Главные вкладки

    Использование постерной технологии и стихотворных форм( синквейна) в работе с одарёнными детьми
    план-конспект занятия (3 класс) на тему

    Алейникова Наталья Николаевна

    Это такая форма обуче¬ния детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и но¬вому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творче-ская деятельность каждого и осознание закономерно¬стей этой деятельности. В процессе построения зна¬ний технология может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его законо¬мерностей — постановка новых задач — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д. Особенностью данной технологии является реализа¬ция идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками творческой группы, чему содействует чере¬дование индивидуальной, групповой деятельности и ра-боты в парах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование постерной технологии и стихотворных форм( синквейна) в работе с одарёнными детьми

    Алейникова Наталья Николаевна

    МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

    Исследовательское занятие в кружке по проектной деятельности в 3 классе.

    Тема: « Сердце- как хорошо, что ты такое…»

    Цели: исследовать значение слова «СЕРДЦЕ»(составляя постер); узнать, какие значения имеет слово сердце; рассмотреть примеры употребления этого слова в русском языке; выяснить, каким должно быть сердце у человека;

    Ход занятия:

    - Добрый день, ребята и гости! Сегодня у нас очередное занятие кружка «Я-исследователь».

    -Я предлагаю создать вам минипостер.

    - такое постер? ( вариант проекта, от . «расклеивать, развешивать». В  стране – , афиша.

    -Предлагаю  его на доске.

    - С чего  создание постера? ()

    1. Определение .

    Слайд. Звук  сердца.

    -Что вы ?

    - Дополните мои слова:

    В  человечка  и ночь стучит … ()

    Нашей жизни нет , коль стучат у нас … ()

    Н.у./ Тема: .

    Слайд. На парты.

    - сердце.

    2. Определение  и задач.

    -Ребята, а что по  – сердце? ().

    -Мы будем исследовать  «сердце».

    - Понаблюдаем, как  живёт и развивается.  оно может .

    Цель – исследовать  слова «сердце».

     – значение слова.

    : - узнать  значения имеет  «сердце»;

                   - рассмотреть  употребления слова в  его значениях в  языке;

                   - выяснить  должно быть  человека.

    Гипотеза: У  человека  жизнь, своя  на Земле, своё . И для слова тоже. По  мнению это  является однозначным или ?

    3. Работа со словарями.

    -  нам нужно узнать  лексическое  слова к какой  мы обращаемся? (к словарю).

    (2  у доски)

    - какое бы вы  определение  «сердце»?

    (Дети ) 1. Слайд «сердце …»

    Слайд - словарь.

    -  урок  языка. «Путешествие в  слов».

    Сердце  своё название по  местоположению в  – в середине. Значит,  СЕРДЦЕ, СЕРЕДИНА, А(третий день ) раньше  однокоренными, потому что все они  середину чего-либо.

    - Ну а мы с  сегодня попробуем  разобрать 2-е  этого слова. (с чувств…)

    - Я вам сегодня на  хочу рассказать  «Два ».

    - что такое притча?

    .

    Читаю начало .

    В один солнечный  красивый  стоял на площади  ит с гордостью хвастался  прекрасным сердцем в . Оно было  – ни вмятинки, ни царапинки.  был этим очень . Неожиданно, из толпы  вышел  и сказал:

    - Моё сердце  красивее твоего!

    И  своё сердце – , всё в шрамах, с  краями.

    - Как вы думаете, что  дальше? – Чьё же сердце ?

    - Чем всё закончилось, я вам расскажу .

    - А сейчас  посмотрим на тему, она у нас  не до конца.

    Н.у./ открыть  полностью. Сердце, как , что ты такое!

    - А вот  ещё может быть  мы и продолжим наши .

    4. Работа в группах. (у  свои ).

    1 группа – подберите  слоа.

    -У любого  есть своя  и родственники и у лов  есть родные .

    -Назовите, как можно  родственных слов к  «сердце».

