Эксперементальная образовательная программа "Музыкальная пластика"
рабочая программа (1 класс) на тему

Горностаева Елена Ганнадьевна

В системе эстетического воспитания слабовидящих детей огромную роль играет музыкальное образование, которое обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития слабовидящих детей средствами музыкально - ритмической деятельности и направлено на развитие музыкальных способностей  ( слух, память, ритм).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОУ МГДМШ им. И.О. Дунаевского

«Принято»                                       «Утверждаю»

     на заседании Педагогического Совета

     Протокол №____от «___»____2010 г.

                                         ____________ А.Н. Краси

Приказ №    от «    »___________2010г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По предмету

 «музыкальная пластика»

 для отделения художественно – эстетической направленности

школы -  интерната IV вида №2 г. Москвы

                                        для детей ( 7-12 лет)

Срок реализации – 2 года

Типовая программа для интерната

 слабовидящих детей  №2 г. Москвы

                                            на основе программы, разработанной на базе

                                Методического кабинета по учебным заведениям искусств

                                                  по культуре города Москвы в 2002 году.

Изменения внесены преподавателем Е.Г. Горностаевой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В системе эстетического воспитания слабовидящих детей огромную роль играет музыкальное образование, которое обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития слабовидящих детей средствами музыкально- ритмической деятельности и направлено на развитие музыкальных способностей (слух, память, ритм). Этой цели подчинены все предметы курса («хоровое пение», «музыкальная азбука», «музыкальная пластика», «элементарное музицирование» ), которые  находятся между собой в  тесной взаимосвязи, с соблюдением основного дидактического принципа « от простого к сложному»

Ребёнок с нарушением зрения более чем зрячий зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьёзные задачи встают перед ним, в связи с переносом акцентуации на развитие самостоятельной активности, связанной с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. Отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт физических действий, плохо развитая общая моторика, не сформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение занятий «музыкальной пластики» с детьми, имеющими нарушение зрения. Как известно, слабовидящий ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие проблемы в общении. У детей возникают серьёзные трудности при выполнении заданных упражнений, для преодоления которых требуется больше времени, чем для обучающихся основной группы, не имеющих сопутствующих патологий.

В несложных, весёлых и подвижных танцах-играх ребёнок получает радость от самого процесса движения под музыку, от того,  что у него всё получается, от возможности выразить, проявить себя. Всё это даёт прекрасный эффект в коррекции развития слабовидящих детей. Дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, играть, петь и танцевать. В процессе выполнения упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными              направлениями, перестроения образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определённой цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нём.

Упражнение с предметами: мячами, обручами, шарами лентами и т. д. развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа, и так же оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие слабовидящих детей, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, её ритмическая структура, темповые изменения, динамическая окрашенность вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у слабовидящего ребёнка активность, воображение, координацию и выразительность движений. Исполнение под музыку стихов, попевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию воображения, а так же активной работы дыхательного аппарата и моторики. Такие занятия эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных коллективных действий, учатся вежливо обращаться друг с другом.

На занятиях по музыкальной пластике эффективно реализуются следующие направления воспитательной работы:

 - развитие музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве;

- развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

-  развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки.

Цель предмета «музыкальная пластика» в школе-интернате - -научить ребёнка координировать простые и сложные движения, согласовывать свои движения с музыкой, оказывая положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребёнка, что обеспечивает коррекцию психомоторики слабовидящих детей. 

Основные принципы, используемые на уроке:

-постепенность в развитии эмоциональных способностей

- строгая последовательность при развитии эмоционального состояния.

-целенаправленность.

- формирование эмоциональной активности.

   Основные задачи предмета «музыкальная пластика»

 - привить навык осознанного отношения к музыке.

- научить компенсировать двигательный и эмоциональный     дефицит.

- научить владеть своим телом.

- активизировать  музыкальное восприятие детей через движение

- помочь выявить и развить музыкальные и творческие способности.

      Одну из основных задач предмета составляет выработка общих двигательных навыков    конкретности и точности движения, правильности распределения мышечных усилий, ритмичности, музыкальности. Её освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Предмет «музыкальная пластика» является базовым для овладения другими музыкальными дисциплинами:

Цели программы:

  • социальная адаптация детей;

-     эстетическое развитие;

  • формирование духовно-нравственных ценностей;
  • воспитание трудолюбия;
  • укрепление здоровья.

