Большая буква в именах собственных.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Цель урока:закрепить написание большой буквы в именах собственных, развивать орфографическую зоркость при написании имен  собственных; развивать умение объяснять нужную орфограмму; развивать мышление, внимание; память, речь; воспитывать аккуратность, прилежание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение. Большая буква в именах собственных.

Цели: Закрепить написание большой буквы в именах собственных;

Развивать орфографическую зоркость при написании имен           собственных;

           Развивать умение объяснять нужную орфограмму;

           Развивать мышление, внимание; память, речь;

           Воспитывать аккуратность, прилежание;

Оборудование: карточки, таблицы.

Ход урока

I. Организованное начало урока.

-Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли в гости. Давайте покажем им своё старание, умение, прилежание.

II. Проверка домашнего задания.

-Откройте тетради, я посмотрю, как вы выполнили домашнее задание.

-Молодцы!

-Подпишите число, классная работа.

III. Чистописание

- А сейчас, чистописание.

- Повторим написание большой заглавной буквы Р, напишем соединение с этой буквой, слова, составим и запишем предложение.

- Посмотрите и скажите из каких элементов состоит большая заглавная буква Р.

(Прямая с закруглением внизу и полуовал вверху)

-Посмотрите, как пишется большая заглавная буква Р.

Ставим ручку ниже верхней линии, ведем прямую с закруглением внизу, а затем слева от середины начинаем писать полуовал.

1. Написать 1 букву, а затем соблюдая расстояние между буквами, писать до конца строчки.

2. А теперь запишем соединение буквы Р и буквы о (пишем букву Р и наклонной линией соединяем с буквой о.

- Запишите слова с этим соединением.

Родина.

-Какое это слово? (словарное)

-Какая бузударная гласная пишется в этом слове? (и)

-Как называется наша Родина? (Россия).

-В слове Россия пишется две буквы с.

Запишем слово Ростов.

А теперь соединение буквы Р и я - Ря. Это нижнее соединение.

Запишем слово Рязань с этим соединением.

3. Запишем предложение

Ростов и Рязань – города России.

-Почему слова Ростов и Рязань пишем с большой буквы?

(название городов пишется с большой буквы)

IV. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке будем повторять написание большой буквы в названиях городов, сел, деревень.

-Но не только в этих словах будем повторять написание большой буквы.

-А сейчас послушайте стихотворение и скажите, в каких словах еще пишется большая буква.

Буква обычная

Выросла вдруг.

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему?

За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело

Становится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Становится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали

Имя,

Фамилия

Пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твоё,

Имя улицы,

Города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой - уважения знак.

- Так какие же слова пишутся еще с большой буквы?

(Имена, отчества, фамилии людей, название улиц, городов, деревень)

-Да с большой буквы пишутся не только названия городов, но и названия деревень, сел, улиц, имена, фамилия, отчества людей.

V. Игра - «Сложи имена».  

1) – А сейчас проверим, как вы помните написание этих слов.

- У каждого из вас конверт с набором слогов

                 Ва           Све         ля          та

                 Пе           Лю          тя          ба

- Есть слоги которые начинаются с большой буквы и слоги, которые начинаются с маленькой буквы.

- Выкладывайте на парту слоги с большой буквы столбиком, добавляйте к ним слоги, которые начинаются с маленькой буквы.

-Какие слова у вас получились. Прочитайте.

Ва-ля    Пе-тя    Све-та    Лю-ба

-Почему все эти слова написаны с большой буквы (это имена).

-Какой можно сделать вывод:

-Имена людей пишутся с большой буквы.

2)-А что есть еще у человека? (фамилия)

-А теперь прочитайте имена, записанные на доске.

-Образуйте от этих имен фамилии.

Семён – Семёнов

Иван – Иванов

Петр – Петров

Степан – Степанов

-А теперь запишем эти фамилии с теми именами, которые составили вы.

Валя Семенов, Петя Иванов, Света Петрова, Люба Степанова.

-Хорошо! Молодцы!

-А еще образовались фамилии от названий профессий.

Н – р: Кузнец – Кузнецова, Столяр – Столярова.

-У каждого человека есть еще и отчество.

-Взрослых людей называют по отчеству.

-Назовите свою фамилию, имя, отчество.

-Запишите каждый свою фамилию, имя, отчество.

Вывод: Имена, фамилия, отчества людей пишутся с большой буквы.

VI. Физминутка

Руки в стороны поставим

Правой левую достанем.

А потом наоборот

Раз – хлопок, два – хлопок.

Повернись ещё разок

Раз – два – три – четыре

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз.

И за парты вновь садись.

VII. Закрепление написания большой буквы в названиях городов, улиц.         А, сейчас, ребята, ответим на вопросы.

1.В каком городе ты живёшь?

(Я живу в городе Куске.)

-Какое слово напишите с большой буквы? Почему?

2.На какой улице ты живёшь?

(Я живу на улице Лучистой.)

-Какое слово в предложении пишется с большой буквы?

-Почему?

3.-На какой улице находится наша школа?

(Наша школа находится на улице Энергетиков.)

-Назовите полностью адрес нашей школы.

Беседа о школе.

-Ребята, школа наш дом. Её надо беречь. Вы получаете здесь знания.

Берегите классы, мебель, зелёные насаждения вокруг школы.

4.-Какие сёла и деревни находятся недалеко от города Курска.

(Недалеко от города находится село Рышково.)

Вывод.

Названия городов, сёл, деревень, имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.

VIII. Закрепление написания кличек животных.

-Вы сказали предложение о селе.

-А сейчас я прочитаю стихотворения-загадки о том, какие животные живут в селе.

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

Толстенькое брюшко,

Маленькие ушки,

Розовая спинка,

Это наша… (свинка)!

Даёт молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делиться готова. 

Она непоседа и егоза...

Как называем её мы? ...(Коза)

У неё рога, копыта,

И на всех глядит сердито,

Но добрей она щенка,

И нальёт нам молока.

(Корова)

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?... (лошадка)

Учащиеся показывают картинку-отгадку домашнего животного и выставляют на наборное полотно в том порядке, в каком рассказывается о животном. Затем дают клички домашним животным и записывают в тетрадь.

Вывод. Клички животных пишутся с большой буквы.

IX. Составление рассказа по картинкам. (Слайд 1)

 - Прочитайте 3 е предложение.

Почему слово Василёк написано и с большой и маленькой буквы.

 - Как пишутся имена собственные?

Приведите примеры.

Домашнее задание (индивидуальные карточки).

X. Итог урока.

Молодцы ребята! Вы хорошо работали. Гости довольны, тем, как вы работали на уроке?

 - Что повторяли сегодня на уроке?

 - Как же пишутся имена, фамилии, отчества, клички, животных, названия городов, деревень, сёл, улиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая буква в именах собственных (презентация)

Урок закрепление по теме: "Заглавная буква в именах людей, кличках животных, географических названиях", можно использовать в 1, 2 классах по любому УМК....

Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"

В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....

Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.                 Москва: «Дрофа», 2008 год....

Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.

Данную  презентацию  можно  использовать на  уроках  русского  языка,  как  при  знакомстве  с  новой  темой,  так  и  на ...