Статья. Важность и актуальность темы "Безударные гласные" в начальной школе.
статья (1 класс)

Полянская Лилия Николаевна

В статье говорится об особой важности и актуальности  темы изучения орфограммы  "безударные гласные".  Доказывается, насколько важна пропедевтика этой орфограммы уже в 1 классе, а так же в статье приводится простой приём, применение которого  поможет уже с 1 класса снизить вероятность будущих ошибок в орфограмме "безударных гласных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важность темы «Безударные гласные» в начальной школе.

Чтобы еще раз обозначить важность темы, я хочу привести вам следующие данные: около 75% слов русского языка состоят из 2-3 слогов,  и на один ударный слог приходится  1-2 безударных. Т.Е. это еще раз доказывает нам, какое  важное место занимает орфограмма «Правописание безударных гласных в корне слова» в общем образовании учеников.

        Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. Именно это и вызывает у младших школьников наибольшие трудности и часто приводит к ошибкам. В работе над безударной гласной в корне слова во всех методиках выделяется 4 важных ступени:

1 – восприятие слова (лексический смысл);

2 – определение того, на какую часть слова, т.е. на какую морфему падает ударение;

3 – определение  безударного слога;

4 – подбор проверочного однокоренного слова.

Собственно, мы по такой схеме и работаем, все делаем правильно, а ошибки ЕСТЬ!

        Первое и главное в моем понимании работы над любой темой, а в особенности над этой,  заключается в волшебном слове «пропедевтика».

Пропедевтика – это слово греческого происхождения, которое обозначает введение в какую-либо науку.

А в словаре иностранных слов добавляется, что это происходит в сжатой и элементарной форме. Для нас это важно, т.к. у нас очень маленькие ученики.

  1. Начиная с 1 класса я приучаю своих детей, что как только  мы узнали ударение в слове, к своему жесту.

Печатаем слово дома -     дом, т.е. я уже приучаю их к проверке, и весь 1 класс не зная ни конструкции слова, ни понятий корня и однокоренных слов ученики уже привыкают к этой проверке, т.е. происходит элементарное введение в тему, т.е. волшебная пропедевтика (развитие фонематического слуха учащихся).

  1. И вот он 2 класс. Октябрь. Новая тема «Однокоренные слова. Корень слова. Проверка безударных гласных». Всего 10 часов. А ученики уже умеют совершать это орфографическое действие! И им фонематический слух уже приходит на помощь. И тут важно уже заинтересовать этой работой.

а) цепочки однокоренных слов с обязательным условием: корень везде пишется одинаково. Цепочки составляем в классе, даю составить по одной цепочке на дом.

б) любые дидактические игры.

Например:   гл(а\о)за --…………(глаз);

в) найди проверочное слово;

г) любые карточки;

д) взаимопроверка;

е) выбрать из текста и записать слово с безударной гласной с проверочным словом;

ё) даю 5 однокоренных слов, записать столбик, дать только корень

ласк

ласка

ласково

приласкать

И я уверена, что вы добавите к этому много своих находок. Но главное на этом этапе: не перегружать детей рассуждениями. Они еще не знают всех морфем, поэтому стоит убрать все лишние слова.

  1. 3 класс – 15 часов. В 3 классе муже вводятся приставки и суффиксы и немного ситуация усложняется. Тут главное алгоритм действий и то, что  ни в приставке, ни в суффиксе, ни  в окончании безударные гласные не проверяются. Только в корне!
  2. 4 класс. Отдельной темы нет, но я насчитала 6 уроков по безударной гласной в корне. Тут уже теоретически навык почти сформирован, но это только теоретически, т.е. практически на каждом уроке уже в сопоставлении с другими морфемами необходимо продолжать формировать этот навык, опять не перегружая детей рассуждениями.

В заключении:

- во всех случаях обучение правописанию безударной гласной в корне должно носить системный         характер, проводиться регулярно и последовательно, особенно в 4 классе, в сопоставлении с другими орфограммами;

- не следует забывать, что формированию навыка предшествуют длительные, систематические, целенаправленные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:·        Самоконтроль поведен...

Пальчиковая гимнастика и её актуальность в режиме начальной школы.

Гимнастика для пальцев универсальна, её можно использовать как на занятиях с детьми основной медицинской группы, так и на занятиях со специальной медицинской группой, причем диагнозы детей не имеют зн...

Актуальные проблемы в начальной школе

Актуальные проблемы в начальной школе...

Актуальные проблемы в начальной школе

Актуальные проблемы в начальной школе: навык чтения, проблемы в математике, проблемы в домашнем задании, проблемы почерка....

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...

Статья на тему: «Актуальность профессии учитель начальных классов».

Профессия учителя начальных классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность задачи педагога сложно переоценить - он закладывает фундамент все...