Задачи программы:

  • воспитание музыкальных способностей;
  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие физических данных, координации движения, пластичности, хореографической памяти, выносливости;
  • формирование умений соотносить движения с музыкой;
  • овладение свободой движения;
  • активизация творческих способностей;
  • воспитание любви и интереса к музыке;
  • психологическое раскрепощение учащихся
  • в основе занятий  лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые  наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Это  темп, динамические нюансы, метроритм, строение музыкального произведения (музыкальная форма). Регистровые и ладовые особенности, от которых зависит характер музыкального произведения. Дети закрепляют  на занятиях теоретические знания и навыки. Передавая музыку в движении, переживая ее, ощущают.
  1. Программа рассчитана на  2 года, занятия проходят  один раз в неделю по 40 минут.

В конце учебного года проводится открытый урок .

Программа состоит из 3-х разделов.

  1. Музыкальная азбука  (теория)
  2. Музыка и танец.
  3. Танцевальные композиции.

Первый раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, изучение средств музыкальной выразительности на основе танцевального движения, воспитание чувства ритма, музыкального слуха посредством ритмических  упражнений и музыкальных игр.

Второй раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, овладение большим объемом новых движений, развитие координации, формирование осанки и физических данных, необходимых для занятий хореографией

Третий раздел предполагает изучение разноплановых танцев: образных, классических бальных, танцев в современных ритмах и массовых композиций, которые могут стать основой репертуара для сценической практики.

Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала, (т.е. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание  и реализацию творческого начала.

В программу включены методические рекомендации по организации и проведению занятий, использованию музыкального материала.

Изложенный в программе курс ориентирован на учащихся 7-12 лет, рассчитан на 2 года обучения и изучается параллельно с курсом музыкальной грамоты.

По каждому классу и разделу определены программные требования.

Формы и методы работы

Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 5 -6 человек).

Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся.

Важное значение для формирования детского коллектива имеет также работа по подготовке учащихся к концертному выступлению.

Основные методы работы:

  • наглядный - практический качественный показ;

.  словесный - объяснение, желательно образное;

  • игровой - учебный материал в игровой форме;
  • творческий - самостоятельное создание учащимися музыкально- двигательных   образов.

Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и по окончанию каждой четверти.

                 

Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета

  • форма и содержание открытого урока определяется преподавателем;
  •  контрольный урок, зачет должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкально-ритмический и танцевальный материал, соответствующий требованиям класса;
  • итоги контрольного урока, зачета обсуждаются преподавателями .

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)

Наименование раздела и тем

Всего

1 класс

2 класс

Введение

1

1

Раздел 1. музыкальная азбука

   

1.1. Связь музыки и движения

         

5

3

2

1.2. Темп, динамика и характер муз. произведения

11

6

5

1.3.   Метроритм

6

3

3

1.4. Строение музыкального произведения

5

3

2

Итого по разделу:

28

16

12

Раздел 2.  Музыка и танец

                       

                  Раздел 2. Музыка и танец.  

2.1.  Развитие отдельных групп мышц и их подвижность Связь музыки и движения.

6

3

3

  1. фигурная маршировка

           

5

3

2

  1. элементы классического танца

6

3

3

2.4. элементы народного танца

6

3

3

Итого по разделу:

23

12

11

Раздел 3. Танцевальные композиции            

3.1. Парные композиции.

8

3

5

3.2. Массовые композиции.

9

3

6

Итого по разделу:

17

6

11

Всего:

68

34

34

Первое полугодие -16 часов.

Второе полугодие – 18часов


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Введение

Организационные моменты: систематичность занятий, дисциплинированность на уроке. Значение специальной одежды на занятиях.

Раздел 1. Музыкальная азбука

Тема 1.1 Связь музыки и движения

 Взаимосвязь танцевального движения с музыкой. Понятие о строении музыкальной и танцевальной речи (мотив, фраза, предложение). Законченность мелодии и танцевального движения. Понятие о музыкальном вступлении и исходном положении танцующего. Начало исполнения движения после музыкального вступления. Отражение в движениях построения музыкального произведения. Понятие о трех музыкальных жанрах: марш - танец - песня. Знакомство с двухчастным и трехчастным построением музыкального произведения.

Различные виды движений под музыку: бег, прыжки, ходьба, пружинки, подскоки. Умение передать характер музыки через движение.

  Исполнение движений всем коллективом или по очереди друг за другом оказывают на детей воспитательное значение, требуют четкого взаимодействия всех учеников, повышает дисциплину и чувство ответственности. Это же развивает у детей память, внимание, активное торможение. Приучает их делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое.

