метод проектов в начальной школе
статья на тему

Шамрай Лариса Леонидовна

краткое обобщение педагогического опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhdyy_urok.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Метод проектов в начальной школе (обобщение опыта).

Каждый урок – это, с одной стороны, учитель, его идеи, мастерство, с другой – это дети, их желания, интересы, способности.

Довериться силам детей необычайно сложно. У нас, педагогов, возникает желание упорядочивать их деятельность – ведь урок длится всего 45 минут, и мы ошибочно думаем: если все четко спланируем, то все успеем.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать  логическое мышление, творческие способности учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического  мышления и творческих способностей в значительной мере идет  стихийно, поэтому  большинство учащихся, даже  старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование  и др.).

Психологи изучают структуру и качество творческого мышления и воображения и занимаются с детьми тренингом способностей, предлагая задания типа: «Придумайте как можно больше различных применений данного предмета»; «Составьте предложения, включающие данный набор слов» и т.п. Такие упражнения, безусловно, развивают детей, но вряд ли доставляют им удовольствие, а ведь в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный, новый результат. Никому не интересно учиться плавать только на суше. Да и непонятно, сможет ли в таком случае ученик реализовать свои способности в настоящем творчестве.

Многие педагоги увлеченно лепят, рисуют с детьми, сочиняют сказки, разыгрывают спектакли, не задаваясь вопросом, что именно происходит при этом с детьми. Прививая вкус к творчеству, они, однако, не оставляют своим питомцам возможности самостоятельного движения по выбранному пути.

Анализ  учебников математики и русского языка для начальной школы позволил сделать вывод, что все они в той или иной степени способствуют развитию познавательной активности учащихся, их творческого потенциала по формированию учебной деятельности.

Однако нельзя не констатировать тот факт, что большинство учителей оказались не готовыми к реализации идей развивающего обучения.

Особенно остро обозначились противоречия в практике формирования вычислительных умений и навыков. В силу сложившихся традиций учитель по-прежнему ориентируется на отработку частных случаев вычислительных приемов, используя для этой цели показ образца вычисления, однотипные примеры тренировочного характера, не уделяя при этом должного внимания работе по осознанию школьниками взаимосвязи системности их мышления.

Стремление учителей изменить ситуацию приводит к тому, что одни учителя используют в работе два учебника: один выполняет развивающие функции, другой (традиционный) - нацелен на формирование вычислительных умений и навыков. Другие учителя увеличивают объем домашних заданий. Это приводит к перегрузкам школьников, провоцирует стрессовые ситуации, снижает интерес к математике, повышает тревожность детей, отрицательно влияет на их здоровье.

Многие учителя, признавая устаревшим навык устного счета, не включают в структуру урока этап "Устный счет", отмечается снижение уровня сложности выполняемых учащимися вычислений.

Анализируя свою деятельность в ходе реализации программ развивающего обучения,  столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

С этой целью четыре года назад мной был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Темы выбирались по итогам предварительных бесед   с детьми, в процессе которых выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широка: “Вместе делаем книгу”,  “Календарь школьной жизни”, “Литературный журнал”, “Загадочный мир животных”, “Древние цивилизации”, “Игры, которые помогают быть умнее”, “О космосе”, “Удивительное рядом”,  “Украсим школу к Новому году”,  “Наша Родина – Казахстан”.

По окончании работ ребята представляли свой проект перед зрителями, причём каждый раз форма представления могла меняться. Один из вариантов – выставка, организованная в музыкальном зале, на которой каждая группа выставляла результаты своей работы: макеты, рисунки, поделки, необходимые расчёты и т. д. Так, работая над проектом “Творческая мастерская”, одна из групп представила на выставке макет пришкольного участка, сделанный ребятами из солёного теста и раскрашенный в цвета. Другая группа, представляя работу кукольной мастерской, изготовила картонные игрушки – куклы, и показала их в действии, инсценировав сказку “Каша из топора”. Дети придумали интересные названия и рассказали о назначении каждого объекта в весёлой форме, показывая на сцене придуманную историю из школьной жизни.

По инициативе детей второй год успешно идёт работа над проектом “Наша Родина – Казахстан”, результатом которой стало:

Литературный вечер, где дети читали стихи собственного сочинения.

Создание  книги, (сборника стихотворений и сочинений) о нашей Родине.

Литературные выставки стихов и сочинений, действующие в течение всего учебного года.

В газете «Школьный вестник», которая издается в нашей школе с 2006 года, в рубрике «Поэтическая страничка» помещены стихотворения учеников.

Вот некоторые из них:

МОЯ РОДИНА КАЗАХСТАН

Моя родная страна,

Как красива она!

Есть в ней равнины и горы,

Без нее, как без родителей – горе!

Нет ничего красивей, этих бесконечных степей,

Разнообразный мир животных и растений

Как приятно отдыхать в их тени.

Я люблю тебя, мой Казахстан –

Живи, радуйся и процветай!

Сегизбаева Жания 2 Б класс

Есть на свете много стран,

Но всех лучше – Казахстан.

Здесь родились мама с папой,

Родилась здесь и я.

Здесь живут мои родные

Здесь живут мои друзья.

Казахстан богат лесами,

И полями, что с хлебами,

Необъятной красотою

Манят горы нас с тобою.

Труфакина Галина 2 Б класс

Основной целью работы с младшими детьми должно стать, по-видимому, не обучение (т.е. "вкладывание" в детей пресловутых знаний, умений, навыков), а развитие мышления. Идеально, чтобы в конце начальной школы дети обладали следующими качествами:

свободно ориентироваться в системной иерархии окружающего мира, умели рассматривать свойства объекта в системе, составлять план рассказа, строить простые морфологические ящики, выполнять системный переход при решении задач;

умели формулировать противоречия по заданной схеме и разрешать их известными способами;

привыкли рассматривать систему в развитии и понимали, что развитие это идет в направлении стремления к идеальности;

умели пользоваться простыми словесными алгоритмами;

обладали способностью вычленить прием и применить его в конкретном случае;

могли составить модель физического процесса;

умели не только получать, применяя приемы фантазирования, фантастические объекты, но и представить их зрительно, в действии;

имели развитое ассоциативное мышление, образную речь;

умели выявлять и использовать ресурсы системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Метод проектов в начальной школе.

Метод учебного пректа широко используется педагогами, помогая им решать многие профессиональные задачи. В статье подробно рассматриваются этапы работы над проектом, выбор тем детских проектов, формиро...

Методы проектов в начальной школе

Выступление на городской научно-практической конференции учителей начальных классов....

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....