    , ПРЕДСЕРДИЕ, СЕРДЕЧНЫЙ, .

    2 группа – подберите  синонимы и антонимы к  «сердце» ( вычеркнуть).

    Синонимы: , доброта, отзывчивость, .

    Антонимы: бессердечие, , бездушие, .

    3 группа – как вы думаете, как  народу удалось  свою мудрость,  опыт  слово? (ответы )

    Мудрые мысли,  опыт.

    - Давайте , как слово «» живёт в русском , а конкретно в половицах и .

    - Соедините части , выберите из них  и объясните значение.

    .

    Н.у./ 1.Думай умом,  как подскажет сердце.

    2. С  долой – из  вон.

    3. Сердце матери  солнца греет.

    4.  не камень.

    ФИЗМИНУТКА. «мы  чуточку,  минуточку».

    5. Работа с .

    - Что такое фразеологизмы? ( оборот речи).

    -  придают  яркую эмоциональную .

    - Слово «сердце»  многогранное. Оно помогает  язык , выразительнее.

    А как? – Да,  просто, оно входит в  фразеологизмов.

    - А что такое ?

    (каждой  объяснить значение)

    « сердце» - добрый,  человек.

    «Открывать » - признаваться в .

    «Сердце в пятки » -  у кого возникает  сильного страха, , волнения.

    6.  сказки.

    Слайд.

    -  героев, что их всех ?

    Задание по группами.

    - , какое  у героя, приведите 2-3  доказательства.

    Царица – :

    !. Заставила Черновку  молодую .

    2. Зависть.

    Молодая :

     1.заботливая.

    2. Верная, .

    3. Умеет прощать.

    4. Не  зла. (пожалела , отпустила её).

    5. Никого не  (руку и сердце).

     Елисей:

    1. Преодолевает , чтобы  любимую.
    2. Отважный.
    3. .

    7. Вывод.

    - В повседневной  мы встречаем множество  людей.  них есть добрые,  люди, с прекрасным , а также люди с  сердцем, , заботящиеся только о  благополучии (как ).

    - Но добрых людей всё же .

    - Я Вам начала  притчу. Интересно, чем же она ?

    Слайд ПРИТЧА.

     взглянул на сердце  и засмеялся:

    -Ты, , шутишь. Старик!  своё сердце с ! Моё идеально! А твоё!  – всё в шрамах и .

    -Да, - ответил старик. –  сердце выглядит . Но я бы никогда не согласился  нашими . Каждый шрам на  сердце – это человек,  я отдал свою  – я вырывал  моего сердца для .

    Толпа замерла.  человек молча  ошеломлённый. Из его  текли слёзы. Он  к старику. Достал  сердце и оторвал от  кусок.  руками он протянул  своего сердца . Старик взял его  и вставил в  сердце. Потом он в  оторвал кусок от  избитого сердца и  его в дыру  молодого человека.  подошёл, но не идеально.

     человек посмотрел на  сердце, уже не , но более красивое, чем оно  раньше. Пока  старика не коснулась его.

    И они, , пошли по .

    - В чём же главная мысль? (, делать добро).

    8.  синквейнов ( по группам).

    9. Рефлексия. Слайд. А какое сердце вы бы хотели иметь?

    «Пусть моё сердце будет …» (допишите на своих сердечках слово).

    Слайд. Благородное, золотое, большое, доброе, чуткое, храброе, мужественное, мудрое, светлое.

    10. Итог.

    - Цель урока.

    - Составили ли постер?

    - Тема урока продолжите

    Сердце, как хорошо, что ты такое…

    -Какое?

    Один из мудрецов сказал: « В сердце есть нечто такое, откуда исходит добро. И нужно делиться своими частицами сердца».

