Формирование словесно-логического мышления у младших школьников с речевыми нарушениями
презентация к уроку

В презентации рассматриваются операции словесно-логического мышления, механизмы протекания и этапы формирования словесно-логического мышления. А также педагогические принципы построения системы развития логического мышления младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Слайд 2

Мышление - специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.

Слайд 3

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое

Слайд 4

Словесно-логическое мышление - это мыслительный процесс, при котором человек использует логические конструкции и рассуждения, на основе которых в итоге строятся определенные выводы.

Слайд 5

ОПЕРАЦИИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ анализ; синтез; сравнение; обобщение; классификация.

Слайд 6

МЕХАНИЗМЫ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ исходным материалом для словесно-логического мышления является слово; логический процесс протекает на основе понимания словесных формул, идей, понятий; развитие логики начинается с усмотрения отношений между проблемой и ее логическим разрешением. Усмотрение этих отношений выводится в основном из базы прежних мыслей; скорость логического мышления зависит от степени активности личности. Активность понимается как некоторое «Я», деятельность которого подчинена определенной задаче.

Слайд 7

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ I Усвоение значений слов, относящихся к предметам и действиям; знакомство с признаками понятий. II Абстрагирование (формирование умения оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные). III Обучение сравнивать, опираясь на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. IV Формирование умения давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. V Развитие аналитической деятельности, которая вначале (1–2 класс) заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3–4-му классу – умение анализировать связи между предметами и явлениями (части и целое, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений).

Слайд 8

педагогические принципы построения системы развития логического мышления младших школьников: - принцип соответствия содержанию начального образования, определяемый государственным образовательным стандартом; - принцип преимущественной опоры на наглядно-образное мышление; - принцип нарастания уровня сложности; - принцип спиральности, в соответствии с которым на каждом «витке спирали» одни и те же понятия и логические отношения рассматриваются в новых взаимосвязях и взаимодействиях; - принцип взаимосвязи логических рассуждений и логико-конструктивных действий, который предполагает, что словесно-логическая деятельность производится во взаимосвязи с предметно-практической деятельностью; - принцип системности.

Слайд 9

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ИГРЫ) «Сочини сказку» «Рассказы-загадки» «Объясни пословицу» «Подбери пословицу к басне» «Искусство выдумывания историй»

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРА

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Статья посвещена проблеме использования интеративных презентаций для совершенствования письменной речи у младших школьников с ОНР. В статье подробно описана работа с интерактивным кроссвордом &qu...

Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

Дидактические игры и упражнения по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями

В данном материале описываются занимательные упражнения и задания по развитию навыков звукослогового анализа и синтеза. Данный материал будет полезен как школьным логопедам, так и дошкольным логопедам...

Развитие лексического и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями.

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения. Лексический строй речи - это компон...