Главные вкладки

    Доклад на педсовете: Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных отношений
    материал (1 класс)

    Доклад на педсовете: Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных отношений

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных отношений

         С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становится для него непререкаемым авторитетом.

         Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе уважительное отношение.

         Младшие подростки считают, что учитель должен знать все и обо всем. Они более чем критически отзываются о тех своих учителях, кому довелось признать, что они чего-то не знают.

         Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.

         Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учителя. Не все они замечаются учащимися, но если что-то привлекло их внимание, то они реагируют тотчас же, стремясь во чтобы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.

         Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей свободе. Ему обеспечена поддержка класса, избранной им меры педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была.

    Место педагога в педагогическом коллективе

         Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на ученика, необходимо отметить, что установление педагогически целесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагогическом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическому процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным. Практика свидетельствует о том, что в тех классах, где классными руководителями, начиная с V-VI классов, назначаются учителя с такими чертами характера, трудно налаживать отношения и другим педагогам.

         В процессе установления взаимоотношений в педагогическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия (сопереживание). Во многих случаях на основе эмпатии развивается такое явление, как идеализация, т.е. преувеличенная оценка личностных качеств ученика. Чем больше ученик нравится учителю, тем выше он оценивает все его качества, и наоборот. Оценка учителем отдельных учащихся может не совпадать с общегрупповой оценкой, что нередко и бывает, а это отрицательно сказывается на формировании отношений педагога и учеников. Учащиеся видят, что учитель неадекватно оценивает (недооценивает) их. Это обстоятельство решающим образом сказывается и на психологическом климате в ученическом коллективе.                                                                                                                Свои отношения с учащимися учитель строит, опираясь на данные им оценки. Педагогически целесообразными они будут в том случае, если, оценивая действия, поступки и поведение учащихся, он учитывает мотивы, внешние обстоятельства и душевное состояние ученика.

    Обусловленность взаимоотношений адекватностью оценок поведения и деятельности учащихся

         Правильно оценить действия и поступки учащихся и соответственно оценкам строить отношения с ними можно только в том случае, если педагог хорошо знает возрастные особенности учащихся. Прежде всего, учителю необходимо помнить, что переход к подростковому возрасту характеризуется повышенной утомляемостью, которая является следствием физиологической перестройки организма. Повышенная утомляемость ведет к увеличению немотивированных поступков, поступков вопреки чужой воле, проявлению упрямства.

         Ведущим мотивом поведения в подростковом возрасте является потребность в достойном положении в коллективе сверстников, поэтому почти все поступки должны оцениваться с учетом этой мотивации. Необходимо учитывать, что реакция подростков на то или иное воздействие педагога определяется тем ущербом, который может быть нанесен их положению в классном коллективе. То же самое можно сказать и об отметках по учебным предметам. Для подростка важна не сама отметка. Она - средство обретения уверенности и комфортности в коллективе. Во многих случаях проявления своеволия, упрямства, негативной реакции на педагогическое воздействие - это ответы на факты унижения достоинства подростка.

         В таких ситуациях учителю не нужно делать вид, что он знает истинные мотивы поступков. При этом надо искать опору в коллективе и малых группах учащихся. Если ученик видит, что его поступок отрицательно оценивается коллективом, а тем более малой группой, он больше его не повторит.

         Если же этого не произойдет, подобный поступок обязательно повторится в тех или иных формах. Более того, он может принять устойчивый характер, что отрицательно скажется на установлении взаимоотношений учителя с данным учеником класса.

    Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и учеников

         Все требования педагога по форме делятся на прямые и косвенные. В косвенных уже не само содержание требования, а вызываемые им психические состояния учащихся становятся стимулом или тормозом действий воспитанников. Условно по эмоционально-психологической направленности их можно разделить на три группы:

    - выражающие положительное отношение - просьба, одобрение, доверие;

    - выражающие отрицательное отношение - недоверие, осуждение, угроза;

    - совет, требование в игровой форме, намек, условное требование.

         Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознательно) педагогом форм требования во многом влияет на характер складывающихся отношений и их развитие. Чем шире и богаче палитра косвенных требований, чем выше их процент в общем числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям и они ему.

         А. С. Макаренко считал, что найти чувство меры между активностью и тормозами - значит решить вопрос о воспитании.

