Консультация для родителей. Упражнения по развитию слухового восприятия на первом этапе обучения
консультация

У ребенка с нарушенным слухом умение слышать и говорить развивается в двух ситуациях: во время ежедневных дел и во время целенаправленных занятии. Целенаправленные занятия обычно проводит сур­допедагог. А задача, родителей, прежде всего, состоит в раз­витии у ребенка умения слушать, когда вы с ним что- то делаете вместе: кушаете, готовите еду, одеваетесь на прогулку и т. п. И это имеет наибольшее значение, потому что именно так ребенок научается пользовать­ся слухом и речью для общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_rsv_u_detey_s_narush_sl.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Упражнения по развитию слухового восприятия на первом этапе обучения

У ребенка с нарушенным слухом умение слышать и говорить развивается в двух ситуациях: во время ежедневных дел и во время целенаправленных занятии. Целенаправленные занятия обычно проводит сурдопедагог. А задача, родителей, прежде всего, состоит в развитии у ребенка умения слушать, когда вы с ним что- то делаете вместе: кушаете, готовите еду, одеваетесь на прогулку и т. п. И это имеет наибольшее значение, потому что именно так ребенок научается пользоваться слухом и речью для общения.

Однако, вы тоже можете проводить занятия в виде игры, формируя у ребенка те навыки, которые хуже развиваются в обычных ситуациях общения.. 1 этап - самый простой. На этом этапе мы учим ребенка обнаруживать разные звуки, слышать различия в их звучании, выделять звуки по отдельным характеристикам (громкости, длительности, количеству и другим), узнавать их в ситуации ограниченного выбора. 4 этап - самый сложный. Он связан с умением понимать речь на слух.

Эти упражнения помогут вам развить у ребенка не только слуховое восприятие, но и понимание речи, умение говорить, произношение. Они также способствуют расширению знаний ребенка об окружающем мире, развитию у него мышления, внимания, памяти, воображения, моторики.

Данные упражнения можно использовать при развитии слухового восприятия у детей с кохлеарными имплантами, слуховыми аппаратами и у детей с нарушениями речи.

Ребенок лучше и быстрее обучается слушать, понимать, говорить, если:

  • реагирует на звуки, выполняя определенные действия;
  • эти действия для него интересны (соответствуют его возрасту, уровню слухового, двигательного и общего психического развития);
  • эти действия разнообразны.

В дошкольном и младшем школьном возрастах дети очень любят рисовать, поэтому большая часть заданий основывается на этом навыке. При выполнении части заданий можно использовать также реальные предметы. Для очень маленьких детей лучше использовать игрушки.

При выполнении упражнений мы часто просим ребенка показать пальцем (выбрать) определенную картинку, используя указательный жест — жест указательным пальцем. Это очень важный естественный жест, который помогает ребенку (в том числе и слышащему!) общаться с окружающими, пока он не научился говорить. Ребенок использует его, когда просит что-либо у взрослого, указывая на интересующий предмет. При этом ребенок с нормальным слухом использует указательный жест не только для того, чтобы получить предмет, но и когда он хочет, чтобы взрослый назвал этот предмет или рассказал о нем. Например, на улице ребенок видит красивую машину, протягивает к ней руку с указательным пальцем. Мама говорит, «отвечая» ему: «Какая красивая машина! Машина. Пойдем посмотрим ...». Жест также используется, когда ребенок отвечает на вопросы и просьбы типа «Где ...?», «Покажи ...».

Глухого ребенка необходимо научить этому жесту и научить пользоваться им в соответствующих ситуациях, в том числе при вопросах, просьбах типа: «Покажи ...», «Где ...?», «Вот ...». Для этого надо спросить ребенка:

- Где палец?

Если ребенок не показывает, надо показать свой указательный палец и повторить: «Палец. Вот палец». Потом спросить: «А у тебя где палец?», взять его указательный пальчик, поднять его и сказать: «Вот палец!», используя при этом выразительную мимику и жесты. И повторите это несклько раз. Спросите ребенка опять. «Где палец?». Побудите его самостоятельно показать свой указательный палец.

- Вот! — ребенок показывает указательный палец.

Попросите его показать что-нибудь, используя указательный жест («Где ...?»).

Этот прием надо использовать регулярно. Постепенно ребенок научается использовать указательный жест во время выполнения упражнений и в обычной жизни. Параллельно с выполнением заданий он осваивает слова: «палец», «покажи», «где», т. е. расширяет свой словарный запас.

Как объяснить ребенку, что надо делать, если он не понимает? Для этого можно сначала попросить другого взрослого или старшего ребенка выполнить упражнение. Малыш, наблюдая за его действиями, быстрее понимает, что надо делать в ответ на вашу просьбу или действия. К тому же, включение в вашу игру-упражнение другого взрослого, старшего брата, сестры делает занятие интереснее. Иногда меняйтесь с ребенком ролями — он производит звуки, а вы выполняете упражнение. Это помогает ему быстрее и лучше понять правила игры, запоминать звуки и говорить. Дети обожают быть маленькими учителями!

Концентрируемся на слушании. При общении со взрослыми и восприятии окружающего мира ребенок с нарушенным слухом опирается на зрение, чтобы понять, что происходит вокруг. При развитии слухового восприятия ребенка нам важно, чтобы он сконцентрировался на слухе, а не пытался прочесть по движениям наших губ, что мы говорим. Поэтому во время упражнений по развитию слуха мы должны закрывать лицо.

