Программа курса внеурочной деятельности "Маленькие мастера"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Канева Майя Николаевна

Программа содержит следующие направления декоративно – прикладного творчества: папье-маше, работа с кожей и мехом, валяние из шерсти, батик. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_mastera.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Большегаловская начальная общеобразовательная школа»

«Галпи грездса ичöт школа» муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение

           

Согласовано        

Заместитель директора по учебной работе  

_____________________________________          

               

     Утверждаю                                          

      Директор ______________ Канева Е.С.

      Приказ от_____________20__г. №____  

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Маленькие мастера»

(общекультурное направление)

Срок реализации программы -  1 год

Составлена учителем начальных классов Каневой М.Н.

2017 год

Пояснительная записка

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.

Программа по внеурочной деятельности «Маленькие мастера» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. Внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Программа содержит следующие направления декоративно – прикладного творчества: папье-маше, работа с кожей и мехом, валяние из шерсти, батик. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

В основу программы положены следующие принципы: развитие индивидуальности каждого ребёнка; единство и целостность субъект-субъектных отношений; системная организация управления образовательным и воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построение программы «от простого к сложному». Программа разработана на один год, рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях. На проведение занятий выделяется 34 часа, 1 час в неделю.

Цель программы - воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства; формирование  у детей устойчивых потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, культуры, традиций.

Задачи:

  • Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
  • Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства.
  • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
  • Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
  • Приобщить школьников к народному искусству.
  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать у них фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
  • Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

     

Основные формы работы на занятиях

Предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся.          Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с различными материалами и инструментами.

Планируемые результаты

Освоение детьми программы по общекультурному направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися 1-4 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия

Учащиеся получат возможность для формирования:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

-адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Младшие школьники научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правила композиции, усвоенные способы действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ от окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные универсальные учебные действия:

Младшие школьники научатся:

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и интернета;

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- критическое мыслить, аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;  

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку), подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Младшие школьники получат возможность научиться:

- осуществлять совместную продуктивную деятельность;

 -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 -формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Формы контроля

Отслеживание и оценивания результатов обучения детей проходит через участие: 

-в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

Организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду): однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием родителей, гостей.

-выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, в конкурсах, фестивалях, размещение интересных работ в Интернете);

Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Папье – маше

8

1

7

2

Кожа и мех

10

1

9

3

Валяние из шерсти

8

1

7

4

Батик

7

1

6

5

Выставка работ

1

-

1

Итого

34

4

30

Содержание программы

1. Папье - маше - 8 часов.

Вводное занятие «Удивительный мир «папье–маше». История  возникновения папье – маше, различные техники. Материалы и инструменты.  Правила Т.Б на занятиях.

Лепим животных на проволочном каркасе. Пропорции животных.  Изготовление проволочного каркаса.  Лепка из бумажной массы. Сушка. Цветовое оформление.

Украшаем школу: зверята для «Уголка природы» (коллективная работа). Замысел. Подготовка бумажной массы. Изготовление каркаса. Лепка фигур зверей (белка, ёжик, заяц). Сушка и корректировка. Цветовое решение.

Фантазируем, импровизируем (сувениры по индивидуальному замыслу). Эскиз изделия. Работа над проектом.

2. Кожа и мех - 10 часов

Вводное занятие «Чудо – кожа, чудо – мех». Знакомство с сувенирами из кожи и меха. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Подвеска. Коми орнамент. Эскиз изделия. Работа в материале. Сборка подвески.

Декоративное панно (коллективная работа). Замысел. Эскизы панно. Выбор материалов. Работа в материале. Сборка изделия.

Сувенир «Северянка». Объемная игрушка. Подготовка деталей. Оформление изделия.

3. Валяние из шерсти - 8 часов

Вводное занятие «Удивительная шерсть»

Игрушка в технике сухого валяния

Брошь – цветок в технике мокрого валяния

Картина из шерсти

4. Батик – 7 часов

Вводное занятие «Батик – роспись по ткани»

Холодный батик. Композиция «Бабочка»

Узелковый батик

Выставка работ

Тематический план

Тема

Количество часов

всего

теор.

прак.

Раздел 1. Папье-маше

8

1

7

1

Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории…

Правила Т.Б на занятиях

1

1

-

2

Лепим животных на проволочном каркасе

2

-

2

3

Украшаем школу: зверята для «Уголка природы» (коллективная работа)

3

-

3

4

Фантазируем, импровизируем (сувениры по индивидуальному замыслу)

2

-

2

Раздел 2. Кожа и мех

10

1

9

1

Вводное занятие «Чудо – кожа, чудо – мех»

1

1

-

2

Подвеска

2

-

2

3

Декоративное панно (коллективная работа)

3

-

3

4

Сувенир «Северянка»

3

-

3

Раздел 3. Валяние из шерсти

8

1

7

1

Вводное занятие «Удивительная шерсть»

1

1

-

2

Игрушка в технике сухого валяния

3

-

3

3

Брошь – цветок в технике мокрого валяния

2

-

2

4

Картина из шерсти

2

-

2

Раздел 4. Батик

7

1

6

1

Вводное занятие «Батик – роспись по ткани»

1

1

-

2

Холодный батик. Композиция «Бабочка»

4

-

4

3

Узелковый батик

2

-

2

Выставка работ

1

-

1

Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

  • учебные столы;
  • доска (с возможностью магнитного крепления).

Материалы и инструменты:

  • бумажные лотки, туалетная бумага, клей ПВА, крахмальный клейстер,  краски акриловые, алюминиевая проволока (папье – маше);
  • искусственная и натуральная кожа разных цветов, кусочки меха, клей ПВА, ножницы,  канцелярский нож, бисер (кожа и мех);
  • овечья шерсть, иглы для валяния, мыло, оберточная пленка, рамка со стеклом (валяние);
  • ткань х/б или шёлк, краски для ткани, резервирующий состав, клей ПВА, рамка или пяльцы (батик).

Технические средства обучения:

  •  компьютер;
  • экран;
  • блендер;
  • выжигательный прибор;
  • утюг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для учащихся 4 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования с учетом программы в...

Программа курса внеурочной деятельности "Страна МАСТЕРОВ""

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Программа разработана на основе  Программ общеобразо...

Программа курса внеурочной деятельности для начальной школы"Маленький Мастер"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству будет интересна учителям начальных классов и учителям технологии....

Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» (Т.М. Рагозина) 1 класс

Программа составлена на основе авторской программы Т. М. Рагозиной "Город мастеров" для 1-ого класса....