    Модели общения педагога с учащимися

    Негативные модели общения педагогов с учащимися

    Модель диктаторская («Монблан») - педагог отстраняется от учащихся, свои функции сводит к сообщению информации. Следствие - безинициативность, пассивность обучаемых.
    Модель «неконтактная» («Китайская стена») - педагог устанавливает дистанцию между собой и учащимися:

    - подчеркивание учителем своего превосходства над учащимися;

    - стремление сообщить информацию, а не обучить;

    - утверждение «ведомости» школьников;

    - снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.

         Следствие - отсутствие межличностного взаимодействия между педагогом и учениками, слабая обратная связь в учебно-воспитательном процессе и т.д.

         Модель дифференцированного внимания («Локатор») - педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или слабых), оставляя без внимания остальных. Следствие - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.

         Модель негибкого реагирования («Робот») - педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Следствие - спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект, даже если фактически реализованы на уроке.

         Модель авторитарная («Я сам») - педагог делает себя главным, единственным инициатором педагогического процесса. Следствие - устраняется личная инициатива учащихся; школьники ждут требований и инструкций и в результате не подготовлены к творческому поведению.

         Модель гиперрефлексивная («Гамлет») - педагог подвержен постоянным сомнениям: правильно ли его поймут, обидятся или нет и т.п. Следствие - содержательная сторона общения подменяется эмоциональными моментами во взаимоотношениях учитель-ученик.

         Модель гипорефлексивная («Тетерев») - педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя (при объяснении нового материала, опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми). Следствие - теряется обратная связь, создается психологический вакуум вокруг учителя, он не способен учитывать вероятное восприятие материала урока учащимися, а значит, оперативно ощущать и интерпретировать социально-психологическую атмосферу в ходе взаимодействия учитель-ученик как на уроке, так и во внеурочное время.

    Благоприятная модель общения

         Модель активного взаимодействия («Союз») - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем.

         В деле воспитания обучающихся нет и не может быть оторванности от семьи. Только взаимодействие поможет учителю в деле обучения и воспитании ученика.

    Укрепление контактов с семьей

         Говоря об основных формах и методах работы учителя с родителями(законными представителями) учащихся, необходимо остановиться на некоторых психолого-педагогических правилах и способах установления контактов с семьей.

         Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей(законных представителей). Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями(законными представителями), так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей(законных представителей) посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» - исчезает. У родителей(законных представителей) растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в школу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между супругами. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Чаще всего родители(законные представители) знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей(законных представителей) - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.

         Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей(законных представителей), повышение их активности в воспитании. Психологически родители(законные представители) готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители(законные представители), которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

         Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих глаз. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители(законные представители) доверяют ему сокровенное, советуются. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям(законным представителям) в воспитании.

         Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

    Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

    Заключение

         Перечислю этические заповеди современного учителя, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения.

    Недостаточно знать их и механически реализовать. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет нам наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно - образовательном процессе - фактор человеческий.

    Этические заповеди современного педагога.

    · сердечность, понимание педагогом состояния своих обучающихся(боль, радость, горе, печаль и т. п.);

    · умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства;

    · педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика;

    · терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться;

    · принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении;

    · умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации;

    · умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим;

    · умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали;

    · стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке;

    · поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ;

    · не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами , воспитанниками и их родителями;

    · нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика;

    · никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается;

    · нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности;

    · если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"

    Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"...

    Доклад на педсовете «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».

    Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максималь...

    Презентация "Личность педагога, как фактор здорового педагогического общения"

    В презентации показаны слайды по теме "Личность педагога, как фактор здорового педагогического общения"...

    Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений Понятие педагогически целесообразных взаимоотношений

    Отношения педагогов и воспитанников в школе — это обусловленное всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений общества взаимодействие, направляемое педагогами на р...

    Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

    Известно, что на детей оказывают влияние не только знания учителя, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль учителя как источника информации снижается и...

    Доклад: «Методическое сопровождение внедрения СФГОС как фактор повышения педагогического мастерства педагогов»

    При переходе на СФГОС к педагогу обществом предъявляются  определённые требования.        Цель образования в специальном коррекционном образовательном учреждении VII...