Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гринько Ирина Александровна
Тема. Слова  со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.
 Цель: формировать  представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся.  
         Задачи:
- находить синонимы в тексте;
- отличать синонимы от однокоренных слов и омонимов;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать уважительное  отношение  друг к другу.
       Формирование УУД:
Личностные УУД:
-адекватная мотивация учебной деятельности.
       Метапредметные:
Регулятивные:
-обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально – положительный настрой на уроке, создание ситуации успеха, доверия.
Познавательные:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выстраивать логически универсальные действия;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно;
- построение логической цепи рассуждения;
- доказательство.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли полно и точно.
- формировать умение, строить доказательное высказывание.
 Тип урока: «открытия» нового знания.
      Формы работы:
- фронтальная работа;
- работа в парах.
Используемые учебники и учебные пособия.
Русский язык: 2 класс: Учебник, В 2 ч./Н.А.Чуракова.
Рабочая тетрадь.
      Используемое оборудование:
Компьютер, проектор, экран, фигуры - человечков «Смешарики».
Дидактическая  структура урока
Содержание урока
Деятельность учеников
Формирование
УУД
Электронные
ресурсы
Поставленная цель каждого этапа
1.Этап     мотивации    учебной  деятельности.
Учитель:
- Улыбнёмся друг другу и начнём урок. Садитесь.
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в нашей жизни так часты чудеса.
Секреты русского языка, ребята,
Узнаем мы всего за полчаса.
Повернулись и улыбнулись друг другу.
Личностные:
-адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные:
-обеспечение учащимся организации
их учебной деятельности;
- эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Слайд № 1
Проверить готовность обучаю-
щихся, их настрой  на работу.
2. Этап актуализации.
Звучит музыка. На слайде появляются Смешарики. 
Учитель:
- Наши герои - Нюша - Крош гуляли по Волшебному лесу.
-Между ними возник спор. 
- Нюша утверждает, что кисть-это гроздь винограда, а Кроша доказывает, что слово кисть означает  руку человека.
- Какие значения имеет слово кисть?
- Кто из Смешариков прав и почему?
1. Минутка чистописания.
- Напишите слово кисть и одно его значение.
Ожидаемый результат:
- Кисть-веточка рябины; инструмент,
которым рисуют.
- Правы оба. Это слова омонимы.
Познавательные:
-  выстраивать логические
универсальные
действия.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли полно и точно.
Слайд № 2, 3
Актуализи-
ровать требо-
вания 
к ученику со стороны 
учебной деятельности;
- создание 
условий 
для возник-
новения 
у учеников внутренней потребности 
включения
 в учебную
деятельность. 
3.Постановка    проблемы.
Слайд 4
Учитель:
-Вдруг внезапно зима пришла,
- Снег и вьюгу принесла.
- Наши герои-Крош и Нюша  неожиданно оказались в Волшебном Зимнем лесу.
- «Ой, Крош, как  закружились  снежинки в воздухе!»-слышится голос Нюши.
- «Нюша, это метель»- произносит Крош.
 Учитель:
Слайд 5
-Ребята, какие слова со сходным значением можно подобрать, чтобы описать зимнюю непогоду к слову закружила?
Учитель:
-Как называются эти слова?
- Ребята, как произносятся и пишутся эти слова?
Слайд 6
- Определите тему нашего урока.
-А могут ли быть слова похожие по значению, называющие название предметов?
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться за помощью к Толковому словарю.
Ожидаемый результат:
- Замела, завертела,
завьюжила.
Ожидаемый результат:
- Это слова названия действия
предметов.
-Произносятся и пишутся эти слова по-разному.
Ожидаемый результат:
- Слова со сходным
значением, которые
по-разному звучат и пишутся.
Познавательные:
- умение  строить 
речевое высказывание
в устной форме;
-выделение познавательной цели.
Коммуникативные: 
- формировать умение, строить доказательное высказывание.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно
Слайд №  4, 5, 6.
Создать
проблем-
ную ситуацию.
Подведе-
ние детей 
к форму-
лированию
 темы    и постанов-
ке задач 
урока.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Слайд 7
Учитель:
-Ребята, пришла СМС на мой телефон от Кроша и Нюши.
Учитель читает текст.
- Ребята, помогите нам.
Мы очень замёрзли в Зимнем лесу. Но для этого вам надо выполнить сложное задание.
1. Работа 
по Толковому словарю.
Откройте учебник на стр. 116. Прочитайте
задание.
 - Ребята, какова цель нашего задания?
Слайд 8
- Найдите в словаре слово «азбука». Прочитайте статью об этом слове на  стр. 98.
- Найдите  слово, близкое по значению к слову «азбука» в Толковом словаре.
- Какое следующее задание вы можете выполнить?
2. Работа в парах. 
- Запишите  слова парами.
Слайд 9
-Проверьте  по образцу.
- Можно ли назвать такие слова родственными?
 - И почему?
- Ребята, мы познакомимся
 с новым словом- синонимы.
- Сделайте свой вывод.
- Что же такое синонимы?
-Зачем в русском языке нужны слова, имеющие один и тот же смысл?
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Слайд 10
-Ой, поступил сигнал
от Кроша и Нюши.
Они выбираются из Волшебного Зимнего леса.
Ожидаемый результат:
- Научиться подбирать слова близкие по
смыслу.
Ожидаемый результат:
-Азбука - буквы какого - либо языка, расположенные в определённом порядке. Книга для обучения грамоте.
-  Это букварь.
- Найти слова близкие по смыслу
 к словам: боец, страж, смелый.
- Слова, близкие по смыслу, не являются родственными,  так как не имеют общей части.
- Синонимы- это слова близкие по смыслу.
-Разнообразить нашу речь, сделать богаче, образнее.
Познавательные:
-построение логической цепи рассуждения;
- доказательство.
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе

Современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно с...

Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход) Предмет: окружающий мир, класс- 4

Тема урока: Человеческие расыТип урока: урок открытия новых знаний.Форма урока: урок-исследование.К технологической карте урока прилагается "Оценка эффективности урока" с позиции системно-де...

Урок с применением технологии системно- деятельностного подхода и ИКТ. Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века")

Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные.Рассказывают самостоятельно или с опорой на схемуОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности.(Тетради, тесты и таблицы сда...

Курсовая работа Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка в начальной школе

Курсовая работа Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка в начальной школе...

Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях реализации ФГОС»

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.С помощью каких тех...