Для этого можно использовать тканевый экран, который пропускает воздух. Таким экраном может служить, например, перьевой веер. Главное, чтобы экран пропускал звук нашего голоса, а не отражал его, как это делает лист бумаги. При отражении звук искажается, и ребенок хуже слышит. Мы выполняем все упражнения по развитию слуха только на слух, но объясняем задание ребенку слухозрительно так, чтобы он видел наше лицо — нам важно, чтобы он понял задание.

Во время занятия можно также сидеть рядом с ребенком со стороны речевого процессора. Это очень естественное положение при общении с ребенком. В этом случае вы можете не закрывать лицо экраном — ребенок смотрит в тетрадь и понимает, что ему надо делать. Он не смотрит на ваше лицо и сконцентрирован именно на слухе. А благодаря тому, что вы сидите и говорите близко к микрофону процессора, ребенок слышит речь очень четко.

Если же ребенок что-то не понял, он всегда может посмотреть на вас.

Последовательность выполнения упражнений.

При развитии слуха мы учим ребенка последовательно выполнять разные по сложности задания: от самых простых - они описаны в рабочих тетрадях первого этапа - до самых сложных, которые представлены в рабочих тетрадях четвертого этапа.

• Самое простое задание — обнаружить, есть звук или нет. В этом задании ребенку предъявляют разные неречевые и речевые звуки (разной громкости с разного расстояния). Он должен показать (выполнить определенное действие, сказать), слышит он этот звук или нет. Узнавать, какой именно это звук, от него не требуется. К этим упражнениям относятся упражнения, описанные в разделе 1.

Следующее по сложности — умение различать два звука. Для этого ребенку предъявляются два слова (или два неречевых звука, две фонемы/буквы два предложения). При этом ребенок точно знает' что будут только эти 2 слова. Ребенок должен узнать (показать, сказать), какое слово (звук) он услышал, ато задание ребенок может выполнить, даже если он узнает только одно слово. Например, при предъявлении слов «дом» и «машина» ребенок хорошо узнает слово «машина». Когда же ему предъявляют слово «дом», то он не слышит его четко, но он точно слышит что это не «машина» и выбирает правильное слово

К этим упражнениям относятся упражнения, описанные в разделах 2-6.

• Еще более сложное задание — это умение узнавать звуки (неречевые и речевые) в ситуации закрытого (ограниченного) наглядного выбора. В этой ситуации ребенок знает, какие именно сигналы (слова, слоги, пред- ложения, фонемы, неречевые звуки) ему будут предъявляться. При этом набор картинок, изображающих предметы, которые называет взрослый (или игрушек) лежит на столе перед ребенком (наглядный выбор). Отвечая, ребенок показывает услышанное слово (звук, предложение и т. д.) среди картинок, лежащих перед ним, или повторяет его. В таких заданиях ребенок может узнать слово даже если слышит его нечетко, мысленно исключая слова, которые не похожи на те, что он слышит. При этом он должен постараться угадать, на какое слово из находящихся перед ним на картинке похоже услышанное слово. Минимальное число сигналов, которые могут предъявляться в этом задании, — 3. Увеличение числа сигналов усложняет задание.

В качестве сигналов в этом задании можно предъявлять предложения. По сравнению с изолированными словами это более сложное задание, т. к. на начальном этапе дети с кохлеарным имплат- ном (КИ) знают мало слов, медленно анализируют речь и не успевают узнавать слова в слитной речи. На более позднем этапе оно может стать для ребенка с КИ более легким, т. к. он может догадаться о последующих словах в предложении, если узнал первые слова. Большинство упражнений этого пособия относятся именно к такому типу заданий.

Самое сложное задание — опознавание или распознавание сигналов (звуков, слов, предложений и др.) при открытом (неограниченном) выборе. В этом случае ребенок не знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться и не может их предугадать. Поэтому он может полагаться только на свое умение слышать. Это то, чему мы стремимся научить ребенка, потому что в реальной жизни мы не знаем, какие звуки и слова мы услышим. Выполнение этих заданий требует от ребенка не только умения слушать, но и накопления в памяти множества образов звуков и слов. Ребенок должен уметь услышать любое незнакомое слово и повторить его. Благодаря этой способности он спонтанно осваивает новые I слова из речи окружающих.

Развитие слухового восприятия у ребенка происходит постепенно, поэтому упражнения рекомендуется выполнять последовательно. Если ребенок легко справляется с упражнением, то похожие задания этого раздела рабочей тетради можно пропустить и перейти к другим, более сложным. Если ребенок не справляется с упражнением, то стоит потренироваться несколько раз, попробовать самостоятельно придумать аналогичные задания. Поэтому в рабочих тетрадях вы встретите разные упражнения, предназначенные для тренировки одного и того же навыка. Благодаря этому ребенку не надоедает одно и то же упражнение, он научается выполнять не конкретное упражнение, а развивает определенное умение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 5 классе I отделения.

- развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Одуванчики»;- развитие и совершенствование навыков правильного   звукопроизношения;- работа над ...

Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 5 классе I отделения.

- развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом)  на  материале текста «Друзья животных»;- развитие и совершенствование навыков правильного  звукопроизношения;- работа над о...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Консультация для родителей «Развитие слухового восприятия ребенка в семье»

Для того чтобы научить ребенка прислушиваться к звукам, выявить, какие из них доступны его слуху, ведется специальная работа по выработке у малыша условной двигательной реакции на звук (УДР). С помощь...

Технологическая карта и конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению со слабослышащим учащимся первого дополнительного класса в школе для слабослышащих учащихся.

Тема: «Овощи – Фрукты».Звуки [С], [И].Класс: 1 дополнительный.Учащийся: 7 лет. Двусторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации.На занятии...