Главные вкладки

    Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"
    статья по теме

    В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_proektov_v_nachalnoy_shkole2.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование метода проектов в начальной школе.

    Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952),американский философ, психолог и педагог.

    Именно этот американский ученый предложил обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы и цели.

    Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Килпатрик посвятил этой теме свою книгу «Метод проектов».

    В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из школ, предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

    На рубеже 1910-20 гг. метод проектов входит в практику отечественной школы.

    Основные понятия, которые надо рассмотреть при изучении

    технологии проектной деятельности.                           Слайд

    Проект (от латинского projectus) буквально – брошенный вперед, замысел, план.)

    Метод (от греческого methodos) – путь, исследование, теория, учение.

    Главной целью работы над любым проектом является реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

    При работе над проектом можно выделить следующие этапы.

    Выбор темы – это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом, которой является компромисс – тема, определяемая как интересами детей, так и возможностями учителя.

    Тема  может быть связана с различными  учебными дисциплинами. Если детей увлекает работа над темой, то использование деталей изучаемой темы на уроках позволит повысить мотивацию обучения. Тема и учебные дисциплины тесно связаны - они обогащают друг друга. Тема проникает в уроки, повышая интерес, объединяя этапы уроков в единое целое на основе сюжета. А ученые дисциплины помогают полнее раскрывать тему. Выбрав тему, учитель составляет её матрицу.

    Сбор сведений. Источники  информации                      Слайд

    В качестве различных источников информации могут выступать:

    - объекты (книги, фильмы, журналы),

    - организации (музеи, библиотеки, предприятия),

    - мероприятия (экскурсии, походы).

    - люди (учитель, родители, специалисты в различных областях)

    Вся информация по теме не только собирается, но и систематизируется как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе с детьми.

    Выбор проектов                                                                   Слайд

    Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребёнка, создает для него ситуацию свободы выбора проекта.

    В процессе выбора областей интересов внутри темы их совокупность удобно изобразить на схеме. Условно её можно назвать «паутинка темы». В начале работы над темой эта схема упрощена и  скорее напоминает  «солнышко с лучами». Название «паутинка» схема начнет оправдывать позже, когда каждый аспект станет подразделяться на несколько других. Составление «паутинки» позволяет объединить детей в группы по интересам.

    Реализация проектов                                                           Слайд 

    На следующем этапе учитель предлагает принять участие в реализации проектов. Важно при этом учитывать индивидуальные особенности детей, их таланты.

    Проекты могут быть представлены в виде:

    - рисунка,

    - книги,

    - научного отчёта о проведённом эксперименте,

    - макета,

    - газеты,

    - коллекции,

    - гербария,

    - игры,

    - наглядного пособия,

    - сувенира-поделки,

    - фотоальбома,

    - экскурсии,

    - праздника.

    Презентация

    После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, а также они должны услышать похвалу в свой адрес.

    Если проект долгосрочный, то целесообразно выделить промежуточные этапы и проводить «защиту» каждого этапа.

    «Самопрезентующими»  проектами являются спектакли, концерты, праздники.

    Презентацию проектов завершающихся изготовлением поделок, макетов и т. п.  можно организовывать в  виде выставок, ярмарок.

    Обязательно должен быть соблюдён ритуал защиты проекта (презентация):

    - время на одно выступление 7-10 минут,

    -  зрители имеют право задавать вопросы автору проекта,

    -  каждый проект должен быть отмечен и поощрён.

    Классификация проектов.                                                      Слайд

    По доминирующей  деятельности учащихся.

    1)        Практико-ориентированный проект.

    Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или

     внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.

    2)        Исследовательский.

    Он включает обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее

     проверкой и обсуждением полученных результатов.

    3)Информационный.

    Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её обогащения и представления для широкой аудитории

    4)Творческий.

    Предполагает максимально свободный подход к оформлению

    результатов. Это могут быть и театрализация и произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

    5)Экскурсионный.

    Перед детьми ставятся конкретные вопросы. Ответы, на которые они должны получить во время экскурсий. Итоги обсуждаются, дети пишут отзывы.

    Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. Любой проект – исследовательский, точно так же, как любой – творческий или информационный. Поэтому речь в этой классификации идет не о единственной, а о доминирующей деятельности участников проекта.

     По продолжительности.                                                           Слайд

    1)Мини-проект (один урок).

    2)Краткосрочный (неделя, месяц).

    3)Долгосрочный (четверть, полгода).

    По организационной форме.

    1)Индивидуальные (результат работы одного человека).

    2)Групповые (работа в малых группах – выставки, сценки, макеты, игры).

    3)Коллективные (концерт, праздник с общей подготовкой и репетицией).

    Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:                                                          Слайд

    1)исследовательские,

    2)социального – взаимодействия,

    3)оценочные,

    4)презентационные,

    5)менеджерские,

    6)рефлексивные.

    Критерии успеха работы над проектом.

     1) Достигнут конечный результат.

     2) Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

     3) Результат проекта  может быть использован другими коллективами.

     4) Информация о проекте широко распространена.

     5) Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

     6) Получено удовольствие от своей деятельности.

     Особенности применения проектной деятельности к

     младшему школьному возрасту.

    1)Характер проектной деятельности чаще коллективный.

    2)Проекты в начальной школе чаще всего реализуют учебные цели.

    3)Учитель является участником проекта.

    4)В проекте идет смещение акцентов деятельности: на первый план, вместо выдвижения и подтверждения гипотезы, у младших школьников выходит самостоятельный поиск и презентация результатов этого поиска.

    5)Совместная деятельность с родителями.

    Литература

    1) «Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе». Сборник материалов для изучения и анализа по модели дистанционного образования в системе повышения квалификации.

    Составитель: Козина Е.В.-ВИПКРО г. Владимира.

    2) «Как организовать проектную деятельность учащихся».

    Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. Автор: Сергеев И.С., АРКТИ.

    3) «Творческий проект или как провести самостоятельное  исследование». Автор: Савенков А.И.

    4) «Учебные проекты младших школьников». Журнал «Начальная школа» 2005г. №9.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"

    В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания.   А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...

    Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

    С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...

    Метод проектов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

    Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижен...

    Статья в журнал "Метод проектов в начальной школе"

    Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

    Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

    Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

    Метод проектов в начальной школе в условиях ФГОС НОО

    Выступление на заседании РМО "Метод проектов в начальной школе в условиях ФГОС НОО"...