РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
методическая разработка (1 класс)

Анкушева Нина Михайловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по учебному предмету «литературное чтение и слушание» в 1 классе Анкушева Нина Михайловна учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №22» г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Слайд 2

Речевая зарядка А ртикуляционная гимнастика

Слайд 3

Слоговые таблицы РЯ ЛЫ ЖУ МЭ СА ВЕ ТИ РО ДЁ БЮ

Слайд 4

Скороговорка Жны-жны-жны-жны В классе вместе мы дружны

Слайд 7

МА МО МЯ МЫ МИ МУ МЁ МЮ МЭ МЕ М__________ М ЕДВЕДЬ _____М_____ ХО М ЯК __________М КО М

Слайд 8

ПОСЛОВИЦЫ

Слайд 10

Я



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе. В гости к весне (экскурсия). УМК А.А. Плешакова

Цели: провести наблюдения за весенними изменениями в природе; учить ценить красоту природы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

Оборудование: карточки с заданиями (для варианта 2 урока).

Предварительная подготовка: учащиеся заранее учат стихи, готовят сообщения.

Ход урока

Вариант 1

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Сегодня я приглашаю вас в гости. Отгадайте к кому.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, —

Значит, к нам пришла...

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая, -

Значит, к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет, -

Значит, к нам пришла...

А. Некрасова

- О чем идет речь в этом стихотворении? (О весне.)

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.

III. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

Весна - это прекрасное время года! Это пробуждение. И в то же время весной в лесу небезопасно.

- Проверьте вашу одежду. Хорошо ли вы заправили брюки в носки? кофту в брюки? Есть ли головной убор? Как можно меньше участков тела должны остаться открытыми. Это защитит нас от клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла.

- А еще о чем мы должны помнить, путешествуя по лесу? {В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы.)

А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми. Нельзя сходить с тропы, чтобы не потеряться.

- Вы готовы отправиться в путь? (Ответы детей.)

(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то, что им предстоит на экскурсии.)

1. Увидеть изменения, которые произошли в природе по сравнению с зимой.

2. Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой, которая была зимой.

3. Посмотреть, в каких местах снег уже растаял, а в каких еще сохранился, отличается ли внешний вид снега весной от его вида зимой.

4. Понаблюдать, изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на деревьях и кустарниках цветки и листья.

5. Посмотреть, изменился ли внешний вид хвойных растений.

6. Обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения.

7. Понаблюдать, появились ли насекомые, в каких местах они держатся, появились ли лягушки и другие животные, которых не было зимой.

8. Выяснить, прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушать их голоса.

9. Обратить внимание, произошли ли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.

— Ребята, во время экскурсии мы наверняка увидим березы с порезанной кем-то корой. Из этих порезов вытекает очень нужный деревьям сок. Чтобы помочь деревьям, мы замажем эти раны садовым варом или глиной.

И помните: на экскурсии и в любое другое время нужно выполнять правила друзей природы.

2. Экскурсия

Прием «Неживая природа весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали.

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом поддувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами

Сядут на крыше рядами,

Каркнут и дальше летят.

С. Дрожжин

Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». Но сейчас так уже не скажешь. Солнце и светит ярче, и греет по-настоящему. Оно теперь поднимается в небе гораздо выше, чем зимой. Весна идет!

С каждым днем становится теплее. Начал таять снег, и побежали первые, пока еще робкие ручейки. Дни стали заметно длиннее, чем зимой. А как изменилось небо! Оно теперь голубое, высокое, и плывут по нему белые-белые легкие облака. Таких облаков не увидишь зимой. Они бывают весной, летом и в начале осени.

Первым делом весна пришла в город. Все меньше и меньше снега на улицах, все напористее весенние ручьи. С крыш свисают ледяные сосульки. Звенит капель. Люди одеваются уже не так тепло...

А за городом зима еще сильна. Но ей недолго осталось хозяйничать. Повсюду снег стал серым, влажным. На пригорках и в полях появились первые проталины. В лесу снег подтаял вокруг деревьев. Это произошло потому, что стволы деревьев темные, а темные предметы быстро нагреваются солнцем.

Лед на водоемах тоже тает. Он темнеет, покрывается трещинами, раскалывается. На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

Весной на водоемах опасно ходить по льду. Подтаявший лед может проломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода! От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Это половодье! Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса! Зайцы, лисицы и многие другие звери в беде. Люди спешат к ним на помощь: на лодках перевозят животных в безопасные места.

От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Постепенно почва на поверхности просыхает, но на глубине остается влажной. Эта влага очень нужна растениям. Весной осадки выпадают в виде дождя. Иногда выпадает и снег, но он быстро тает, не так уж много времени осталось до первой грозы, которая обычно бывает в начале мая.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою.

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы —

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями —

Уже ручей звенит струной,

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

В. Суслов

Привал «Три весны»

(Сообщение ученика.)

Замечательный писатель Виталий Бианки считал: есть не одна, а целых три весны!

Первая весна — полевая. Она начинается, когда на полях показываются первые проталины, земля начинает освобождаться от снега. Снег отступает с полей, бежит с них ручьями в овраги и под крепкий лед реки. Прибывающая вода давит снизу на лед. Река как бы собирает силы в ледяной неволе. Вот поднатужилась и... Треснул толстый лед. Начались ледоход и весенний разлив. Это вторая весна — речная.

В полях уже и следа не осталось от снега, реки начали возвращаться в свои берега, а зима все еще не хочет сдаваться, все еще посылает свои утренние морозы. Последний снег еще прячется от солнца в лесу.

Но приходит третья весна - лесная, когда и в последнем убежище зимы растаял снег. Зацветает лес, зеленеет, наполняется голосистыми птицами. Ну а за ней, за третьей весной, наступает лето.

Привал «Деревья и кустарники весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распустилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое-где оттаяли кочки,

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

С. Дрожжин

Нельзя представить себе нашу природу без белоствольной красавицы березы. Сколько сказок, стихов, песен сложил о ней русский народ! Интересно, что береза - единственное в России дерево с белой корой. Живет береза 100-120 лет. Да, люди любят березу, но как часто они не берегут ее... Теряя весной по вине человека немалую часть сока, береза слабеет. Если наносить ей раны несколько лет подряд, она может и совсем погибнуть. Сахар, который содержится в соке, нужен для питания дерева. Движение сока у деревьев и кустарников - признак их весеннего пробуждения. Еще один признак - цветение некоторых деревьев и кустарников.

Из деревьев первой зацветает ольха. Ее зимой и весной легко узнать по черным шишечкам на ветках. Весной на ольхе появляются сережки. Сережки - это множество маленьких цветочков, собранных вместе.

Рано весной зацветает ива. Возле ее цветков вьются пчелы и шмели. Они прилетают сюда за сладким нектаром. Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике, как и на ольхе, видны сережки. А волчье лыко имеет розовые ароматные цветки. Этот кустарник встречается в наших лесах редко и нуждается в строгой охране. Но запомните, что волчье лыко - растение ядовитое!

Ольха, ива, орешник, волчье лыко - раннецветущие растения. Они цветут еще до распускания листьев. Береза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться. Еще позднее зацветает черемуха. Ко времени цветения она вся уже покрыта молодой листвой. В садах после распускания листьев зацветают яблони, груши, вишни.

Набухание почек и распускание листьев - это тоже признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Весной начинают прорастать опавшие семена деревьев и кустарников. Особенно хорошо заметны молодые растеньица клена.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью одевается новой хвоей. У сосны, ели, можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой. Надо помнить, что хвойные растения никогда не цветут.

Привал «Травы, цветущие весной, насекомые весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Он долго рос,

Он ждал весны

И наконец расцвел!..

Тебе другие снились сны —

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

А под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

А. Новик

Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках еще не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Раннецветущим травам нужно как раз много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где еще лежит снег. Тепла этим растениям требуется немного.

Питание раннецветущие растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.

А весна уверенно вступает в свои права. Постепенно в лесу, в парке, на открытых местах появляется все больше зеленой травы. Вслед за первоцветами зацветают ландыш, купальница, а потом и другие травы. Берегите красивые растения! Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей!

От весеннего тепла насекомые вышли из оцепенения и поки-- нули свои зимние убежища. Летают бабочки, греются на солнце мухи, вьются в воздухе комары, над землей с гудением летают шмели, возле цветущей ивы жужжат пчелы, оживает муравейник. Да, насекомые удивительны, интересны. И все-таки с некоторыми из них людям приходится бороться. Бороться приходится с теми насекомыми, которые приносят человеку вред. Их не так уж много. Ученые подсчитали, что из каждой сотни различных насекомых вред человеку приносит только одно.

Например, некоторые насекомые питаются растениями, которые выращивает человек. Гусеницы бабочки-капустницы питаются капустой. Когда их очень мало, они не страшны. Но если их много, они могут погубить почти весь урожай. А вот некоторые ребята считают, что надо давить любых гусениц. Правы ли они? Давайте разберемся. Гусеница бабочки-крапивницы кормится листьями крапивы, а гусеница траурницы — листьями березы или осины. Какой же вред человеку приносят эти гусеницы? Никакого!

Запомните: гусеницы большинства бабочек не приносят человеку вреда! Если этих гусениц уничтожать, красивые бабочки могут исчезнуть.

Теперь вспомним комаров, которые сосут кровь человека. Нередко комаров бывает очень много. И тогда люди не могут нормально работать, отдыхать. Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше. Но, может быть, следует совсем уничтожить этих насекомых? Нет, ни в коем случае! Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы.

Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки — прожорливые хищники. Значит, если хочешь, чтобы комаров стало меньше, береги стрекоз!

Множество опасных насекомых поедают муравьи. Недаром их называют санитарами леса. Конечно, муравьев тоже необходимо охранять.

