Программа по математике (предшкола)
рабочая программа

Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Программа по математике расчитана на 3 часа в неделю, всего 99 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Преемственность - предшкола.39.94 КБ

Предварительный просмотр:

       

УТВЕРЖДАЮ ________________

Директор МАОУ ПСОШ №1

___________________Б.А. Ринчино

«    » сентября 2018 г.

Приказ №

СОГЛАСОВАНО_________________

Председатель Наблюдательного

совета

С.М. Жигмитова

«____» __________________ 2018 г.

Учебная  программа

предшкольной подготовки

Муниципального автономного  общеобразовательного учреждения  «Петропавловская средняя общеобразовательная  школа № 1»

на 2018-2019 учебный год

                   Рабочая программа составлена на основе программы

«Преемственность»

Авторы: Федосова Н. А., Сорокко О.С., Волкова С.И., Шпикалова Т.Я и др.

ФГОС

Составитель: Цыденжапова

Светлана Цыбеновна

учитель начальных классов   1 категории

2015 г

Пояснительная записка

Программа предназначена для того, чтобы сделать равным стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников ДОУ через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и в школе, в семье и группах предшколы, которые дети могут посещать при школе или ДОУ . Программа содержит несколько подпрограмм подготовки детей к школе. Занятия с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) строятся на интегрированной основе с широким применением игровых методов. Введение предшкольного образования направлено на создание более благоприятных условий для полноценного развития детей, качественной подготовки их к обучению в школе, благополучие семьи. Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьѐзные требования к физическому и психическому здоровью ребѐнка, поэтому важно соблюдать основные режимные моменты в организации жизни будущего школьника: рациональное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, полноценный отдых. Важно, чтобы ребѐнок имел широкий кругозор, мог пересказать или составить небольшой связный рассказ; обладал хорошей слуховой и зрительной памятью; выделял и правильно произносил все звуки родного языка; свободно оперировал понятиями «больше», «меньше», «равно», считал до 10 и дальше, называл числа в прямом и обратном порядке; ориентировался в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку, определял время по часам с точностью до часа. Уровень готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения достаточно высок, но может быть достигнут при взаимодействии трёх звеньев государственной системы общего образования: дошкольной, предшкольной и начальной школьной. Программа состоит из следующих курсов:

Курс «Родное слово» и «Детская риторика» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс «Изобразительная деятельность» призваны решать главную общую цель-развитие личности ребенка 5-6 лет. При разработке содержания , задач, форм и методов в данном разделе программы учитывается близость детского мировосприятия в народном творчестве, погружение в мир культуры и искусства своего народа.

Содержание программы

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.  

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.  

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий

(УУД),         коммуникативными         и         речевыми         компетенциями.  

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.  

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой         деятельности.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.  

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.  

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.  

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.  

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.  

Математические ступеньки

                Курс «Математические ступеньки». В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является, и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

        В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

  • арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.);
  • геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.);
  •  содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. 

           В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом и др. Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

     Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие: 

  • внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
  • воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
  • памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
  • мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

      Планируемые результаты:

- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Календарно -тематическое планирование курса «Математические ступеньки» (26ч.)

Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. – 7 е изд. – М.: Просвещение, 2016. – (Преемственность).

 

№ урока

 

Наименование темы

Плановые сроки прохождения

Признаки предметов (размер, цвет, форма)

23.10

 Признаки предметов.  Фигуры в заданном цвете. (раскрашивание)

Фигуры  в заданном цвете, форме, размере (раскрашивание)

Большой, маленький.

30.10

Определение размера фигур. Раскрашивание фигур заданного размера.

Деление фигур по размерам на группы.  Раскрашивание фигур заданного размера по заданным цветам.

Высокий, низкий. Выше, ниже.

06.11

Определение фигур по высоте. Раскрашивание фигур заданного размера по высоте.

Раскрашивание фигур заданного размера по высоте, заданными цветами.

Слева, справа.

13.11

Повторение. Определение расположения фигур относительно друг друга. Раскрашивание фигур заданными цветами.

Определение расположения фигур. Раскрашивание фигур слева, справа заданными цветами.

Длинный, короткий. Длиннее, короче

20.11

Практическая работа. Измерение  отрезков относительно друг друга.

Раскрашивание фигур заданной длины заданным цветом

Больше, меньше, столько же.

27.11

Счёт предметов. Пары предметов.

Знаки больше, меньше, столько же. Работа с предметными картинками.

Круг. Многоугольник

04.12

Закрашивание заданных фигур заданным цветом.

Нахождение и закрашивание фигур заданной формы.

Прямоугольник. Квадрат  

11.12

Практическая работа. Работа с цветной бумагой.

Прямоугольный лист превращаем в квадратный

Повторение. Отличие прямоугольника от квадрата. Закрашивание фигур заданной формы заданными цветами.

Справа, слева, вверху, внизу

18.12

Практическая работа. Справа, слева. Закрашивание предметов заданными цветами.

