Тема «Промыслы и ремесла на Кубани"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шупенько Екатерина Валентиновна

1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами.

        2.Приобщить ребят к историческим и духовным ценностям родного края; воспитывать уважение к культурным и национальным традициям

 3. Развивать образное мышление и память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promysly_i_remesla.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кубановедение 3 кл

Тема «Промыслы и ремесла на Кубани»

Цель: 1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами.

        2.Приобщить ребят к историческим и духовным ценностям родного края; воспитывать уважение к культурным и национальным традициям;

        3. Развивать образное мышление и память.

Ход урока.

Содержание урока

№ слайда

I.Организация начала урока.

Послушайте старую притчу (краткий поучительный рассказ):

«В двух соседних станицах жили два мудреца: один – злой, другой – добрый. К доброму мудрецу много приходило людей за советом и помощью, а к злому никто не приходил. Решил злой мудрец отомстить доброму и думает: поймаю  мотылька, буду держать между ладонями. Приду к доброму мудрецу и спрошу: «Скажи, между ладонями у меня живой мотылёк или мёртвый?» Если мудрец скажет: «Живой», то  сожму ладони и раздавлю мотылька, покажу, что мотылёк мёртв. Если мудрец скажет: «Мёртвый», то  открою ладони, и мотылёк улетит. Добрый мудрец окажется не прав, люди перестанут к нему ходить.

        Так он и сделал: поймал мотылька и пришёл к доброму мудрецу. Спрашивает у него: «Живой мотылёк у меня в руках или мёртвый?» А добрый мудрец сказал: …

Как вы думаете, что ответил мудрец?

Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!»

Чему учит эта притча?

        А как говорят о руках, которые хорошо выполняют свою работу?( РУКИ – золотые руки (очень умелый, искусный, способный в своём деле человек); умелые руки не знают скуки; глаза боятся, руки делают;)

II.Введение в тему урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды (на доску вывешивается табличка РЕМЕСЛЕННИКИ).

- Скажите, ребята, что такое ремесло.А кто из вас знает значение этого слова? Посмотрим в  толковый словарь.( Ремесло – профессиональное занятие (изготовление изделий ручным, кустарным способом) или вообще профессия, занятие.)

А что такое промысел?

Промысел — это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.

Природа Кубани всегда была богата. Птица, зверь, рыба  в изобилии водились в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши с вами предки охотой, рыбной ловлей, добычей мёда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно.

А вот, например, гончарное ремесло развивалось там, где было много глины. Глиняная посуда станицы Холмской, откуда родом Хрисанф и Алёна Шаройченко, славилась на всю Кубань.

Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий, которое в результате своего развития и занятия им целого коллектива перерастает в промысел. Эти два понятия взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим это на примере.

        Занимается человек плетением корзин. Эта традиция передаётся в его семье из поколения в поколение. Этого мастера можно назвать ремесленником. Но как только вокруг него собираются такие же мастера, решают открыть предприятие по плетению различных изделий, их изделия пользуются спросом среди людей, их деятельность превращается в промысел.

Ремёсла

Промыслы

Вышивка

Бортничество (добыча мёда)

Вязание

Охота

Плетение из лозы

Рыбный промысел (тарань, белуга, осётр)

Гончарное ремесло
(изготовление глиняной посуды)

Сбор лесных ягод и орехов

Оружейное ремесло

III.Работа по теме урока.

-Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, хуторов. городов и посёлков, окружают столицу нашего края . А чем знаменит любой населённый пункт?(людьми).

-Конечно, жителями, которые прославляют своим трудом свой край и свою страну.

-Кубань является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

1. Знакомство с ремеслами.

Кубанские народные ремёсла насчитывают около 24 видов народных ремёсел. Можно выделить наиболее распространённые виды ремёсел на  Кубани:

  • гончарное
  •  резьба по дереву
  • лозоплетение
  •  ткачество
  •  вышивка
  •  ковань
  • плетение из соломы и из листьев початков кукурузы.

