Индивидуальная программа развития для учащихся с ЗПР
методическая разработка (3 класс)
Образец разработки ИПР для учащихся с ЗПР начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с учащимся _____класса
Краткие сведения: поступил в первый класс в 20___г., на диспансерном учете специалистов не состоит.
Проблемы: низкий уровень сформированности познавательных процессов, произвольности деятельности и поведения; компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сфер; стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.
Результаты обследования: см. протоколы обследования специалистов.
Планируемые сроки реализации программы: _________г. _______г.
с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут.
Цель программы: оказание содействия по коррекции познавательной деятельности; формированию компетенций коммуникативной и эмоциональной сфер; развитие произвольной регуляции деятельности и поведения; по устранению нарушений письменной и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- создание коррекционных условий с опорой на сохранные функции и личностные особенности учащегося;
- осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
- формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием
Представление на учащегося
_____________________________________________
Отделение _______________ _____ класс
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (проявления негативизма, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие скоординированности целенаправленных движений.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (после повтора, после разъяснения): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования сформирован недостаточно, самостоятельно инструкцию прочесть может.
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая помощь): нуждается в помощи направляющего и стимулирующего характера;
- способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но требуется дополнительное время на закрепление навыка.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности под руководством педагога, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/инертность действий: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать.
Темп работы (на учебном материале): снижен в результате слабой организованности.
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при интеллектуальных нагрузках быстро истощаем.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует средней границе нормы.
Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости.
Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.
Особенности памяти: незначительное сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
- словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.
Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.
Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются низким уровнем сформированности познавательной деятельности и произвольной регуляции деятельности и поведения.
Математика:
- сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
- вычислительный навык: навык сформирован на уровне средней границы программных требований;
- навык решения задач: испытывает значительные трудности при составлении программы решения;
Русский язык:
- навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), испытывает трудности при воспроизведении образа букв;
- навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
- списывание текста: наличие большого количества ошибок при списывании;
- выполнение грамматических заданий: испытывает трудности при выполнении;
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.
Чтение:
- темп чтения: техника чтения не соответствует возрастному нормативу;
- способ чтения — послоговой
- понимание прочитанного — недостаточное
- навыки работы с текстом — сформированы на среднем уровне
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация средняя, произвольность сформирована недостаточно; учебные задачи принимает выборочно (вызывающие интерес), не проявляет поисковой и познавательной активности.
Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Планируемые мероприятия специалистов: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.
Направления коррекционной работы
Занятия с учителем-дефектологом: формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готвность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Занятия с педагогом-психологом: формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
Занятия с учителем-логопедом: формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей; развитие и
совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
1. Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия;
- развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения предметов; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений, выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание».
6. Формирование навыка письма
Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.
7. Формирование навыка чтения
Средства: дифференциация сходных по начертанию букв; чтение предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
Организация взаимодействия специалистов
сопровождения учащегося с ЗПР
Специалисты | Направления коррекционной работы с учащимся | Приемы работы | Методы |
Учитель | 1. Умение действовать по плану; 2. умение оценивать правильность выполненного действия; 3.умение вносить коррективы в результат 4. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи. |
| 1. Совместное выполнение заданий; 2. Объяснение; 3. Показ; 4. Построение учебного высказывания |
Учитель-дефектолог | 1. Развитие образного мышления; 2. Развитие словесно-логического мышления. | 1. Формирование умения визуализировать различные образы предметов, событий; 2. Формирование умения систематизировать слова по определенному признаку; 3. формированию обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). | 1.Игры: «На что это похоже?», «Дополни до…», «Догадайся кто нарисован?» «Мысленные образы и эмоции» и др.; Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек; 2. Игры «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», логические задачи; задачи на сравнения; упражнение «Найди окончания», «Слова-близнецы». |
Учитель-логопед | 1. Развитие слухового внимания и памяти; 2. Развитие фонематических процессов; 3. Формирование связного речевого высказывания | 1. Работа с текстом; 2. Составление вопросительных предложений по образцу; 3. Обучение написанию изложений и сочинений; 4. Графические диктанты | 1. Демонстрация; 2. Объяснение; 3. Самостоятельное выполнение; 4. Беседа |
Педагог-психолог | 1. Соблюдение правил поведения; 2. Осознанное выполнение обязанностей; 3. Развитие коммуникативных компетенций; 4. Развитие эмоционально-волевой сферы; 5. Развитие пространственно-временных представлений | 1. Создание ситуации успеха; 2. Дозированная нагрузка; 3. Чередование видов деятельности; 4. Создание условий для приобретения навыков общения со сверстниками | 1.Наблюдение; 2. Беседа; 3. Практическая деятельность с включением развивающих игр со сверстниками и педагогом; 4. Тестирование |
Социальный педагог | Координация взаимодействия субъектов образовательного процесса | Взаимодействие с субъектами образовательного процесса | 1. Беседа; 2. Оказание направляющей помощи |
Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
- развитие личности учащегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций.
Ожидаемые результаты:
- развитие познавательной сферы;
- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
- развития положительных качеств личности;
- улучшение самоконтроля и саморегуляции;
- принятие социальной роли ученика, адаптация в коллективе;
- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, связного высказывания;
- формирование прочных учебных умений и навыков.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991
2. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
3. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54 7.
4. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. –96с. — С. 65–73
5. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.
6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.
7.Игнатьева Т.В. Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник/ Т.В. Игнатьева, Л.Е.Тарасова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 190, [2] с. Серия («Справочник»)
8.Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // 33 В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л.
9.Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в классе выравнивания / Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. – Издательство «ГНОМ и Д», 2006 – 152 с. 25.
10 .Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса
Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...
Индивидуальная программа развития для учащихся с ТНР
Образец заполнения индивидуальной программы развития для учащихся с ТНР....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 2019-2020 учебный год на учащегося 1б’ класса
Структура СИПР. Общие сведения о ребёнке.Психолого-педагогическая характеристика.Индивидуальный учебный план.4.Содержание образования.4.1. Пояснительная записка.4.2. Базовые учебные действия.4.3....
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 8 класс, II вариант/рецензия
Специальная индивидуальная программа........