмотр иллюстраций 20% того, что слышим Прослушивание выступлений 10% того, что читаем Чтение Джон Кийосаки

Слайд 5

Что такое деятельностный урок? Урок, позволяющий организовать обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

Слайд 6

Понятие учебной ситуации Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл

Слайд 7

формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Создание учебной ситуации

Слайд 8

Проектирование учебной ситуации возраста ребенка специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя)

Слайд 10

Ситуация выбор. (до)ехал (до) б...рёзы (по)бежал (по) д...ревне (про)читал (про) город (на)кричал (на) с...баку Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в строке слова? 1) слова из словарика и не из него. 2) слова с приставками и предлогами. 3) глаголы и прилагательные Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Слайд 11

Ситуация неопределенность. зап[и]вал Запивал – пил, запевал – пел. Задача урока: учиться проверять слова , одинаковые по звучанию.

Слайд 12

Ситуация несоответствие. хв . стуны Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться. Задача урока: узнать, что это за изменение

Слайд 13

Ситуация неожиданность. Сидят на ветке воробьи, Болтают про дела свои, Вспорхнули с ветки воробьи! Задача урока: познакомить с падежами.

Слайд 14

Виды учебных ситуаций Учебная ситуация целеполагания Учебная ситуация планирования Проблемная ситуация и ее решение Учебная ситуация моделирования Учебная ситуация наблюдения Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке Учебная ситуация рефлексии Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям

Слайд 15

Типология учебных ситуаций • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Слайд 16

Ситуация проблема: Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола? Долго тян [ и ] тся зимняя ночь.

Слайд 17

Ситуация иллюстрация

Слайд 18

Таким образом, учебная ситуация – маленький, но целостный фрагмент урока. Учебные ситуации могут быть проблемные и нейтральные. Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель.

Слайд 19

Учебная ситуация Так, в учебной ситуации постановки целей урока происходит формирование регулятивных УУД - принятие, осмысление и удержание цели урока, формулирование задач. Через постановку учебных задач формируется действие планирования. При этом формируются и познавательные УУД – анализ, синтез, обобщение. Для разработки учебной ситуации необходимо осуществить логико-дидактический анализ содержания, так как цели формулируются на основе содержания. Содержание включает не только знания, умения, навыки, но и универсальные умения, опыт творческой деятельности.

Слайд 20

Задачи урока формулируются к ведущей цели урока, как конкретные действия обучающихся, которые необходимы для её достижения. Таким образом, последняя задача выводит нас на результат, зафиксированный в цели учебного занятия. Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Важно формулировать задачи через деятельность, которую должны осуществить обучающиеся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам (не более 2-3 задач).

Слайд 21

Что такое кейс учебных ситуаций? Кейс - учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Обычно состоит из трех частей: описание конкретной ситуации, задания к кейсу, учебная информация.

Слайд 22

Продумать к следующему занятию Учебная ситуация целеполагания Инжуватова Учебная ситуация планирования Инжуватова Проблемная ситуация и ее решение Рачко Учебная ситуация моделирования Кочемасова Учебная ситуация наблюдения Журавлёва Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке Гаврилова Учебная ситуация рефлексии Сокол Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям Кочемасова

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»

XV юбилейные  областные VIII Всероссийские Занковские чтения Мастер-класс:«Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»Подготовила:Быч...

Мастер - класс "В горшечной мастерской"

Дети на уроке были поделены на 3 звена. Каждое звено получила свое задание и из глины они делали различную посуду, применяя разные способы её изготовления...

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Презентация на тему: "Обучение на основе учебных ситуаций"

Материал для педагогической конференции учителей начальных классов....

Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения

педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...

Мастер-класс в "Творческой мастерской " для педагогов "Брошь" (смешанная техника с использованием фильцевания)

Мастер-класс проводился с целью обобщения и распространения педагогического опыта работы по образовательной программе внеурочной деятельности «Творческая мастерская: Волшебный мир искусств»...

Мастер-класс для педагогического коллектива "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Цель: применение игровых приёмов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.       Задачи: представить педагогическ...