ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ
статья на тему

Ковалёва Елена Владимировна

Инновационные технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_microsoft_office_word.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА

И УЧАЩИХСЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Задача учителя на современном этапе развития школы заключается в создании условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка. Не является новым в педагогике положение о существенном влиянии на результативность учебного процесса характера взаимоотношений между его участниками. Процесс обучения состоит из деятельности учителя и деятельности учащегося или коллектива учащихся и имеет двусторонний характер, т. е. невозможен без их дидактического  единства.

Возникает вопрос: как должна быть организована деятельность учителя, которая бы обеспечивала познание учеником действительности, то есть его обучение и психическое развитие? Поставленный вопрос  является ведущей проблемой дидактики. Однако результаты методических исследований в этой области далеко не удовлетворяют потребности системы образования.

Одним из первых шагов на пути к новым технологиям может быть перестройка механизмов педагогического взаимодействия. В психолого-педагогической литературе последних лет большое внимание уделяется исследованию умений педагога наладить конструктивное сотрудничество в образовательном процессе. Так,  многими  авторами (Кол. Роджерс, Ш.А. Амонашвили, В. Сухомлинский  и другие) в основу  исследования  вопросов  педагогического  взаимодействия положены  принципы  гуманистической  педагогики  и  психологии.

К. Роджерс главную задачу педагога видит в облегчении и в то же время стимулировании процесса учения, то есть в умении создать соответствующую эмоциональную и интеллектуальную атмосферу в классе. Личностно-ориентированный педагог в своей работе с учащимися использует индивидуальные программы развития школьников, усиления познавательной активности и положительных мотивов учения.

Гуманистическая позиция педагога, по опыту Ш.А. Амонашвили, должно заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он  есть, с такой жизнью, которой  он уже живет, и включить в свое с ним общение его жизнь во всех её проявлениях; интересоваться его жизнью и стать её соучастником. И это должно происходить не только в свободное от уроков время, но и, в первую очередь, на уроках, где укладываются и формируются жизненно важные для учащихся ценности, глубоко осознанные и позитивные отношения, личностные установки на жизнь.

Педагогическое взаимодействие становится действенной, если технические приемы, которые использует учитель, полны высоких стремлений гуманистического отношения к школьникам и направлены на развитие их личности. Определяя в свое время учебно-воспитательный процесс как “многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления” [4:14], В. Сухомлинский подчеркивал, что нельзя сводить педагогический процесс лишь до педагогического воздействия учителя на учащихся.

Этой же точки зрения в практике своей работы придерживаются и учителя-новаторы Е.Н. Ильин,

В.Ф. Шаталов и другие. Так, например, В.Ф. Шаталов формулирует следующие принципы организации общения:

– активность процесса педагогического общения, сотворчество;

– расширение объемов и видов общения;

– интенсивность общения, что проявляется в динамике насыщенности,

– психологический комфорт, который обеспечивает самораскрытие личности ребенка;

– создание индивидуальной программы общения со школьниками; педагогическое сотрудничество педагога и детей.

Решение актуальных проблем современности требует радикальных изменений в методике обучения, что в свою очередь невозможно без вооружения школы, учителей конкретными методиками, технологиями и рекомендациями для их внедрения. Одной из новых форм интерактивного взаимодействия педагога и учащихся является обучение в малых группах.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с трансляционных (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Главная особенность методики интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения  происходит в совместной деятельности. “Доказано, – подчеркивает И.А. Зимняя, – что по сравнению с индивидуальной работой по схеме “учитель-ученик” сотрудничество в группе повышает эффективность решения тех же задач на сто процентов”.

Групповая форма обучения призвана одновременно решать три образовательные задачи: конкретно-познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную. При этом успех деятельности в группе интерактивного обучения зависит от одновременного выполнения двух основных функций:

1) решения поставленных задач;

2) оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Формирование групповой общности предполагает такие этапы: разминка; объединения учащихся в группы (по желанию, исходя из задач урока, общих интересов и прочее); организация учебной деятельности учащихся в группе по уровням:

1. Усвоение учебной задачи.

2. Процесс поиска лучшего решения.

3. Суммирование мнений и подведение итогов работы.

4. Презентация группового решения.

5. Рефлексия проведенного занятия.

Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения: в совместной работе нет “актеров” и “зрителей”, все – участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегать лишней информации; если информация, которая прозвучала, не совсем ясна, задавать вопросы “на понимание”; только после этого делать выводы; следует критиковать идеи, а не личности; цель совместной деятельности заключается не в “победе” какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и прочее.

Целесообразно заметить, что результативность педагогического воздействия зависит от: характера информации, влияющей на ученика; уровня воспитанности, подготовленности ученика, на которого направлено воздействие учителя; препятствий, которые становятся на пути восприятия и переработки учеником информации, полученной от учителя; формы педагогического воздействия.

Осуществление методики интерактивного обучения с учетом всех требований, которые выдвигаются к нему, определенным образом влияет на изменения в работе педагога. В.Н. Соколов считает, что, учитывая актуальные запросы развития системы образования, педагог должен владеть следующими умениями: организовать такое исследование задачи, которое воспринимается обучаемым как собственная инициатива; целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий; создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся; решать нестандартные учебные и межличностные ситуации, рассматривая педагогическое взаимодействие как влияние реакции тех, кто учится под управлением педагога; сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая отменяет их мыслительную деятельность, а сохранять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

Как подсказывает анализ практики работы школы, совершенствование профессионального опыта и педагогического мастерства педагога требует научно-методической поддержки, причем учителей-практиков в основном интересуют именно конкретные методы, формы, приемы внедрения новых образовательных технологий обучения, одной из которых является технология интерактивного обучения в малых группах. Понятием “малая группа”, как правило, обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм.

В учебном процессе количественный и качественный состав малой группы будет определяться не только учебной тактикой, но и стратегией формирования классного коллектива. Группа исследователей под руководством Коротаевой Е.В., разрабатывая методику организации интерактивного обучения, предлагает учителям разнообразные варианты работы учащихся в группах, которые можно организовывать с учетом конкретных ситуаций своей школы, класса, характера взаимоотношений между учащимися и прочее.

Подытоживая, необходимо отметить, что интерактивное обучение, несомненно, – интересное

творческое  перспективное направление нашей педагогики, способствует созданию ситуаций психологического единства в классе, обеспечивает возможности самовыражения личности каждого ученика. Есть все основания предполагать, что интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогического взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Новые подходы в преподавании и обучении: работа в малых группах - ступенька к смешанному обучению учащихся

Сейчас дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориенти...

Конспект занятия по хореографии "Организация сценического общения и взаимодействия учащихся разных возрастных групп в процессе постановки массового сюжетного танца"

Конспект занятия по хореографии, в процессе которого решаются задачи нравственного воспитания учащихся и культуры поведения в жизни и на сцене путём организации сценического общения и взаимодейст...

«Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с учащимися, испытывающими трудности в обучении»

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психолого-педагогического сопровождения перед специалистами школьного ПМПк - педагогом-психологом и учителем-логопедом стоят задачи по...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

Дистанционное обучение как форма педагогического взаимодействия с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье рассматриваются возможности дистанционного обучения как формы педагогического взаимодействия с учащимися, которым рекомендовано обучение в домашних условиях. Описываются особенности дистанцио...

Организация обучения в малых группах.

Личностно - ориентированные технологии позволяют добиться такого образования, в котором личность ученика, находится в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельнос...