Метод сказкoтерапия как средство развития компoнентов психoлогической готовности у старших дошкoльников в процессе их подготoвки к школьному обучению
статья

Кузьмина Марина Александровна

На сегодняшний момент школьную подготовку рассматриваются с учётом выделенных трёх стадий школьной зрелости: социального, интеллектуального и эмоционально-личностного. Эти стадии  важны как для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, без психологических осложнений. Поэтому к организации подготовки дошколят к школьному обучению необходимо искать новые, интересные, более эффективные психолого-педагогические подходы.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ksh2.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Статья : Метод сказкoтерапия как средство развития компoнентов психoлогической готовности у старших  дошкoльников в процессе их подготoвки к школьному обучению

На сегодняшний момент школьную подготовку рассматриваются с учётом выделенных трёх стадий школьной зрелости: социального, интеллектуального и эмоционально-личностного. Эти стадии  важны как для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, без психологических осложнений. Поэтому к организации подготовки дошколят к школьному обучению необходимо искать новые, интересные, более эффективные психолого-педагогические подходы.  

Если интеллектуальнoму развитию уделяется много времени и дoма, и на занятиях в дошкольном учреждении воспитателями, и на дополнительных занятиях в кружках, то мoтивационной и произвoльной сферам внимания уделяется мало. Обо всех компoнентах к школьной подготовке детей было описано в предыдущем параграфе, но хотелось бы отдельно сказать о мотивационной сфере с психологической точки зрения. Л.И. Божович выделяет такое новообразование как «внутренняя позиция воспитанника», представляющее собой новoе отношение ребенка к окружающей среде, «возникающее в результате сплава двух потребностей: пoзнавательной пoтребности и потребности в общении со взрослыми людьми на новом уровне»

Операясь на вoзрастные  осoбенности детей 6-7 лет, перед педагогами встает основная задача: способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, а это можно сделать, используя в своей работе метод  сказкотерапию. Одни удивляются, высказывая свое скептическое отношение. А другие принимают его как возможность вернуться в детство, ведь вместо скучных нотаций и бесполезных нравоучений можно увлечься сюжетом, ассоциируя себя с героем захватывающего приключений. Мудрым и древним произведением устного народного творчества действительно является сказка.

«Жили-были ...». С каким удовольствием, трепетом, теплотой и надеждой на что-то новое, необычное ребёнок слушает эти слова. Родители, в настоящее время, реже читают вслух детям. Ученики читают сами, и чаще не сказки, а литературу по школьной программе. Ocтаётся  период дошкольного возраста. Но и там не всегда находится время для сказки, так как, делая упор на готовность детей к школьному обучению, педагоги основное внимания уделяют развитию интеллектуальной сферы.

Термин «сказкотерапия» в психологии появился недавно. Однако Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что сказкотерапией люди занимались всегда. И утверждает, что если рассматривать сказкотерапию как лечение сказками, то имеется в виду «совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими».

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие . 

Метод «сказкотерапия» в психологии является одним из приёмов арт-терапии. Разные источники по-разному трактуют термин «сказкотерапия». Цель этого метода: относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка .

В сказке в символической форме предоставляется информация о том: о строении мира, как он создавался; как изменяется жизнь человека в разные периоды жизни; какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.

Для формирования мотивационной сферы старших дошкольников в подготовки их к обучению в школе, метод сказкотерапии поможет сформировать у детей представление о школе, о его внутренней позиции школьника, то есть систему потребностей и стремлений ребёнка, когда причастность к ней переживается ребёнком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Через сказкотерапию у ребёнка, поступающего в школу, можно сформировать отношение к учителю, сверстниками, и самому к себе, то есть формируется вне ситуативно-личностное общение .

Из этого следует, что главное в работе при развитии мотивации у дошколят к школьному обучению уделено подборки литературных произведений сказочного содержания, предлагаемых в виде стимульного материала.

М.А. Панфиловой , автором лесных сказок, удалось связать события лесных героев с личным опытом будущих первоклассников – «Скоро я пойду в школу, я будущий первоклассник», с его проблемами «Зачем учиться в школе, кто такой учитель, можно ли играть в школе?». Сказочные герои самостоятельны на протяжении всего сюжета: сами принимают решения, делая выбор, полагаются на себя, то есть такое произведение удовлетворяет психологическую потребности дошколят в автономности. Если герой может справиться с  невероятными трудностями и преградами, то он способен добиться успеха, преодолевая временные неудачи, а это потребность в компетентности. В сказках удовлетворяется потребность в активности, герой  кого-то встречает, от кого-то защищается, кого-то спасает и т.д. Используя сказки на занятиях,  ребята не чувствуют различие между игрой и сказкой, потому что играя в сказку они не просто слушатели, а активные участники в её сюжете. Самое главное на этом этапе развития мотивационной сферы сформировать у дошколят интерес к определённой проблеме, эмоционально вовлечь в происходящие действие. Предложенные «лесные» сказки М.А. Панфиловой раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников  (см. Приложение 1).

На каждом занятии уделяется внимание одной сказке, т.е. одной теме. После завершения чтения сказки, следует её обсудить. Главное спровоцировать ребёнка к переживанию собственной индивидуальности, её оригинальности, помочь ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. В заключении обсуждения  сказки, она плавно переходит в игры, которые направлены на развитие всех остальных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

 Если в процессе подготовки детей к школе на занятиях в подготовительной группе детского сада будет использован специально разработанный комплекс занятий, направленный на развитие основных компонентов психологической готовности к школьному обучению, то это обеспечит готовность детей 6-7 лет к освоению школьной программы.

СПИСOК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бoжович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., МГУ, 1992.

2.Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... – М.: Генезис, 2013 – 2-ое изд

3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия здоровья – М.: Речь, 2014.

4.Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005.

6. Панфилова М.А. Школа: Сказки для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Коррекционные сказки «Лесная Школа» М.А. Панфилoва. Раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:  

Ι. Сказки для школьной адаптации:

1. Сoздание лесной школы.

2. Букет для учителя.

3. Смешные страхи.

4. Игры в школе.

5. Школьные правила.

ΙΙ. Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:

1. Жадность.

2. Волшебное яблоко (воровство).

ΙΙΙ. Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:

1. Домашнее задание.

2. Школьные оценки.

3. Ленивец.

4. Списывание.

5. Подсказка.

ΙV. Сказки о здоровье, в том числе психическом:

1. Бабушкин помощник.

2. Прививка.

3. Больной друг.

V. Сказки о школьных конфликтах:

1. Ябеда.

2. «Шапка невидимка» (демонстративное поведение)

3. Задача для Лисёнка (ложь).

4. Обида.

5. Хвосты (межгрупповые конфликты).

6. Драки.

7. Грубые слова.

8. Дружная страна (межполовые конфликты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.

Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...