Урок русского языка в системно-деятельностном подходе
план-конспект урока (2 класс)

Урок русского языка в системно-деятельностном подходе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bulay_ig.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(системно-деятельностный подход)

Предмет русский язык класс 2        

Учитель  Булай Ирина Георгиевна 

Тема урока

Сложные слова.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Формы, приемы, методы:

Форма урока: урок-исследование.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная,  работа  в группе.

Методы обучения: работа с учебником, работа с дополнительным источником, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательские методы в обучении

Педагогические технологии

технология поддерживающего обучения (объяснительно- иллюстративная),    здоровьесберегающая

Цель урока

1) Формирование представления о сложных словах.

2) Создание условий для самостоятельного образования сложных слов.

3) Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать вывод.

4) Воспитание интереса к русскому языку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

Учащиеся  в конце урока могут:

-дать определение понятию «сложные слова»;

-назвать части сложных слов;

-писать сложные слова, выбирая соединительную гласную;

-  оценить работу в группе.

Познавательные УУД: извлекать информацию из текста в соответствии с целью чтения; формировать навыки и умения оформления устных высказываний согласно заданию; устанавливать причинно-следственные связи в дополнительных материалах к уроку.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока самостоятельно (или частично с помощью учителя); планировать и согласовывать свои действия в паре в соответствии с общей задачей.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, умение представлять результат своей деятельности и результат сотрудничества.

Личностные УУД: 

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

-оценивать усваиваемое содержание  (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности  1-2 мин

Визуальный контроль  

Организует ситуацию самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности  на уроке.

Управляет оценочными действиями обучающихся.

Выполняют самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, эмоционально волевой настрой на урок.

Личностные УУД: включаться в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.Познавательные УУД: осуществлять самопроверку готовности к уроку.

Коммуникативные УУД: давать самооценку своему эмоциональному настрою.  

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место к предстоящей учебной деятельности. 

-Самоопределение к учебной деятельности («Я готов к уроку»);

-оценочное суждение;

-оценка эмоционального состояния

  1. Актуализация      4-5 мин

Побуждающий, подводящий диалог

Работа со словарём

Работа со схемой

Осмысление информации

- Что такое суффикс? 

- Как образуются новые слова с помощью суффикса?

Задание 1.

- Откройте обратный словарь на букву Й (упражнение 33). Найдите слова на –НЫЙ. Запишите столбиком пять последних слов. Покажите письменно, как они образовались.


- Выделите корни. Подчеркните в корнях буквы чередующихся согласных. Выделите окончания. Отметьте суффикс в словах, называющих признаки предметов.

- В корнях каких слов есть чередование звуков ([ч]/[к])?

- А чередование звуков ([ш]/[х])?

- Как пишутся буквосочетания ЧК, ЧН?

- Вернитесь к последним четырём парам слов на –НЫЙ. Покажите письменно, как образовались слова – названия признаков.

- Что помогло вам успешно справиться с заданием? 

- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов 

- К основе слова прикрепляем подходящий суффикс и добавляем окончание

пустячный пустяк ([ч]/[к])https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_567d4d1094f0a/sistiemnodieiatielnostnyipodkhodnaurokierusskoghoiazykatiemaslozhnyieslovaumkpierspiektivnaianachalnaiashkolaproiekturoka_2.png

успешный успех ([ш]/[х])https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_567d4d1094f0a/sistiemnodieiatielnostnyipodkhodnaurokierusskoghoiazykatiemaslozhnyieslovaumkpierspiektivnaianachalnaiashkolaproiekturoka_2.png

грешный грех ([ш]/[х])https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_567d4d1094f0a/sistiemnodieiatielnostnyipodkhodnaurokierusskoghoiazykatiemaslozhnyieslovaumkpierspiektivnaianachalnaiashkolaproiekturoka_2.png

потешный потеха ([ш]/[х])https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_567d4d1094f0a/sistiemnodieiatielnostnyipodkhodnaurokierusskoghoiazykatiemaslozhnyieslovaumkpierspiektivnaianachalnaiashkolaproiekturoka_2.png

