Использование ребусов в урочной и внеурочной деятельности учащихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Самсонова Ольга Викторовна

Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребёнка, выявить и обеспечить развитие способностей, активизировать познава-тельную деятельность учащихся. Одним из способов решения данных задач, является применение в урочной и внеурочной деятельности работы с ребусами. Ребусы оживляют учебный процесс, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ребусов в урочной и внеурочной деятельности учащихся

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

                                                                                        Толковый словарь русского языка.

                                                                                         С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова

1. Введение

  Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов препода-вания имеет целью, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребёнка, выявить и обеспечить развитие способностей, активизировать познава-тельную деятельность учащихся. Одним из способов решения данных задач, является применение в урочной и внеурочной деятельности работы с ребусами. Ребусы оживляют учебный процесс, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.  

2. История ребусов

   Использование примитивных изображений для передачи информации легло в основу ранних письменных систем Древнеегипетской культуры (рубеж 4-го и 3-го тысячелетий до н.э.). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использова-лись для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы оставались популярными и  в Средние века - их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий.

Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XY веке во Франции. Первоначально ребусом называли особого рода балаганные выступления во время карнавала. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. В XYI веке, когда забавы эти были запрещены, характер ребуса изме-нился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Зачастую это была загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, циф-рами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию.

Во второй половине XIX  века ребусы стали широко применятся  в повседневной жизни. В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Позднее, в 1881 году начинает издаваться специализированный "Еженедельный загадоч-ный журнал "Ребус". За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы.

3. Использование ребусов в урочной и внеурочной деятельности учащихся

   В программе начальной школы по грамматике и правописанию есть слова, написание которых традиционное и не охватывается орфографическими правилами, не проверяется или же является трудным для младщих щкольников. Без усвоения их правописания невоз-можно научить детей грамотному письму. Школьная практика  показывает, что традици-онные методы не обеспечивают выработку грамотного написания этих труднейших слов. Правописание трудных слов лучше усваивается при одновременном участии нескольких видов памяти: зрительной, речедвигательной, слуховой, эмоциональной и др. виды памяти – чем больше, тем лучше (см. С.М. Бондаренко. Беседы о грамотности). Одним из приё-мов и средств работы со словарными словами является работа с ребусами (разгадывание, составление). Большинство ребусов составлено таким образом, что непроверяемые напи-сания выделены цветом, жирным шрифтом или находятся в сильной позиции благодаря специальному приёму, использованному в каждом ребусе. Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти.

    Для многих учащихся изучение математики даётся нелегко, и из-за трудностей в обуче-нии, ребёнок теряет интерес к этому предмету. Для того, чтобы избежать данной пробле-мы, можно использовать на уроках ребусы. На уроках математики решение ребусов носит творческий характер. Ребусы можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. В основу ребусов могут быть поло-жены ключевые понятия и термины одной определённой темы. Математические ребусы обычно используются для развития логического мышления у школьников, поскольку их решение построено на логических рассуждениях. Задачи, представленные в заниматель-ной форме, интересны. Их хочется решать, они увлекают своей необычностью, неочевид-ностью ответа. Появляется желание поиска решения.    

    Работу с ребусами можно и нужно включать не только при изучении математики и русского языка, но других предметов (литературного чтения, окружающего мира, техно-логии, изобразительного искусства), а также во внеурочной работе. Ребусы играют не только роль развлекательного момента, но и помогают развивать мышление и творчество, так необходимые для успешного изучения предмета, подготовки к применению активи-зирующих технологий в других областях деятельности, в том числе при осуществлении самостоятельного образования. Использование на занятиях готовых ребусов ведёт к тому, что учащиеся с увлечением втягиваются в увлекательный процесс составления ребусов, что влечёт за собой стимулирующее воздействие на их творческий потенциал.

4. Заключение

   Ребус, как и любая логическая игра, чрезвычайно полезен для развития высших психи-ческих функций. Решая ребус, ребёнок тренирует внимание, совершенствует мыслитель-ные процессы, знакомится с элементами фонетического анализа слов. Ребус является хо-рошей пропедевтикой дизорфографии (нарушений письменной речи).

К сожалению, сделать ребус естественной и регулярной частью занятий не так легко. Можно самостоятельно составить ребус, но это серьёзные время-затраты, даже если вы с лёгкостью анализируете и шифруете слово, только на подбор картинного материала могут уйти часы.

Изменить ситуацию способен генератор ребусов – очень простой в использовании онлайн ресурс. Сервис русскоязычный. Его адрес : www.rebus1.com.   В разделе «Генератор ребу-сов» достаточно ввести любое слово, и программа моментально выдаст подходящий вари-ант: на русском, английском или украинском языке. Уровень сложности выбирается здесь же: «стандартный ребус» или «ребус для детей». Для некоторых слов доступно несколько видов шифровки, просмотреть их можно, нажав на кнопку «другой вариант ребуса».  Со-зданные на сайте ребусы можно легко скачать и распечатать.

Кроме генератора ребусов сайт обладает большим количеством готовых загадок, логичес-ких игр. А также на сайте можно узнать историю появления ребусов, правила разгадыва-ния и составления ребусов. Данный сайт можно порекомендовать родителям учеников.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"

Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»

Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные ...

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»

Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные ...

«Развитие творческих качеств ребёнка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой иници...

Осуществление компетентностного подхода посредством использования различных видов урочной и внеурочной деятельности

В данной статье раскрываются условия для создания модели единого комфортного образовательного процесса через интеграцию урочной и внеурочной деятельности...

Осуществление компетентностного подхода посредством использования различных видов урочной и внеурочной деятельности

В статье раскрывается необходимость создания модели единого образовательного пространства школы через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, формирования основных компетенций....