Практическая работа. Вверху, внизу. Закрашивание предметов заданными цветами.

Позже. Раньше. Работа с предметными картинками.

25.12

Сначала, потом. Рассказы детей о своём режиме дня.

Практическая работа. Режим дня. Работа с предметными картинками, с клеем.

Легкий, тяжёлый. Легче, тяжелее

15.01

Практическая работа. Определение предметов на опыте.

Раскрашивание фигур заданного веса, заданными цветами

Число 1. Цифра 1.

22.01

Работа  с предметными картинками. Закрашивание фигур.

Работа с предметными картинками. Закрашивание  предметов заданным цветом

Число 2. Цифра 2.

29.01

Состав числа 2. Домино. Раскрашивание предметных картинок заданным цветом.

Пара -  число 2. Деление по парам.

Число 3. Цифра 3. Треугольник.

05.02

Состав числа 3. Домино. Раскрашивание предметных картинок с заданным цветом.

Число 3 в сказках. Раскрашивание сказки – творческая работа.

Число 4. Цифра 4.  Прямоугольник.

12.02

Состав числа 4. Домино.  Нахождение картинок с числом 4. Раскрашивание предметных картинок с числом 4.

Прямоугольник и квадрат. Повторение. Угол.

Число 0. Цифра 0.

19.02

Состав чисел до 4 с числом 0. Домино. Повторение.

Работа с числом 0. Предметные картинки.

Число 5. Цифра 5.

26.02

Состав числа 5.  Домино.

Раскрашивание предметных картинок с числом 5 заданным цветом. Вырезание картинок, наклеивание.

Состав числа 5. Повторение.

Равенство

04.03

Сравнение  числа предметов. Закрашивание предметных картинок с одинаковым числом заданным цветом.

Знак «равно».  Повторение чисел от 0 до 5

Сложение

11.03

Знак «+». Работа с предметными картинками. Составление элементарных задач.

Работа с цифрами от 0 до 5. Дорисовывание предметов до определённого числа.

Вычитание

18.03

Знак «-» . Составление элементарных задач со знаком «-».

Работа с цифрами от 0 до 5.  Зачеркивание «убранных» фигур при вычитании.

Число 6. Цифра 6.

25.03

Состав числа 6. Домино.

Примеры  на сложение и вычитание с числом 6.

Состав чисел до  6.  Работа с предметными картинками.  Закрашивание предметов с заданными числами заданным цветом.

Число 7. Цифра 7.

01.04

Состав числа 7. Домино.

Решение элементарных задач с числом 7. Решение примеров на сложение и вычитание с числами до 7.

Состав чисел до 7. Домино. Работа с предметными картинками.

Число 8. Цифра 8.

08.04

Состав числа 8. Домино.

Решение элементарных задач с числом 8. Решение примеров на сложение и вычитание с числами до 8.

Состав числа 8. Закрепление. Работа с предметными картинками.

Число 9. Цифра 9.

15.04

Состав числа 9.  Домино.

Решение примеров на сложение и вычитание с числом 9.

Состав числа 9.  Решение задач.

Число 10.  Счет в пределах 10.

22.04

Состав числа 10. Домино.

Решение задач.

Состав числа 10. Решение примеров с числами до 10.

Обобщение пройденного материала – состав чисел от 1- 10

29.04

Весёлый счёт. «Кто быстрее расставит цифры?»

Решение примеров с числами до 10.  Игра «Сравни рисунки»

Составление задач на сложение. Запись решения.

06.05

Составление задач на вычитание. Запись решения.

Отрезок. Сравнение отрезков с длиной до 10 (см). Чертёж отрезков с помощью линейки.  

Прямая линия. Кривая линия. Чертёж. Состав чисел.

Многоугольники.  Углы. Стороны. Состав чисел.

06.05

Лучики солнца. Лучик. Луч. Состав чисел.

Проверка знаний по составу чисел.

Геометрические фигуры. Повторение.

Проверка знаний детей  геометрических фигур.

Решение примеров на сложение и вычитание.

13.05

Решение примеров на сложение и вычитание.

Проверка умений  детей решать  примеры на сложение и вычитание.

Работа с рисунками на раскрашивание элементов с заданными   цветами и ответами.

Решение задач. Проверка.

Повторение пройденного материала.

20.05

 

Учебно-методический комплекс:

1. С.И. Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5—7 лет. Москва. Издательство «Просвещение».2015г

2. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли я к школе? Пособие для детей 5—7 лет. Издательство «Просвещение».2015г.

3. Школа для дошколят. Тренируем руку. Штриховка. Рабочая тетрадь. Издательство «Росмэн».2015г.

4. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет « Переемственность». Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.

5. Методические рекомендации к программе «Преемственность»:пособие для педагогов. Авторы: Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. Москва «Просвещение» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа дополнительного образования (предшкола)

Рабочая программа дополнительного образования (предшкола)...