«Ремесла на Кубани»
план-конспект урока (4 класс)

Марченко Татьяна Николаевна

Урок по кубановедению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon remesla_na_kubani.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 города Лабинска

муниципального образования Лабинский район

Урок по теме:

 «Ремесла на Кубани»

 

2013 год


Тема: «Ремесла на Кубани»

Цели:

1.Знакомство учащихся с разнообразием ремесел на Кубани.

2.Развивать интерес у детей к народному прикладному искусству.

3.Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: выставка изделий народных промыслов, мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Вы – умные,

Вы – дружные,

Хорошо все учитесь,

И всё у Вас получится!

2. Проверка домашнего задания.

Дети читают подготовленные пословицы и поговорки о труде и объясняют их смысл.

3. Введение в тему.

Прочитайте пословицу, записанную на доске:

С мастерством люди не родятся,

а добытым ремеслом гордятся.

- Ребята, какое слово в этой пословице Вам не понятно?

Слайд 1. Толкование слов: ремесло, ремесленник.

4. Дети формулируют тему урока.

Учитель: И чего только не умеют кубанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, ковань и гончарное дело.

Кубанские умельцы изготавливали изделия не только для себя, но и для продажи. А продавали всё это на ярмарке. Вот и мы с вами совершим путешествие в прошлое.

Субботний солнечный день. На торговой площади станицы Лабинской шумит ярмарка. Пройдем и мы в след за станичниками по тому ряду, где умельцы продают свои изделия.

Слайд 2. Ярмарка.

1-ый ученик:

 Ярмарка ждет гостей,

Заходите поскорей!

2-ой ученик:

Рады гостям, как добрым новостям!

Гостей из Хмурограда нам не надо!

1-ый ученик:

Всех привечаем, всех душевно встречаем.

2-ой ученик:

Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Слайд 3.

3-ий ученик:

Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Мы не только разуважим,

Чего нет, и то покажем!

- Покупайте рушники, салфетки, скатерти, вышитые крестом и гладью.

Слайд 4. Вышивка.

Учитель:

Ну что ж, давайте прогуляемся дальше по нашей ярмарке.

4-ый ученик:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Макитры всякие на все манеры:

Махотки, глечики, кувшины.

Хоть весь базар обойдете

Лучше товара не найдете,

 Кубанский товар всюду славится.

Подходите скорее и вам понравится.

Слайд 5. Гончарное ремесло.

Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры», для масла – «кубышки», Изготавливали так же различные миски, плошки. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Физ. минутка (выполняется под музыку)

5-ый ученик:

А вот чугуны и ухваты

Покупай, коль богатый,

Мне спасибо скажешь,

Когда за стол сядешь.

Слайд 6. Кузнечное ремесло.

На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца 19 века работали до пяти кузнец. Здесь изготавливалось все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги, подковы. А человек нашедший подкову считался счастливым. Кузница Ломакина была самой крупной, которая изготавливала даже тачанки. В кузнице всегда темно. Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

Слайд 7.

Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Они плели кружева из металла. Кубанская ковань является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В нашем городе сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная.

6-ой ученик:

Тары – бары, растобары,

Есть хорошие товары!

Корзины, короба, кошели, всё для дома для семьи!

Слайд 8. Лозоплетение.

5. Работа по карточкам в парах.

Слайд №9. Подведение итогов.

6. Домашнее задание:

Найти толкование слов: бондарь и брыль; расписать кувшин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Ремесла на Кубани"

Воспитывать эстетические чувства,   любовь к родному краю и месту, где родился и вырос, прививать интерес к труду многонациональной  Кубани .   Развитие познавательного интереса к...

Открытый урок по Кубановедению "Ремесла на Кубани"

В игровой форме познакомить учеников с видами ремесел на Кубани (ткачество, кузнечное дело, работа по дереву, гончарное дело, лозоплетение) с презентацией и творческим заданием. Урок комбинирова...

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....

Тема «Промыслы и ремесла на Кубани"

1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....

Промыслы и ремесла на Кубани

Урок позволяет развивать интерес у детей к народному прикладному искусству. ...

Конспект урока по тем "Ремесла на Кубани"

Цели:Воспитательная. Воспитывать эстетические чувства,   любовь к родному краю и месту, где родился и вырос, прививать интерес к труду многонациональной  Кубани .Развивающая....