Методическая разработка театрализованной игры "По тропинке мы пойдем"
методическая разработка на тему

Голубева Ольга Сергеевна
 

Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически  все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм.
Можно выделить  следующие общие черты театральной и педагогической деятельности:
- вектором интереса театра  и педагогики всегда были человеческие  отношения, взаимодействие человека  и мира;
- профессия учителя имеет  много общего с профессиями  актера и режиссера. Публичность  - специфика педагогической и  актерской профессиональной ситуации;
- и в театральной, и  в педагогической деятельности  активно используется игра.

Кроме того, любое драматическое действие связано с игрой, что также делает драматическую форму близкой и доступной для ребенка.
Театр как коллективное искусство дисциплинирует детей, заставляет почувствовать ответственность перед партнерами, прививает любовь к труду, смелость, т.е. может добиться того, что не по силам стандартному общеобразовательному процессу;
Театр стимулирует постижение различных других видов искусства. В театральной деятельности детям необходимо самостоятельно сочинять, импровизировать, т.е. заниматься самостоятельным словесным творчеством. Для изготовления декораций и костюмов детям необходимо применять свои изобразительные таланты. Им приходится вырезать, шить, рисовать, лепить. Эти занятия приобретают смысл как части общего театрального действия. Собственно театральная игра завершает всю эту работу  дает ей полное выражение.

Основным языком театра является игра-действие, а признаками - диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
- для развития эмоциональной  сферы (знакомство с чувствами,  настроениями героев, освоение способов  их внешнего выражения, осознание  причин того или иного настроя)
- для речевого развития (совершенствование диалогов и  монологов, освоение способов  выразительности речи, дикции); 
- для самовыражения и  самореализации. 
Театрализовано-игровая  деятельность занимает особое место  среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного  слова, музыки, декорационно-художественного  оформления, до известной степени  переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.
Практика показывает, что  использование театрализованной деятельности в различных ее формах дает положительные результаты как в формировании познавательной, двигательной, так и в развитии эмоциональной сферы.
чения театральной деятельности в образовательный процесс. Он характеризуется  неким отделением стандартной учебной  деятельности от театральной и представляет собой более продолжительные  мероприятия, организуемые учителем после  урока, схожие по принципу с деятельностью  актеров, режиссеров театра.

и показывают зрителям: родителям, сверстникам, гостям.

Роль педагога в процессе организации и развития театральной  деятельности на базе образовательного учреждения крайне важна. Выше уже отмечались развивающие эффекты театрализованной деятельности и их роль в образовании  младших школьников. Чтобы эти  эффекты достигались желательно наличие педагога - руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности.
Педагог детского театра помогает изменить традиционные подходы к  организации учебной деятельности, привлекать к активному участию  остальных учителей в работе над  театрализованными играми, занятиями, постановками. Его цель - не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной  работой с детьми-актерами, а через  все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого  начала.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrab.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка театрализованной игры-путешествия

«По тропинке мы пойдем»

                                                                (театрализованная игра-путешествие для детей младшего школьного возраста)

Цель игры: воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение на природе, любовь и бережное отношение к ней.

Задачи.

  • систематизировать знания детей о животном и растительном мире;
  • развивать речь детей, наблюдательность;
  • обогащать их словарный запас;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: костюмы дятла, лесовика, дедушки Леса, кикиморы, болотной, лешего, белочки, ежика. Рисунки ягод, лукошко, записки с заданиями.

Лесная поляна. Звучит фонограмма «Голоса птиц». Около ели сидит белочка с бельчатами, под кустом притаился ежик. Дятел долбит клювом дерево. Выходит Лесовичок.

Лесовичок:        Здравствуй, здравствуй, милый лес!

Ты полон сказок и чудес.

По тропинке я прошел И везде друзей нашел.

(К нему подходят лесные жители и цветы.)

Раздается шум и крик, вбегают дети. Громко кричат: «Ау! Ау!»

Дети:        На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Здесь цветочков мы нарвем И в веночек их сплетем.

Тут бельчонка поймаем,

А ежонка испугаем.

А тебя, Лесовичок,

Мы посадим под замок.

В город с нами ты пойдешь,

В зоопарке поживешь.

(Все в испуге пытаются разбежаться.)

Под музыку важно выходит дедушка Лес, окруженный молодыми деревцами.

Лес:        Кто тут громко так кричал?

Спать мне крепко помешал?

Дети:        Мы шумели и кричали,

И пугали всех зверей.

Ты прости, что спать не дали.

Кто ты есть? Скажи скорей!

Лес:        Я самый настоящий

Густой и добрый лес.

В моей зеленой чаще Полным-полно чудес.

Живут там без опаски В избушках без дверей И присказки,

И сказки про птиц и про зверей.

И сказки те в секрете Я вовсе не держу.

Пусть их узнают дети!

Пойдем, я расскажу.        

Лесовичок:        Чтоб было интересно

И весело в пути,

Под песенку веселую Нам надобно идти.

Все запевают песню: «Вместе весело шагать».

Дети:        Вот дошли до реки. Переправы нет.

Лес:        Это и есть мой первый секрет.

Только ответив на пять вопросов, можно попасть на другой берег реки. Вопросы:

  1. Трава, которую знают и слепые. (Крапива)
  2. Дерево — символ нашей Родины. (Береза)
  3. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, лиса, белка)
  4. Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина)
  5. Какая птица подбрасывает свое яйцо в чужие гнезда? (Кукушка)

Все переправляются через реку. Навстречу идет Кикимора болотная.

Кикимора:        Стойте, стойте, не пройдете!

Все увязнете в болоте!

По тропинке в лес идите,

Ягодок вы наберите,

Если выполните задание,

Избежите наказания.

Задание: на волшебной поляне растут ягоды лесные и садовые. Надо собрать в лукошко только лесные ягоды, (предлагаются: смородина, малина, черника, ежевика, земляника, вишня, слива, брусника, шиповник).

Кикимора провожает всех через болото. Ребята и лесные жители

            идут дальше.

Дети:               Какие завалы и буреломы

                          Возникли у нас на пути.

                          Кто нам поможет, кто нам укажет,

                          Куда дальше идти?

                          Из кучи хвороста вылезает Леший.

Леший:            Я - Леший, страж леса,

                          Его слуга.

                          Пройти вы хотите дальше?

Дети:                Да!

Леший:            Тогда покажите свои знания,

                          Узнайте животных по описанию.

Задание: «Узнай по описанию».

Это животное часто называют «королем» грызунов. Действительно, по сравнению с хомяками, сусликами и мышами оно выглядит величественно, по-королевски. У него все удивительно: и зубы, и шуба, и хвост. Эти зверьки еще и лучшие строители. Их плотинам позавидовали бы многие инженеры. (Бобры)

Это и сорняк, и лекарственное растение. Русское название происходит от древнерусского слова «коприна» - шелк. Из стеблей получают волокно для выработки тканей. В сказке «Дикие лебеди» об этом говорится. Это растение может остановить кровотечение и насытить наш организм витаминами. (Крапива)

Это насекомое похоже на маленький вертолет. Замечательные у нее глаза.

Они не просто большие, а огромные, гладкие, как бока глобуса. Питается она мошками и комарами, уничтожая их в большом количестве. Этим приносит пользу. Хорошие летуны. Развивают скорость до 50-90 километров в час. (Стрекозы)

Леший:            Молодцы, ребята!

                          Проходите и друзей с собой берите.

Лес:                  Посмотри мой юный друг!

                          Что находится вокруг:

                          Небо светло-голубое,

                          Солнце светит золотое,

                          Ветер листьями играет,

                          Тучка в небе проплывает.

Лесовичок:          Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

И поэтому все мы Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек Жить не может человек.

Все:        Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

Лес:        Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Задание: назови правила поведения в природе.

  • никогда не наноси вред природе;
  • не убивай зверей и птиц;
  • не трогай домиков животных и их детенышей;
  • не трогай птичьи яйца;
  • не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок);
  • оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду;
  • подкармливай зверей и птиц зимой;
  • в меру бери дары природы;
  • не шуми на прогулках, не пугай животных;
  • учись наблюдать в природе;
  • учись слушать голоса в природе.

Дети:          Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется - природа,

Давайте же всегда ее беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта Экологическая тропа «Реликтовые растения пришкольного участка»

        В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответствен...

Методическая разработка сценария театрализованного представления "Широкая масленица" учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант" Крыловой Т.В.

Данная методическая разработка может быть использована учителями и воспитателями в начальной школе.  Способствует формированию сплоченного детского коллектива, воспитанию учащихся на традициях от...

методическая разработка викторина "Лесными тропинками"

Викторина для 1-2 классов, проверяются знания детей по темам : "Звери", "Птицы", "Растения", "Грибы"....

Методическая разработка сценария театрализованной постановки «Встреча снежного барса и кошки» (напольный кукольный театр)

Методическая разработка сценария театрализованной постановки«Встреча снежного барса и кошки»(напольный кукольный театр)...

Методическая разработка новогоднего театрализованного костюмированного музыкально номера для младших школьников «Буратино и его ключик»: мини-мюзикл (по мотивам сказки А. Толстого «Приключения Буратино»)

Сценарий новогоднего праздника для учащихся 2-3  классов содержит подробное описание действий номера музыкального новогоднего  шоу для учащихся начальной школы....

Методическая разработка театрализованного представления "Театральный урок. Театральная азбука"

Методическая разработка игрового урока-занятия, где старшие дети разыгрывают под руководоством педагога театральные термины, объясняя их для младших. Интерактивные игры и неформальное игровое общение ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "ТРОПИНКА ДОБРОТЫ"

Мероприятие направлено на формирование и развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников. Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприят...