консультация "эстетическое воспитание путем театрализации детей младшего школьного возраста всистеме дополнительного образования"
консультация (1 класс) на тему

Вечканкина Галина Григорьевна

цель программы,задачи и направления,формы занятий,особенности организации работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитания, путем театрализации, детей младшего школьного возраста  в системе дополнительного образования

        

ВЫПОЛНИЛА:  ВЕЧКАНКИНА  ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВНА,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ «АТЕМАРСКАЯ ДШИ»

                                                         I КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОТЕГОРИЯ

Игра — это «азбука всякого знания, первая ступень великой лестницы наук и образованности», - так писали авторы сборника игр, изданного в 1837 году. Игра —важнейший элемент развития личности, считали великие педагоги и философы А. Макаренко, И.Г. Песталоцци,  Й. Хёйзинга и многие другие, им вторят современные педагоги и психологи. Но так ли часто удается поиграть? Признаем, что этой «детской» форме деятельности редко удается пробиться в подростковую, и уж тем более взрослую жизнь. Но нам всю жизнь хочется хотя бы прикоснуться к игре.

Пожалуй, театр — одна из тех немногих сфер человеческой деятельности, в которой игра полностью сохранила свои права. И только от нас самих зависит, примем ли мы участие в этой игре или останемся сторонними наблюдателями.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.

       Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения – игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребёнка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру. Это особенно актуально в школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности, но продолжает существенно влиять на развитие личности ребёнка и подростка, поэтому школьнику должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома. Кроме того, внеучебные объединения школьников, по мнению педагогов и психологов, работающих с этой возрастной группой (Выготский Л.С., 2001, Венгер А. Л., Давыдов В.В., 1992, Цукерман Г.А., 2003, Степанова О.А., Букатов В.М., Ершова А.П., 2001, Пиаже Ж., 1997, Мазепина Т.Б. и др.), должны строиться вокруг свободнотворческих видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью.

    Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр. Именно в нём наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить, играя.

      Нужны ли младшим школьникам навыки взаимного общения, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приёмы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов. Они применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Инсценировать, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно с выдумкой проводить уроки, выходящие за грань привычного, внеклассные мероприятия, праздники – во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.

     Театральные игры являются наиболее эффективной педагогической технологией развития творческой личности детей младшего школьного возраста.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

При этом игра – понятие многообразное. Именно она позволяет учащемуся развивать механизмы произвольного запоминания информации и увеличивать объём слуховой памяти, развивать психические функции воображения и творческие способности, формировать музыкальный и художественный вкус. Именно в игре человек учится представлять себя в ином статусе и соответствовать ему, осуществляя самоконтроль.

Основная часть

       Программа рассчитана на 2 года занятий с детьми разного  возраста.

Режим работы 2ч. в неделю.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического воспитания, развитие его художественно-творческих умений.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Развивать и реализовывать творческие возможности детей.
  • Воспитывать культуру речи, мимики, пластики.
  • 3.Формировать умения детей взаимодействовать друг с другом, на сцене. Для достижения цели поставлены перед собой следующие задачи:
  • 4· создать условия для развития творческой активности детей средствами театральной деятельности,
  • 5· способствовать самореализации каждого ребёнка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого школьника,
  • 6· способствовать развитию коммуникативных связей.

В своей программе использую основные направления

  • 1.»познавательная деят-ть»
  • Это чтение книг, посещение спектаклей, обсуждение этой сказки.
  • 2. «Театрально-игровая деят-ть направлена на развитие игрового поведения детей.
  • 3. «Художественно-речевую деят-ть». Ребята развивают свои речевые способности, знакомятся с возможностями человеческого голоса. На практических занятиях развивают голос и используют приобретённые навыки в своём творчестве.

Программа предусматривает использование следующих форм занятий.

  • 1.Игра
  • 2. Беседа
  •  3. Изучение основ сценического мастерства (дикция,  интонация, темп речи, диалог).

Итогом работы является творческое выступления.

     Особое внимание уделено методической литературе по работе  со сказками. Сказка доступна, понятна, поучительна, а герои сказок близки и знакомы детям с раннего возраста. Сценарии всех сказок написаны в стихах, так детям проще заучивать роли.

Театральная деятельность организуется в период адаптации первоклассников к школе. Дети приходят в школу из разных коллективов, какой-то процент детей не посещает детские сады по причине частых болезней.

    В процессе адаптации к школьной жизни изучаются индивидуальные особенности  школьников.

     При организации театрального коллектива в студии на первое место ставятся задачи развития коммуникативных свойств личности, позитивных межличностных отношений. Для проявления творческой направленности личности младших школьников в коммуникативной деятельности выявляется уровень межличностных отношений.

     Основной акцент в организации театральной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь :учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

      В  игре ребёнок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;театральная педагогика дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;

участие детей в спектаклях доставляет им радость, удовлетворение.

    Театральный урок помогает превратить разрозненную группу людей в эмоционально связанный коллектив. Именно театр дает прекрасную возможность для  проявления коллективного сопереживания, замечательно описанного Н.В. Гоголем. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом

      Коммуникативные способности, умение общаться – основное условие  развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных  видов деятельности, устремленный   на познание и оценку  самого себя   через посредство других людей.  Большой  эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность.  Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.  В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая  речь, ее интонационный строй.  Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Коммуникативные способности предполагают также владение способами совместной деятельности , приемами  в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы, улаживать разногласия и конфликты. Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься  о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый   из этих вопросов имеет прямое отношение к  ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения, используемые в театрализованных играх. Организация  совместного творчества  детей в  театральной деятельности  с преимущественным использованием таких форм работы как коллективное творческое дело, проектно –исследовательская деятельность, методы театральной педагогики должны присутствовать в работе с детьми -   это уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки.

       Для развития коммуникативных навыков детей посредством театрализованной деятельности  нами был реализован проект  «Сказочный мир театра»

Особенности организации работы с детьми:

- театрализованные игры не продолжительны по времени и просты по своей организации;

- проводятся  в совместной и самостоятельной деятельности детей, часто игры включаются в занятия;

- игры – хороводы включают в себя индивидуальные кратковременные выходы героев, ориентированы на выразительное инсценирование текста;

- были отобраны игры с различными проблемными ситуациями, которые должны разрешать дети в процессе взаимодействия.

       Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используем разнообразные формы работы:  анкетирование, консультации,  фотовыставки совместных работ детей и родителей,  мастер – классы по изготовлению настольных театров, верховых кукол, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений,  в групповых проектах,  в спортивных мероприятиях.

      Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаем, что выбранное нами  направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.  Основное направление развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.      Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

Создание атмосферы творчества и доверия обеспечивает каждому ребенку возможность высказаться, формирует умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.

      Сущность метода приучения, упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Н.А. Ветлугина напоминает, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка.

      Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, то есть все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично - значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

      Важным средством эстетического воспитания является творческая деятельность детей, в том: числе и игровая. Особое значение в решении задач эстетического воспитания имеют театрализованные игры.Значение театральных игр в решении задач эстетического воспитания детей  младшего школьного возраста.

      Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. Театрализованные игры имеют содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в младшнм школьном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Заключение

Педагог В.А. Сухомлинский  подчеркивал, что « игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ».

Наличие эстетических чувств рождает глубокие и стойкие эстетические интересы, Единство сформированных эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному проявлению эстетической активности. Таким образом, эстетическая деятельность - это деятельность по созданию и преобразованию окружающего по законам красоты. Человек не может быть только созерцателем прекрасного.

Список  литературы:

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

ФИЗИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ И РОБОТОТЕХНИКЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Физический эксперимент является не столько средством наглядности, сколько необходимой базой и инструментом развития способностей обучающихся.Изучение физических законов и явлений на основе постановки ...