Гончарное ремесло.

Было распространено в местах, где   поблизости залегала хорошая вязкая глина, пригодная для изготовления керамики,  в станицах Пашковской,   Отрадной, Мостовской и других.  

Выделывалась простая посуда («глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники), незатейливые игрушки для детей, черепица. Часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

- Это была большая, трудоёмкая работа, требующая огромного терпения. Без неё не подпускали ученика к гончарному кругу. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный  круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. В одной посуде хранились сыпучие продукты (зерно), другие использовали для варки пищи, а из какой – то ели.

Резьба по дереву

       Резьба по дереву была распространенным видом народного промысла Кубани. Часто можно было встретить резьбу на различных предметах быта. Сейчас почти все вещи в наших домах из магазина, а во  времена наших прадедушек каждую вещь в своём доме мастерил сам да и дом возводил своими руками. Из дерева изготовляли деревянную  посуду (бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы), мебель, резные зеркала, наличники окон, сундуки с росписью Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил.  Крышу избы украшал деревянный конёк.

        - Почему именно конь?

        - Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.

Физминутка . ( по группам: кузнецы – куют на наковальне, вышивальщицы – разминают спину и пальцы, гончары – поработать ногами и погреть ладошки, а резчики – потереть пальцы и поработать глазами).

Ковань на Кубани

              Кованые изделия, выполненные мастерами  в прошлом веке, можно ещё встретить в некоторых станицах и городах края, а также в Краснодаре. В основном это ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решётки. Причудлив орнамент, состоящий из завитков, розеток, медальонов. 

-Часто в него вплеталась и дата изготовления изделия.

Вышивка.

        Кубанская вышивка формировалась на основе двух традиций: украинской и южнорусской. Внутри жилища особое место занимали атрибуты «святого угла», праздничные скатерти, рушники, одежда. Эти вещи хранились в специально отведённых местах, за ними особо тщательно ухаживали.Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил, поэтому располагалась на груди, у ворота, подоле, рукавах. Каждый знак вышивки имел свой смысл. Цвета вышивки рассматривали как символ смерти (чёрный) и жизни (красный), и красный в вышивке преобладает над чёрным.

        - Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников (к каждому семейному событию: свадьбе, постройке дома, рождению детей и др.)

IV.Итог урока. 

        - Посмотрите, ребята, как богата наша Кубань на мастеров – умельцев. И мы сегодня с вами окунулись в истоки тех ремёсел, которые почитались на Кубани. Мы говорили с вами о ремёслах и промыслах нашей малой родины. И, я надеюсь, поняли и запомнили, что ремесленники – это люди, изготавливающие предметы первой необходимости для себя, а со временем и на продажу. А промысловики — это люди, которые добывали то, что щедро дарила природа Кубани.

-И в заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы прочитали замечательные слова..

мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

-Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…

V.Домашнее задание.

- Ребята, а кто из вас помнит –сколько ремёсел насчитывают кубанские ? (24). С какими из них мы сегодня познакомились? А на дом вам задание – подобрать материал по другим кубанским ремёслам и сделать на следующем уроке сообщение.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения в 3 классе по теме: "Промыслы и ремесла Кубани"

На уроке дети уточняют  знания  о народных промыслах  и ремесла  Кубани, учатся различать понятия «ремесла и промыслы» ,развивают любознательность, расширяют кругозор, з...

Презентация к уроку "Промыслы и ремесла Кубани"

Данная презентация помогает раскрыть тему, содержит таблицы и схемы....

Конспект урока по кубановедению "Промыслы и ремесла Кубани"

Сценарий урока поможет научить отличать понятия "промыслы" и "ремесла", соотносить вид ремесла  с  материалами, которые ему подходят.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"783407...

Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».

Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....

Промыслы и ремесла на Кубани

Урок позволяет развивать интерес у детей к народному прикладному искусству. ...

Конспект урока по кубановедению 3 класс "Промыслы и ремесла на Кубани"

1.Расширить знания  учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....