    C:\Users\111\Desktop\Давиденко Л.А\42_DSC04177.jpg

    C:\Users\111\Desktop\Давиденко Л.А\ot-serdca-k-serdcu-podarok-lugan.jpg

    C:\Users\111\Desktop\Давиденко Л.А\33481778.jpg

    C:\Users\111\Desktop\Давиденко Л.А\img4.jpg

    Постерная технология

    Алейникова Наталья Николаевна

    МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

    Это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

       В процессе построения знаний  технология  может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — постановка новых  задач — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.

    Особенностью данной технологии  является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен  мнениями,  знаниями,  творческими  находками между участниками творческой группы, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

         Результатом работы  становится не только сам постер, реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные.

    Из действующих педагогических методов данная технология приближается к исследовательским и проблемным методам обучения с одарёнными детьми. Принципиальное отличие, однако, заключается по крайней мере в двух особенностях:

    Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в ходе создания постера основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.

    Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе постерной технологии все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

    ЭТАПЫ  СОЗДАНИЯ  ПОСТЕРА
    (ПО АЛЕКСЕЕНКО И.В.):

    1 этап:

    Создание творческих коллективов (парная или групповая работа (Сотрудничество между участниками, взаимоконтроль)

    2 этап :

    Мозговой штурм (

    Обсуждение разных вариантов решения задания. Отбор наиболее удачных  решений. Постановка целей)

     3 этап: Изготовление

    Постера (Определение концепции. Выбор структуры. Выбор средств для лучшего донесения информации.)

     4 этап : Презентация

      Постеров (Донесение важной информации до слушателей. Аргументированное изложение своей точки зрения)

     5 этап: Рефлексия (Определение степени достижения группой поставленных целей. Контакт с аудиторией, взаимодействие со слушателями)

    Алгоритм работы над постером

    1. Определение тематики постера.
    2. Постановка задач.
    3. Выбор материалов.
    4. Создание творческого продукта
    5. Презентация продукта.

    Правила создания постера

    Можно использовать: картинки, слова, словосочетания, знаки, символы, лозунг.

    Содержание постера

    (расположение может изменяться)

    Задачи

       Тема

    Факты

    Методы

    Гипотезы

    Типы постеров:

    Постер – ассоциативный

    Ассоциации — это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам,противоположностям или причинным связям. Ассоциации в данной методике используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого.

    Постер – аналитический

    Аналитика (др.-греч. άναλυτικά — буквально: «искусство анализа» ) — часть искусства рассуждения — логики, рассматривающая учение об анализе — операции мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека

    Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру,

    тема « Осторожно – животные!», 3 класс

    Триединодидактическая цель:

    • Обучающий аспект:

    - актуализировать и упорядочить знания детей о классификации животных по их групповым признакам;

    - дать представление о животных в процессе работы с текстом учебника и статьями в энциклопедиях;

    - учить дружной коллективной работе

    • Воспитывающий аспект:

    - создание условий для формирования познавательного интереса к окружающему миру,

    -безопасное взаимоотношение с животными;

    - воспитание культуры общения в группе;

    - любить и охранять животных.

    • Развивающий аспект:
    • Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
    • Расширять кругозор учащихся о животном мире.

    познавательные действия:

    - умения анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

    - умения синтезировать  целое из составных частей;

    - умение классифицировать объекты;

    коммуникативные действия:

    - умения выражать свои мысли;

    - владение диалогической речью;

    - развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;

    личностные действия:

    - формирование лидерских качеств организатора работы в группе;

    - оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;

    регулятивные действия:

    - прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;

    - формирование адекватной самооценки объема усвоенного учебного материала, осознание качества и уровня его усвоения;

    - осознание учащимися объема и уровня усвоенных знаний и что еще подлежит усвоению.

    Оборудование:

    - технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;

    - информационные ресурсы: электронная презентация по теме урока, энциклопедии

     

    Тип урока: изучение нового материала.

    Межпредметные связи:

    -литературное чтение(отрывки из произведений А.С. Пушкина, Р. Киплинга, Х.К. Андерсена, В. Гаршина)

    - экология (экологические проблемы)

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

    Асмолов А.Г. Как проектировать  универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова и др. – М., 2010.

    Алексеенко, И.В. Постерная презентация как средство формирования коммуникативных компетенций/ И.В. Алексеенко // Материалы IV Международной научно-методической конференции / под общей ред. Д. П. Маевского. – Омск, 2012. – С. 303–306.

     А.А. Вахрушев учебник «Окружающий мир» 3 класс УМК Школа 2100

    А.А. Вахрушев методические рекомендации для учителя

    Что такое синквейн?

    Алейникова Наталья Николаевна

    МБОУ «Волоконовская СОШ №1»

    Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.

    В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

    Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

    Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

    Правила написания синквейна

    первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

    вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

    третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

    четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

    пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

    Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

    Составляя синквейн, автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

    Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

    Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

    Алгоритм написания синквейна.

      1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

      2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

      3-я строка. Что делает? 3 глагола.

      4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

      5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

    Использование синквейнов в школе

    Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

    - знает содержание учебного материала темы;

    - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

    - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

    Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

    Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

    Примеры синквейнов

    Синквейн на тему "НОВЫЙ ГОД".

    1.    НОВЫЙ ГОД.

    2.    РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

    3.    ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

    4.    Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

    5.    ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

    Синквейн на тему "Витамин".

    1.    Вещество

    2.    Полезное, необходимое

    3.    Поглощать, принимать, употреблять

    4.    Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

    5.    Польза для здоровья

     

    Что такое даймонд?

    Даймонд  – состоит из 7 строк.

    Алгоритм написания даймонда:  Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

    Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

    Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

    Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

    Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

    Пример даймонда

      Гипербола

      Огромная, наибольшая.

      Преувеличивает, преумножает, расширяет.

      Гулливера превращают в Мальчика с пальчика.

      Преуменьшает, умаляет, суживает.

      Крохотная, наименьшая

      Литота.

    Что такое диаманта?

    Диаманта  - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

      строчка 1: тема (существительное)

      строчка 2: определение (2 прилагательных)

      строчка 3: действие (3 причастия)

      строчка 4: ассоциации (4 существительных)

      строчка 5: действие (3 причастия)

      строчка 6: определение( 2 прилагательных)

      строчка 7: тема (существительное)

    Пример диаманты

      Обломов

      Ленивый, добрый,

      Лежащий, мечтающий, умирающий.

      Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

      Работающий, решающий, живущий,

      Настойчивый, расчетливый

      Штольц.

    Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

    Что такое хайку(хокку)?

    Алгоритм написания хайку:

      Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

      Строчка 2: Какого?

      Строчка 3: Как?

    Примеры хайку

    Снегирь

      Я видел птицу,

      Прилетевшую зимой,

      Красиво…

    Тоска

      Я видела деревню

      С одним домом

      Тоскливо…

    Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

    Что такое штрихи?

    Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это  штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

    Штрихи пишутся по следующим правилам:

      1-я строка. 1 существительное.

      2-я строка. 2 прилагательных.

      3-я строка. 3 причастия.

      4-я строка. 4 глагола.

      5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

      6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

    Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:

      Молодость,

      Зажигательная, весёлая,

      Восхитительная, влюблённая, пламенная.

      Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

      Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.

      Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.

      Чувства,

      Искренние, противоречивые,

      Чарующие, манящие, дурманящие.

      Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,

      Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.

      Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.

      Ручей,

      Свежий, прохладный,

      Звенящий, пробуждающий, зовущий.

      Бежит, поёт, журчит, течёт,

      Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.

      Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование интерактивных форм обучения при работе с одарёнными детьми.

    Происходящие  изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

    Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

    Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...

    Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

    Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

    "Формы и методы работы с одарёнными детьми"

    Теоретические и практические аспекты работы с одарёнными детьми в начальной школе (из опыта работы)...

    Формы и методы работы с одарёнными детьми. Программа.

    Формы и методы работы с одарёнными детьми...

    Формы и методы работы с одарёнными детьми

    Одарённые дети, какие они? Как работать с ними?...

    Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

    Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...