Тема 1.2 Темп, динамика и характер музыкального произведения. Понятие  о музыкальных темпах. Классификация музыкальных темпов: медленный, быстрый, умеренный (изучается последним). Выполнение движений в различных темпах: переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.

Характер музыки создается целым комплексом музыкально – выразительных средств: темпа, динамики. Темпы удобные для движения детей в дошкольной группе: быстро, умеренно, неторопливо. Дети осваивают движения исходя из темпа музыки: в быстром – легкие и мелкие движения, а в неторопливом – более крупные, широкие и плавные. Умение удерживать движения  в заданном темпе (чередуя движения под музыку и без нее), переход из одного темпа в другой, который наступает внезапно или постепенно. динамика вначале воспитывается на резких контрастах в частях одного музыкального произведения, затем дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания. С изменением темпа, динамики меняется характер и вид движения.. Одним из самых доступных для детей  видов движения является ходьба.  Другой вид движения – бег. Последний вид движения – подскоки.

 Тема 1.3 Метроритм

                       Работа  над метроритмом идет по двум направлениям:  

  • интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, ощущение сильных и слабых долей;
  • сознательное усвоение метроритма на основе изучения музыкальной грамоты                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  • дети  в процессе занятий усваивают, что на четверти удобнее шагать, а на восьмые – бежать
  • первое время дети исполняют длительности, ритмические рисунки по слуху .Затем задания усложняются и включается осмысленное движение (бег - восьмые, шаг – четверти, длинный плавный  шаг с остановкой – половинная и приседание – целая). Подобные задания тренируют у детей слуховое внимание, чувство ритма, развивают  память, улучшают координацию движений. Другой метод – «эхо». Прослушав отрывок, повторить его по памяти (можно с применением шумовых инструментов) или под аккомпанемент концертмейстера. Можно использовать ритмические игры с самостоятельным придумыванием ритмических фигур.

     Понятие сильных и слабых долей.  Переходя к освоению сильной доли, необходимо научить выделять ее акцентом .Этому помогут упражнения с любыми предметами: мяч, игрушка, бубен и т. д.

. Знакомство с музыкальными размерами: 2/4, 3/4, 4/4;  Размер 2/4 и 3/4  дети учатся определять по слуху, основываясь на полученных ранее слуховых ассоциациях и понятиях «марш, вальс.

Тема 1.4  Строение музыкального произведения

                 Умение различать форму музыкального произведения: вступление, окончание,  часть, фраза. Научить детей во вступлении подготовится к началу движения и вовремя начать. При прослушивании музыкального произведения дети знакомятся со строением его в целом, с делением на части и музыкальные фразы. Определяют повторность в музыке и смену характера на примерах двухчастной формы, а затем и трехчастной. В одинаковых фразах или частях делаются одинаковые движения.

Раздел 2. Музыка и танец

 

Тема 2.1. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.    Развитие музыкальности, координации и свободы движения ,  ловкости, выносливости. 

Развитие опорно-двигательного аппарата. Упражнения для различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног. Подбор упражнений, способствующих разогреву мышц, развитию координации, скорости мышечных реакций. Ритмическая основа упражнений должна соответствовать музыкальному материалу.

Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса:

  • наклоны головы вперед, назад и в стороны;
  • повороты головы вправо, влево;
  • круговые движения головой по полукругу и по целому кругу;
  • вытягивание шеи вперед и в стороны;
  • подъем и опускание плеч вверх, вниз, вместе и поочередно;

-   круговые движения плечами вперед и назад, двумя вместе и поочередно.

Упражнения для рук:

  • подъем и опускание вверх-вниз;
  • разведение в стороны;
  • сгибание рук в локтях;
  • круговые движения «мельница»;
  • круговые махи одной рукой и двумя вместе;

-   отведение согнутых в локтях рук в стороны.

    для кистей рук:

-   сгибание кистей вниз, вверх;

-   отведение вправо, влево;

-   вращение кистей наружу, внутрь.

Упражнения для корпуса:

-   наклоны вперед, в стороны;

-   перегибы назад;

-   повороты корпуса «пилка»;

-   круговые движения в поясе;

-  смещение корпуса от талии в стороны;

-   расслабление и напряжение мышц корпуса (ронять корпус).

 Упражнения для ног:

-    полуприседания;

-   подъем на полупальцы;

-   подъем согнутой в колене ноги;

-   разгибание и сгибание ноги в коленном суставе вперед, в сторону;

-   то же с приседанием;

-   отведение ноги, выпады вперед и в стороны;

-  разворот согнутой в колене ноги.