воздушный воздух ([ш]/[х])https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_567d4d1094f0a/sistiemnodieiatielnostnyipodkhodnaurokierusskoghoiazykatiemaslozhnyieslovaumkpierspiektivnaianachalnaiashkolaproiekturoka_2.png

Выполняют задание

Пустячный-пустяк

Успешный–успех, грешный - грех, потешный – потеха, воздушный- воздух

- Без мягкого знака

1 вариант – УСПЕШНЫЙ

2 вариант – ВОЗДУШНЫЙ

- Умение выделять части слова, умение пользоваться алгоритмом образования новых слов с помощью суффиксов

Познавательные УУД: 

-выдвигать предположения;

-определять и формулировать проблему;

-ориентироваться в своей системе знаний

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Коммуникативные УУД:

-слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного материала;

-строить рассуждения, делать выводы;

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель урока;

-выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- определяют границы знания и незнания;

Личностные УУД:

определять собственную позицию и понимать позицию другого человека

-оценочное суждение индивидуального затруднения

Взаимопроверка задания. Оценка работы класса.

  1. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности     3-4 мин

Осмысление информации

Побуждающий, подводящий диалог

Задание 2.

Работа в группах

Перед вами карточки. Внимательно прочитайте и выполните задание.

Задание. Разделите перечисленные слова на группы.

Синичка, телёнок, рукомойник, собачка, мышеловка, котёнок.

Ответственный в каждой группе делится результатом работы группы.

- Какие слова вас удивили?  Почему?

- Чем они отличаются от остальных? 

- Как вы думаете, какое открытие будем совершать на уроке?

Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи

- Перед вами слова: лес, тундра, корень, плод (основы подчёркнуты). Используя основы, составьте из четырёх слов – два.

- Какой же секрет мы попытаемся открыть?

- рукомойник, мышеловка

- Два корня, образованы от двух слов

- Составлять из двух слов одно

- Это «ловушка». Основы слов сложить нельзя, так как не бывает слов: тундрлес, кореньплод

- Как можно сложить две основы и получить красивое слово

Познавательные УУД: активизировать мыслительную деятельность,  направлять ее на поиск новых знаний и способов действий.

Коммуникативные УУД:

участвовать в совместных действиях по решению учебной задачи.

Личностные УУД:

определять собственную позицию и понимать позицию другого человека.

- оценочное суждение на умение воспринимать задание

-оценка/самооценка умения формулировать тему урока

-оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока

                                                                                   Физминутка (подвижная музыкальная)  2-3 мин

  1. Открытие нового знания     14-15 мин

Побуждающий, подводящий диалог

Подведение под понятие

Работа с учебником

Поиск решения учебной задачи

Групповая работа.

Задание. Хотите сами открыть тайну, как из двух основ составить одно слово?

Проведите наблюдение за группой слов: водопад, звездолёт, самовар, утконос, мореход.

Сделайте вывод, с помощью чего можно соединить две основы. Подготовьте защиту своего открытия.

Вывод. Какое открытие об образовании таких слов вы сделали?

- Какую роль играют эти гласные?

- Дайте им название.

Запишите слова в тетрадь. Разберите их по составу.

- Сколько основ мы будем выделять в этих словах?

Вывод. Сложили два слова, но получили одно новое, значит и одна основа.

- Как можно назвать такие слова? 

- Проверим себя по учебнику. Правило на стр.37.

- Прочитай правило с удивлением

- Прочитай правило с уверенностью в том, что ты знаешь что такое «сложные слова».

- Соединяют две основы

- Соединительные 

Работа у доски.

- Предположения детей

- Двузначные, составные, двусоставные

Выполняют задание

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;

- формировать умение работать с дополнительной информацией (познавательным текстом)

Коммуникативные УУД:

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

Регулятивные УУД:

- формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя.

Проверка и оценка групповой работы.

- оценочное суждение на умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели

-участие в дискуссии, ответы на вопросы

-исследовательская деятельность

-работа в группе, самоконтроль, самооценка

                                                      Физминутка для глаз (проецируется с экрана упражнение «Восьмерка»)  1-2 мин

  1. Первичное закрепление    10-11 мин

Работа с учебником

Работа с учебником.

