Использование методов саморегуляции в начальной школе
статья

Власникова Маргарита Андреевна

Проблема психологической защиты и копинг- поведения являются одними из самых актуальных в детской психологии в настоящее время. В своем большинстве этот вопрос носит характер обсуждения, нежели изучения. Объясняется это тем, что сам объект исследования представляет собой сложность. Р. М. Грановская отмечает, что защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. В своей статье мне бы хотелось раскрыть собственный опыт применения копинг - стратегий в образовательном учреждении с детьми младшего школьного возраста.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metodov_samoregulyatsii.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:


Использование методов саморегуляции , как способ избавление от стресса в начальной школе. Из педагогического опыта

Являясь  воспитателем ГПД в одной из коррекционных школ Приморского района Санкт – Петербурга, мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом на примере одного занятия, проводимом в рамках внеурочной деятельности по программе "Этика".

Цель программывоспитание и освоение учащимися норм нравственного отношения к миру.

Основной задачей курса является формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах поведения.

Занятие состоит из двух частей: теоретической - раскрытие понятия вежливости. Второе практическое, включающее в себя элементы смыслового чтения и игры, как ведущий вид деятельности у младших школьников. Первую часть занятия я описывать не буду, каждый педагог сам знает, как правильно составить эвристическую беседу и получить результат.

На прктической части мы остановимся подробнее.

После того, как учащиеся дали определение вежливости, мы перешли к практической части - чтению рассказа Ушинского "Два козлика".

При обсуждении данного текста на вопрос о чем он ученики ответили, что о козликах.

Для понимания текста пришлось импровизировать,мы выбрали "актеров" из желающих (это важно, ребенок должен хотеть участвовать, заставлять нельзя) и проиграли сказку. Затем вернулись к обсуждению. Дети дали оценку персонажей и их действиям. В рефлексии один из "актеров", исполняющий роль козлика показал, что он не сумел выйти из образа своего героя. Ребенок чувствовал себя подавленным, ему было грустно. Данная реакция вызвана прежде всего эмоциональной лабильностью и чувствительностью детей с ОВЗ.

Чтобы не заканчивать занятие на такой ноте, мы проиграли в игру "мостик дружбы"("стиральная машина". 

Ход игры:

Участники встают в две колонны лицом друг к другу. Получается "проход". Это и есть "стиральная машина". Тот, кого будут «стирать», начинает двигаться через проход внутри стиральной машины. Каждый участник, гладит его по плечу, или пожимает руку, и говорит ему доброе, ласковое слово. На выходе его встечает ребенок , который в крепких объятьях «сушит» играющего. Таким образом, выходя из стиральной машины, игрок, получает позитивный заряд от услышанных о нем слов).

В этой ситуации игра направлена на саморегуляцию. Психологи называют этот прием КОПИНГ –стратегия (что очень востребовано в рамках современного образования).

Копинговые стратегии – это то, что делает человек , чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные , эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются , чтобы справиться с запросами обыденной жизни. А это значит , что абсолютно каждый педагог . часто даже не подозревая об этом , использует данный прием в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Далее, возвращаясь на мероприятие , о котором шла речь в самом начале статьи,  ученики  сочинили новую историю о вежливых, послушных козлятах. Возвратившись в рефлексию я , как педагог, убедилась, что все дети находятся на эмоциональном подъеме.

Поделившись опытом этого занятия мне хотелось обратить Ваше внимание на то, что планы и конспекты - опора, скелет нашей работы с детьми, однако по настоящему продуктивной наша деятельность будет только тогда, когда мы будем чутко реагировать на состояние детей и следовать рядом с ними. Здесь же необходимо выделить и нашу роль для успешного становления личности , так как основными формами копинг – стратегии у детей младшего школьного возраста являются «игнорирование проблемы» и «поиск социальной поддержки». Роль педагога и воспитателя помочь учащимся постепенно увеличить выбор в пользу продуктивного копинга -  «решения проблем».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Использование метода моделирования в начальной школе

Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при о...

«Использование метода проектов в начальной школе»

статья «Использование метода проектов в начальной школе»...

Использование метода проектов в начальной школе

Материалы методического объединения...

Использование метода проектов в начальной школе

В статье описаны современные подходы и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся ....

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....