   для ступней ног:

-   сгибание и разгибание ноги в голеностопном суставе;    

-   отведение стопы наружу в суставе, внутрь;

-   круговые движения стопой.

Прыжки:

-    на обеих ногах;

-   на одной (по два, четыре, восемь на каждой);

-   прыжок с просветом (из 6 позиции на 2 позицию и обратно);  

-   перескоки с одной ноги на другую с отведением работающей ноги на носок или пятку вперед и в стороны;

-   подскоки;

-   легкий бег

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На уроках «музыкальной пластики» учащиеся приобретают навыки музыкально-двигательной деятельности, осваивают простейшие танцевальные элементы.

Урок проводиться 1 раз в неделю по 40 минут.

Урок делится на 3 части: подготовительную или вводную, основную и заключительную.

Первая, подготовительная часть включает маршировку и разминку, построенные на простейших движениях, способствующие разогреву мышц, суставов и связок, желательно с элементами образности.

Вторая, основная часть - изучение элементов классического и народного танцев; основ музыкальной грамоты; танцевальных движений, их комбинирование; работу по развитию физических данных; работу над этюдами, композициями.

Третья, заключительная часть включает закрепление музыкально-ритмического материала в игре, танцевально-игровые упражнения.

У каждой части урока свои задачи.

Главная задача подготовительной части - организовать внимание учащихся, подготовить мышцы, суставы, связки к интенсивной физической работе.

Задачами основной части являются: формирование осанки  (постановка корпуса, рук, ног, головы); развитие силы, выносливости, начальных элементов координации посредством освоения тренировочных и танцевальных движений, музыкального и выразительного их исполнения.

Задача заключительной части - снятие физического и нервного напряжения, подъем эмоционального тонуса посредством игры.

При проведении урока необходимо постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным, расчленяя каждое упражнение на элементы. При этом следить за свободным, правильным дыханием и общим самочувствием учащихся.

Не следует ставить задачу разучить большое количество движений за урок. Важно добиваться осмысленного, правильного, музыкального исполнения каждого задания урока.

С первых уроков важна работа над культурой исполнения движений.

   Основные педагогические принципы в работе с слабовидящими детьми: доступность, системность, последовательность, учет возрастных особенностей, заинтересованность, перспективность.

Требования к музыкальному оформлению урока

Музыкальное оформление урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным, будь то работа концертмейстера или звучание фонограммы.

Музыкальное произведение (фрагмент) подбирается к каждой части урока, определяется его структура, темп, ритмический рисунок, характер. Мелодии должны быть простыми, но не примитивными и не монотонными.

        В оформлении урока  используется:

  • классическую музыку русских и зарубежных композиторов;
  • народную музыку;
  • музыку в современных ритмах.

                Музыкальный материал должен  быть:

  • доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми  младшего школьного возраста;
  • иметь выразительную мелодию и четкую фразировку;
  • быть близким по содержанию детским интересам.


Тема:2.2.  Фигурная маршировка.

Различные построения рисунков и фигур. Приемы перестроения из одной фигуры в другую. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения. Использование различных видов шагов. Создание музыкально-двигательного образа на основе мелодии.

Виды рисунков танца:                                     Виды фигур:

  • круг;                                                                  -   круг в круге;
  • змейка;                                                            -   «звёздочка»;
  • цепочка;                                                          -   «воротца»;
  • квадрат;                                                           -   сужение и расширение круга.
  • колонна;
  • шеренга;
  • диагональ;
  • зигзаг.

Виды шагов и ходов:

  • танцевальный шаг с носка;
  • шаг с пятки;
  • шаг на полупальцах;
  • приставной шаг;
  • шаги на полуприседании;
  • маршевый шаг;
  • галоп;
  • подскок;
  • легкий бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
  • лег «лошадки».

Тема2.3. Элементы классического танца.

        Изучаются на середине зала при неполной выворотности ног.