  • Прочитайте стихотворение Э. Котляр (упражнение 36).
  • Найдите слова, выделенные цветом. Что означает слово «белоручка»?
  • Что означает слово «мясорубка»?
  • Вы заметили, что в образовании каждого из этих слов участвовали основы разных слов?
  • А это основы каких именно слов?
  • Слова, образованные из основ разных слов, называются сложными словами.
  • Подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
  • Спишите текст. Обратите внимание при списывании: части сложного слова соединяются между собой с помощью буквы о
  • Прочитайте диалог Миши и Волшебницы в учебнике.
  • Что нового вы узнали о сложных словах?
  • Объясните значение каждого слова в упражнении 37.

  • Как называются такие слова? Какой буквой соединяются между собой части каждого слова?  Запишите эти слова. Подчеркните букву е.

- Белоручка - бездельник, который не хочет запачкать руки, хочет оставить их «белыми», то есть чистыми.

- Мясорубка - машинка, с помощью которой рубят мясо на фарш.

- Белый и ручка; мясо и рубит.

- Со стола - стол; гу[п]ка - губа; мясору[п]ка - рубит; подметать - подмел.

- белоручка, мясорубка

- Части сложного слова могут соединяться между собой с помощью буквы «е».

- Кофеварка - машинка, которая варит кофе. Птицелов - человек который ловит птиц. Овцевод - человек, который разводит овец. Знаменосец - человек, который несет знамя.

- Буквой «е». 

Познавательные УУД:

- определять границу «знания-незнания»;

- работать с разными по уровню заданиями.

Регулятивные УУД:

- оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу;

- осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать индивидуально;

- представлять результат своей деятельности.

- самоконтроль

- индивидуальная работа с  иллюстрацией

-оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений

-взаимоконтроль взаимопроверка

-результаты выполнения заданий  сопоставляются с предложенным ими ранее образцом   

  1. Рефлексия учебной деятельности   3-4 мин

Изречение «Комплимент»

- А сейчас дайте оценку своей работе на уроке.

Проанализируйте всё, что вы сегодня услышали на уроке.

Покажите знаком, какое бы вы использовали предложение, отвечая на вопрос – « Как вы сегодня усвоили учебный материал?»

(Учитель организует дискуссию, диалог позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу; организует возврат к цели в конце урока с определением уровня ее достижения.)

Я узнал(а) и могу бы поделиться!

Я сомневаюсь?

Я хотел(а) бы повторить…

(Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

 Анализируют и осмысливают свои достижения, называют цель урока, оформляют устные высказывания согласно заданию.)

Познавательные УУД:

-систематизировать полученные знания;

- осуществлять контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

-соотносить цель и результаты учебной деятельности;

-определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли в оценочном суждении.

в ходе этого поставить детям отметки за урок

Поднятые карточки со значками помогают учителю проследить, с кем следует ещё поработать по данной теме

- оценка и самооценка работы учащихся  на уроке:  уровень достижения цели

-рефлексия деятельности (оценка успешности)

-самоконтроль, самооценка;

-оценка эмоционального состояния:  

«Комплимент»- учащиеся оценивают вклад   в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок

-оценка учителя, с комментированием выставленных отметок

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  2-3 мин

 

-Подберите и запишите 10 сложных слов. Разберите их по составу.

-Выполнить задание из учебника (списать сложные слова, выбрав нужную соединительную гласную)

(Предлагает учащимся задания на выбор, в том числе творческое.)

Слушают, вступают в диалог при совместном формулировании домашнего задания.

Осознанно воспринимают задание, осмысливают, запоминают.

Определяют задание для самоподготовки. Записывают задание.

Познавательные УУД:

- осознанно фиксировать информацию;

-воспринимать, осмысливать, запоминать.

Регулятивные УУД:

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения

- определять задания для самоподготовки.

Коммуникативные УУД:

-уметь слушать и вступать в диалог

-оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".

Тема. Слова  со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Цель: формировать  представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся.        ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографическо...