Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений
учебно-методический материал на тему
Отношения педагогов и воспитанников в школе — это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на решение образовательных задач. Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являются гуманные или так называемые педагогически целесообразные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ustanovleniya_pedagogicheski_tselesoobraznyh_vzaimootnosheniy.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений
Технология педагогического общения обусловливает установление педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и воспитанниками.
Отношения педагогов и воспитанников в школе — это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на решение образовательных задач. Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являются гуманные или так называемые педагогически целесообразные отношения. Такие взаимоотношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета, прав, знаний и опыта педагога и его лидерства. Это проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним и подражать ему.
Учитель вступает во взаимоотношения с учащимися прежде всего в учебном процессе с тем, чтобы выполнить задачи, поставленные перед ним программой. Существенной чертой этих отношений становится то, что они сознательно используются педагогом в целях формирования активно-положительного отношения учащихся к учению, труду, к своим товарищам. Другими словами, установившиеся отношения используются с целью решения педагогических задач. При этом они становятся действенными только тогда, когда с их помощью учитель управляет развитием самодеятельных сил и активности учащихся в процессе освоения ими социального опыта, когда они включаются в сознательное построение системы отношений на гуманных началах. Без выработки собственной активной позиции, четких идейно-нравственных ориентиров и установок школьник в любой новой, сложной ситуации не сумеет самостоятельно принять верное решение. Если не учитывается этот аспект отношений педагогов и воспитанников, то управление педагогическим процессом неизбежно скатывается на путь натаскивания и постоянной мелочной опеки.
Отношения в педагогическом процессе складываются в совместной деятельности. Приступая к организации какой-либо деятельности, педагог, как показано в предыдущей главе, выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование — это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются педагогически целесообразные отношения с воспитанниками. Более того, не подкрепленное яркой, заманчивой перспективой, пробуждающей инициативу детей, их интерес к общему делу, радость и счастье творческого усилия, требование легко может стать помехой на пути установления таких отношений. Важную роль в их создании играют опора на формирующееся общественное мнение детского коллектива и имеющихся в нем микрогрупп, правильная объективная оценка знаний и поведения учащихся. Ошибки педагогов в такой оценке чреваты особо тяжелыми последствиями для их отношений с учащимися. Большое влияние на становление взаимоотношений педагогов и воспитанников оказывает и личный пример первых, их убеждения, личные моральные качества и поступки.
Таким образом, технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений требует определенной инструментовки педагогического требования, опоры на общественное мнение коллектива, адекватных оценок знаний, умений, навыков, а также поведения учащихся и самой личности педагога как фактора, оказывающего непосредственное влияние на характер складывающихся отношений в той или иной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Наиболее интересные педагогические технологии...
Психолого-педагогические подходы к понятию одарённости.
Презентация для педагогического совета по соответствующей теме; с элементами практической работы и исторической справкой....
Современные педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность
доклад на педагогический совет...
Взаимоотношения в педагогическом коллективе
материал предназначенный для учителей, которые только вступили в свою профессиональную деятельность...
Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений
Известно, что на детей оказывают влияние не только знания учителя, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль учителя как источника информации снижается и...
Доклад на педсовете: Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных отношений
Доклад на педсовете: Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных отношений...
- Мне нравится (1)