Постановка корпуса, ног, рук, головы:

-  позиции ног: 1, 2, 3;                                                                                

-   постановка стоп;

-  позиции рук: подготовительное положение, постановка кисти, 1, 3, 2 (изучается последней, как наиболее трудная), музыкальный размер: 4/4 - 1 такт; 3/4 - 4 такта;

-  battement tendu в 1 и 3 позициях, все направления, музыкальный размер: 4/4 - 2 такта;

-  demi - plie в 1 и 3 позициях, музыкальный размер:  4/4 - 2такта;

-  battement tendu et demi-plie в 1 и 3 позициях, музыкальный размер: 4/4 - 2такта, (1такт - на каждое движение);

-  постановка корпуса, ног у станка (лицом к станку) в полувыворотных позициях;

  • preparation для руки у станка (держась одной рукой за станок);
  • наклон корпуса вперед, в сторону;
  • трамплинные прыжки;
  • понятие en face.

Тема2.4. Элементы народного танца.

  • положение рук на поясе;
  • положения рук в паре (в русском, белорусском танце);
  • шаг с приставкой;
  • шаг с подскоком;
  • притоп одинарный, тройной;
  • галоп;
  • подскок;
  • «ковырялочка»;
  • гармошка;
  • полуприсядка с выносом ноги вперед и в сторону;
  • присядка «мячик»;
  • хлопки в ладоши;
  • полька;                                                                                                                            16

-       простейшие хлопушки

  • вращение по точкам класса на месте.

Тема 5.                                    

Раздел 3. Танцевальные композиции

Тема 3.1.   Парные композиции.

        Знакомство с основными правилами поведения в парном танце:

  • приглашение на танец;
  • постановка исполнителей в паре:
  • положение корпуса: лицом друг к другу, лицом по линии танца,
    лицом против линии танца, в повороте парой, и др.
  • положения рук: взявшись за одну руку, за две руки, «крест-
    накрест», «воротца», «под руки» и др.

-        ведущая роль партнёра;                                                                                

Воспитание уважительного отношения партнёров друг к другу. Развитие навыков исполнения парного танца.

Изучение образных танцев: «Весёлая прогулка», «Мяу», «Дождя не боимся», «Пингвины», «Улыбка», «Топотки», «Осы», «Лебёдушка», «Торжественный танец» и др., (по выбору преподавателя).

        Изучение классических бальных танцев:

-        полька: «Ладошки», «Забава», «Школьная», «Вертушка»,«Встреча», «Непоседы», «Перевертыши», «Круговая», «Минутка» и др.

  • вальс: «Качели», «Школьный», «Фигурный», «Бабочка» и др.
  • марш: «Авангард», «Весёлый марш», «Детский марш» и др. (по выбору преподавателя).

Изучение танцев в современных ритмах: «Модный рок», «Стаккато», «Самбарино».

 Диско-танцы — «Паровозик», «Чики-рики», «Ёжики», «Буратино», «Стирка», «Кенгуру», «Ква-ква», «Элефант», «Мим», «Чарли», «Комарики», «Эврика», «Манго», «Тутси» и др. (по выбору преподавателя).

Тема 3.2. Массовые композиции.

Освоение композиционного пространства. Навыки коллективного исполнительства. Обогащение исполнительской выразительности. Понятие об ансамбле, как согласованном действии исполнителей.

Изучение массовых композиций: «Вальс шаров», «Марш друзей», «Валенки», «Цирковые лошадки», «Пингвины», «Волшебный цветок», «Танец цыплят», «Летка-енка», «Ах, вы, сени», полька «Шепотки», «Метелица», «Мячики», «Ручеёк», «Русское попурри» и др. (по выбору преподавателя) 

ПРОГРАММНЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ

1 КЛАСС

  1 раздел:   Музыкальная азбука  

-  иметь представление о темпах и динамике музыкальных произведений, уметь их определять и отражать в движениях;

-  знать понятия: вступление, начало и конец предложения, уметь своевременно начинать движение по окончании вступления;

-  знать понятия: «сильной» и «слабой» доли в такте и уметь выделить их соответствующими движениями;

-  знать понятие метра и ритма;

-  иметь навыки воспроизведения простейших ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши и притопов ног.

                                                                                                   

2 раздел: Музыка и танец

 -   иметь представление о двигательных функциях отдельных частей тела (головы, плеч, рук, корпуса, ног);

-  иметь первоначальные навыки движенческой координации, хореографической памяти;

-  знать простейшие построения (фигуры и рисунки танца), уметь самостоятельно размещаться в танцевальном зале;

-   знать позиции ног (полувыворотные), позиции рук;

-  владеть различными танцевальными шагами

3 раздел: Танцевальные композиции.

-  иметь представление о танцевальной композиции, выразительности исполнения разнообразных танцев;

-  уметь ориентироваться на площадке танцевального зала;

-  иметь навыки исполнения движений в различных ракурсах и рисунках танца;

-  иметь навыки исполнения танцевальных комбинаций и композиций;

-  иметь навыки коллективного исполнительства.

2 КЛАСС

1 раздел: Музыкальная азбука     -  иметь представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами; -  знать понятие лада в музыке (мажор, минор) и уметь отражать ладовую окраску в художественных образах;

-  знать понятие простых музыкальных размеров 2/4, 3/4, 4/4; уметь определять их на слух;

 -  владеть навыками воспроизведения разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши и притопов ног в сочетании с простыми танцевальными движениями.

       2 раздел: Музыка и танец                                                                                                    

-  владеть первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;

-  иметь навыки комбинирования движений;

-  уметь перестраиваться из одной фигуры в другую;

-  владеть различными танцевальными         движениями, упражнениями на развитие физических данных.

3 раздел: Танцевальные композиции.

-  иметь представление о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;

-  уметь ориентироваться на сценической площадке;

-  уметь самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;  

-  иметь навыки ансамблевого  исполнения, сценической практики.

ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

Упражнения

-   построение и перестроение с флажками ( колонна  шеренга  круг змейка

     и т  д )

-   Ритмические - движения с флажками

-   Упражнения с мячом под стихотворный текст

-   упражнения для рук с короткой скакалкой

-   упражнения с гимнастической палкой

-   прохлопывание  ритма песен

Ходьба

-с координацией движений рук и ног

- с остановками

- приставным шагом

- на пятках и на носках

- с ускорением и замедлением темпа

- со сменой направления

Бег и поскоки

- бег на носках мелкими шагами

- бег с хлопками

- поскоки переменным шагом с продвижением вперед

 Музыкально-ритмические игры

  1. Колобок
  2. Зеркало
  3. Эхо
  4. Игра с погремушками
  5. «Музыкальный магазин»

Пляски и танцы

1.«Танец снеговиков» музыка К. Вебер «Хор охотников»

2. «Танец воробьев» музыка Ф. Госсек  Гавот

3. «Танец елочек и снежинок» муз. П.И. Чайковский «Святки»

4. «Танец мышек» муз. Д. Шостакович Вальс-шутка

          5. «Танец с осенними ветками» Старинный вальс «Осенний сон»

        6. «Танец мухи» муз. В. Гаврилина  Каприччио

        7. «Менуэт» муз. И. С. Баха

        8. «Полонез» муз. О. Козловского

        9. «Танец придворных» муз. Л. Боккерини

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

                           

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. (Внимание: дети). –  М.: Ральф, 2000.
  2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л..: Искусство,
    1983.
  3. Бекина С. И др. Музыка и движение – М.: Просвещение, 1984.            26
  4. Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств.
  5. Зацепина К., Климов А. и др. Народно-сценический танец.
    Учебно-методическое пособие. – М.: Искусство, 1976.
  6. Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие. – М.: ПБОЮЛ Монастырская М.В., 2003.
  7. Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно-методическое
    пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
  8. Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-
    методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
  9. Пинаева Е. Танцы современных ритмов для детей. Учебно-
    методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
  10. Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-
    методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.11
  11. Бырченкот. И ФраниоГ. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике М.1991г.
  12. Франио Г, и Лифиц и. методическое пособие по ритмике  М, 1987г.
  13. Франио Г.  Поурочный план по ритмике для дошкольных групп М. 1993г.

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бумажная пластика. Тема: Дельфин. (Оригами)

Цели:дать сведения о морском жителе – дельфине. дать сведения о бумаге и её свойствах учить складывать ровно и аккуратно лист бумаги; развивать мышление, внимание, память, кругозор, словарный запас; в...

Программа " Бумажная пластика"

Программа для внеурочной деятельности в 1 классах ( ФГОС)...

Мастер-класс Бумажная пластика. Квиллинг"

Эта презентация расскажет что такое квиллинг и какие интересные поделки можно изготовить из разноцветных полосок бумаги на уроках технологии....

Программа дополнительного образования кружка "Пластика"

Программа кружка "Пластика", один из разделов программы музыкально-эстетического развития младших школьников "Оранжевые нотки". Направлена на развитие экспрессивно-двигательных навыков и способностей ...

Мастерская пластики -цвет

Педагогическая  мастерская – это живое, развивающее явление в образовательном пространстве.Она находит применение на разных уровнях:- как педагогическая технология в процессе обучения учащи...

Лоскутная пластика без иголки и нитки

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, т...

Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».

Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...