Давайте относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно шестиногое существо от наших рук не погибло! Не ловите и не убивайте насекомых! Они не только нужны природе, но и украшают ее. Не разоряйте муравейники! Муравьи — санитары леса.

Привал «Птицы весной»

Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Его барабан — сухой сучок. Дятел стучит по нему клювом, и звук разносится далеко по лесу. Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню.

Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Раньше других птиц прилетают грачи. Считается, что с их прилетом и начинается у нас весна. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки, потом зяблики. Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц. Ведь им нужно, чтобы в воздухе появилось достаточно летающих насекомых. Поздно прилетает и кукушка. Она питается гусеницами, которых собирает на деревьях. А гусениц становится много только после распускания листьев. Почти все птицы весной строят гнезда. Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей. Под крышами домов слепили свои гнездышки ласточки. Жаворонки, соловьи вьют гнезда на земле. Синицы и скворцы селятся в домиках, сделанных для них человеком, а в лесу — в готовых дуплах. Дятел сильным клювом сам выдалбливает в стволе дерева дупло.

В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их - согревают своим теплом. У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм.

У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Но еды им нужно очень много, потому что они быстро растут. Нелегко приходится птицам-родителям. Скворцы приносят птенцам корм 300 раз в день, синицы — 400 раз.

А вот кукушка гнезда не строит. И птенцов не выкармливает. Свои яйца она подкладывает в гнезда других, более мелких птиц. Обычно они не замечают обмана, насиживают яйцо кукушки, а потом кормят большого прожорливого кукушонка. Он бывает больше той птички, которая его выкармливает.

Привал «Разные животные весной»

— Встречали ли вы весной каких-нибудь зверей?

— Что интересного вам удалось заметить?

— Слышали ли вы голоса лягушек и жаб в пруду, речке, озере?

— Видели ли вы этих животных?

— Приходилось ли вам видеть змей?

— Что вы знаете о змеях?

Весной происходит много изменений в жизни животных. Просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. Еж ищет насекомых, медведь — в основном растения и насекомых, но иногда охотится на крупных животных, например на лося или оленя. Позже других просыпаются летучие мыши. Они питаются насекомыми, которых ловят в воздухе, а ранней весной летающих насекомых еще мало. Те летучие мыши, которые зимовали в теплых краях, возвращаются к нам. Интересно, что для летучих мышей можно делать домики, похожие на домики для птиц.

Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю. У белки, зайца, ласки вновь изменяется цвет меха.

У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают от врагов.

Важные изменения происходят весной в жизни и других животных: рыб, лягушек и жаб, ящериц и змей. Рыбы выметывают икру. Из икринок появляются мальки. Они питаются, растут и со временем превратятся во взрослых рыб.

После зимней спячки просыпаются лягушки и жабы. Они громко урчат в пруду, реке, озере. В воду они выметывают икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются во взрослых лягушек и жаб. Ящерицы и змеи тоже пробуждаются от зимней спячки. Они выползают на солнышко и подолгу греются. Ящерицы начинают ловить насекомых. Змеи охотятся на лягушек, мышей, полевок. Как видите, для большинства животных весна - это время размножения. Поэтому охота и рыбная ловля весной запрещены.

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Берегите лягушек, жаб и их головастиков. Не убивайте змей, даже ядовитых! Все они очень нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство!

Привал «Труд людей весной»

— По своим наблюдениям расскажите, какие работы люди выполняют весной в поле, в саду, в огороде, на улицах городов и сел.

— Как эти работы связаны с весенними изменениями в природе?

— Как люди осенью и зимой готовились к весенним работам?

Весна — очень беспокойное время. Главная забота - вовремя посеять и посадить культурные растения. От того, как люди выполнят эту работу, во многом зависит будущий урожай.

Сначала на поля, вспаханные еще осенью, выходят тракторы с боронами. Бороны выравнивают почву, рыхлят ее, разбивают крупные комки. Затем в полях появляются тракторы с сеялками. Ранней весной сеют пшеницу, овес и некоторые другие растения. В конце весны с помощью особых машин — картофелесажалок — высаживают картофель.

Много работы весной в саду. В самом начале весны стволы деревьев надо побелить, чтобы их не обожгло солнце. Ведь оно стало теперь ярким, горячим. Стволы белят еще и для того, чтобы погибли опасные для растений насекомые, которые прячутся в трещинах коры.

Когда растает снег и почва в саду просохнет, убирают сухие листья. А когда на деревьях и кустарниках появится молодая листва, вырезают засохшие ветки. В это время они хорошо заметны.

В огородах люди сеют семена редиса, моркови, свеклы и многих других овощных растений. Сажают выращенную заранее в тепле рассаду помидоров, капусты. Привал «Наш рассказ о весне»

(Класс делится на группы. Каждая группа за определенное время устно должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем все рассказы заслушиваются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа.)

IV. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали во время экскурсии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...