Тест для дошкольников
тест на тему

Сергеева Светлана Кузьминична

Тестирование дошкольников на готовность к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_dlya_doshkolnikov.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к обучению в школе. Тест Керна-Йирасека. Детские тесты.

Все три задания графического теста Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Креме того, данный детский тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием. Тест, как говорилось выше, состоит из трех заданий. Первое – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший, 5 – низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.

Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы.

 Методика Керна-Йирасека на школьную зрелость может применяться как в группе, так и индивидуально. Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе (детские тесты):

 Инструкция, стимульный материал. Перед выполнением первого задания ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины (без дальнейших пояснений). Помощь тестируемому или привлечение его внимания к ошибкам и недостаткам рисунка исключены. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить (напр., сказав: «Рисуй, у тебя все получится»). Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.

 По окончании рисования ребенка просят перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагают ему скопировать два слова («Это шарик»), написанных письменными буквами (второе задание). Если ребенок не угадал длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже. В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек. Надо показать ребенку место на листе бумаги, где он должен рисовать, так как у некоторых детей возможно ослабление концентрации внимания

. Ниже приводится образец, предлагаемый для воспроизведения: Ключ к тесту на школьную зрелость.

 Задание 1

 1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу как единое, а не составляется из отдельных законченных частей), при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.

 2 балла. Все требования (кроме использования синтетического способа рисования) выполняются на единицу. Отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

 3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.

 4 балла. Упрощенный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая. 5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание 2

 1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.

 2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

 3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца. 4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи. 5 баллов. Каракули.

 Задание 3

 1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.

 2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

 3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот – даже на 180°.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.

 5 баллов. Каракули. Интерпретация, расшифровка. Если испытуемый по всем заданиям теста Керна-Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с нет необходимости.

Дети, набравшие 7-9 баллов (если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают средним уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки (напр., балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3 – за второе и 4 – за третье), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представлять себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10-15 баллов (10-11 баллов – нижняя граница среднего развития, 12-15 баллов – развитие ниже нормы). Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи детей в школу. Тест Керна-Йирасека предназначен для исследования интеллектуальной сферы, но на основе его первого задания (рисование мужской фигуры по памяти) можно получить некоторую косвенную информацию о личностных особенностях ребенка. При интерпретации этого теста учитываются место расположения человеческой фигуры на листе и ее размер, качество линий рисунка (жирные, вдавленные, тонкие, многоразовое обведение одной линии), размер различных частей тела, его диспропорция, отсутствие каких-либо частей тела или каких-либо черт лица, прорисовка глаз. Учитывается также место, отводимое в рисунке каждой из основных частей тела, например, голове, чертам лица, волосам, шее, плечам, груди, торсу, бедрам и конечностям. Если, например, ребенок не рисует пальцы рук или рисует слишком длинные руки, то следует изучить особенности его общения. Когда все линии рисунка жирные, вдавленные, много раз обведенные, требуется обследовать его на предмет тревожности. Размер изображенной фигуры и расположение ее на листе бумаги (в центре, в углу) дают основание предположить о тех или иных особенностях самооценки. Но необходимо помнить, что вся эта косвенная информация о личностных особенностях ребенка не должна приниматься как его характеристика.

1. ВОК

(внимание - ориентация - количество);

по методике И.Н. Агафоновой

Цель теста – определить уровень развития внимания ребенка, его способность к простейшей ориентации в пространстве и его представление о количестве.

Сначала с детьми разбирается левое - правое расположение квадратов на плоскости листа. Затем дается инструкция:

- Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз.

1. В левом верхнем квадрате нарисуйте палочек столько, сколько вы видите у меня в руке карандашей (показывает три карандаша).

2. В правом нижнем квадрате нарисуйте треугольники так, чтобы их было больше, чем палочек.

3. В левом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было меньше, чем палочек.

4. В правом верхнем квадрате нарисуйте маленькие квадратики – столько, сколько будет, если сложить вместе палочки и кружочки.

5. В нижнем среднем квадрате нарисуйте крестики, так, чтобы их было на два больше, чем квадратиков.

6. А теперь мы будем рисовать в верхнем среднем квадрате жирные точки.

Посмотрите, насколько меньше у вас нарисовано палочек, чем крестиков, столько и нарисуйте жирных точек. (Последнее предложение повторяется дважды).

Предварительно, до начала выполнения задания с детьми обсуждается, как надо рисовать крестики и жирные точки.

Оценивать полученные результаты можно различными способами, в зависимости от цели обследования и наличия времени для подсчета.

Рекомендовано применение двух различных способов подсчета.

Оценивание конечного результата по трехбалльной системе:

1 – справился с ориентацией на плоскости листа (1 балл);

2 – справился с заданием на количество (1 балл);

3 – выполнил без ошибок – добавляем 1 балл за внимание; допустил ошибку либо при ориентации, либо при счете – 0,5 балла.

Полученные баллы не суммируются, а рассматриваются как сформированность отдельных процессов.

Максимальная оценка за выполнение всего задания – 3 балла.

Кроме того, при заключительном анализе выполнения задания мы использовали еще одну, более жесткую дифференциацию полученных результатов.

Если ребенок не справился хоть с одним из заданий, у него 0 баллов, и только выполнив все верно, получает 1 балл.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Методические приёмы обучения дошкольников, младших школьников технике работы с солёным тестом".

Конспект занятияпо лепке из соленого теста "Аквариум" Цель:обучить технологии изготовления рыбок  из солёного теста, при использовании шаблонов. Задачи:Образовательные: - дать пре...

Подборка тестов для дошкольников

Тесты для дошкольников...

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?

Уважаемые родители! С помощью данного теста можно проверить готов ли ваш ребенок  к поступлению в школу. С какими проблемами можно столкнуться и как их преодолеть....

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?...

Тесты для дошкольников

Данные тесты провожу, проверяя готовность дошкольников к обучению в школе....

Тест для родителей дошкольников "Готов ли ребенок к школе?"

Хотите отправить своего ребенка в школу, но сомневаетесь? Используйте данный тест, чтобы развеять все сомнения....