Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях реализации ФГОС»
статья

Маклакова Елена Геннадьевна

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

С помощью каких технологий реализовать системно-деятельностный подход на уроке?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в начальных классах

Сегодняшний учитель сталкивается с необходимостью использования системно-деятельностного подхода к процессу обучения учащихся в условиях внедрения в практику работы новых образовательных стандартов.

Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка и литературного чтения направлен на:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности;
  • включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
  • усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
  • создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
  • выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Одной из важных характеристик деятельностного подхода в деятельности учителя является этапность. То есть, в своей практике работы системно-деятельностный подход реализуется на различных этапах проведения урока.

Так, на этапе самоопределения к учебной деятельности и в актуализации имеющихся знаний формируется проблемная ситуация, предполагающая наличие различных вариантов решения поставленных задач.

На этапах определения учебной задачи и открытия нового знания осуществляется поиск, анализ и структуризация полученной информации. Результативность этого этапа урока обеспечивается за счет организации работы в группах с постоянным и сменяющимся составом, организации проектной деятельности. Коллективную деятельность учащихся организуют в форме " дискуссий", "мозгового штурма", с помощью которых выбирается способ решения проблемной ситуации. Такой метод применяется, если существует возможность предложения наибольшего числа возможных путей решения поставленной задачи.

Знакомство с ситуацией учебного задания открывается с создания учителем проблемной ситуации, при которой возникает очевидное противоречие между тем, что учащийся знает, и тем, чему ему предстоит научиться. В данном случае особую роль отводят мотивированию предстоящих знаний.

На этапах включения новых знаний в систему и повторения применяются такие виды работы, как самостоятельная работа, организуется самостоятельное восполнение имеющихся пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимопроверок.

Помимо этого, используется пошаговое указание (алгоритм) для вычленения исследуемого явления из огромной массы иных явлений языка или же применения исследуемого понятия (правила). Это дает возможность учащимся самостоятельно контролировать свои действия для того, чтобы достичь нужного им результата. Данный метод работы хорош тем, что в случае возникновения неверного результата ученики могут самостоятельно обратиться к "инструкции" и установить, что именно они не  усвоили и т.д.

Особого внимания требует этап обобщения приобретенных знаний и рефлексия познавательной деятельности, на котором применяются такой способ проведения урока, как синквейн и кластер, которые позволяют связать между собой аналитические и творческие виды деятельности.

Внедрение на уроке системно-деятельностного подхода требует от учителя перестройки своей деятельности, отказа от традиционного изложения материала и предоставления ученикам возможности открывать новые знания самостоятельно, в определенном порядке. Учителю необходимо осознать, что главными "действующими лицами" на занятии - это ученики. И, как следствие, работа на уроке каждого учащегося должна быть содержательной и личностно значимой. Ребенку необходимо понимать: что я хочу сделать, для чего я это делаю, как я это буду делать, как я это выполнил.

Но для того, чтобы подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех,  необходимо создать условия для познавательной активности учеников.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:

- готовность к разрешению проблем,

- технологическая компетентность,

- готовность к самообразованию,

- готовность к использованию информационных ресурсов,

- готовность к социальному взаимодействию,

- коммуникативная компетентность.

Основной идеей курса русского языка и литературы в начальной школе заключается в представлении его как совокупности понятий, норм, информации, взаимодействующих друг с другом и лежащих в основе интеллектуально-коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не ставит перед собой цель формального заучивания правил, понятий, выражений и терминов, а лишь образует способность применения приобретенных в процессе обучения навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Начальная школа – это основная, наверное, самая главная ступень школьного образования, на которой ученики учатся главному – учиться. И если это умение учиться (учебная деятельность) у них не сформировано, не привита потребность добывать знания, не развит познавательный интерес к получению знаний, можно смело сказать, что средняя школа уже практически ничего сделать не сможет. Задача начальной школы – не в том, чтобы дать минимальный набор знаний, а в том, чтобы приучить ребенка учиться, научить его делать это правильно, грамотно, с интересом.

Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Задача учителя - не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, нести ответственность за него, аргументировать свою точку зрения.

Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию.

Что важно знать и уметь учителю начальной школы? Знать принципы системно-деятельностного подхода; уметь реализовать его на практике; освоить новую систему оценивания – критериальную; освоить принципы организации учебного диалога на уроке.

Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника?. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время.

Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно».  системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего .

В технологии деятельностного подхода дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.

Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.

  1. Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
  2. Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
  3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).

Сочетание деятельностного подхода с информационными технологиями позволяет не только использовать разнообразные виды учебной деятельности, способствующие развитию основных психологических процессов: восприятия, памяти, мышления и речи, но и учитывать индивидуальность учащихся, а также повысить мотивацию учения.  Роль компьютера в процессе обучения — эта высокая степень мотивации, повышенный интерес к обучению, помогает осваивать новые и закреплять сложные понятия, концентрирует внимание. Уроки интереснее и насыщеннее. В них реализуется принцип наглядности, увеличивается объективность оценивания результатов, влияет на качество знаний.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Использование системно деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности,

Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями необходимо организовать коллективную деятельность на уроке, так как коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексивности.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность, на мой взгляд, необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами

   учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов

 учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы,

  диалогических и проектно-исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной

  характеристикой.

К наиболее частотным относятся следующие формы проведения урока:

1) групповая работа, работа в парах

2) ролевые и деловые игры

3) языковые игры

4) разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу. Учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В наибольшей степени при организации работы над проектом имеет место системно-деятельностный подход. Проектный метод способствует активизации заинтересованности у детей в изучении определенных задач, подразумевает усвоение ребенком определенной суммы знаний и предполагает возможность решения этих проблем через проектную деятельность.

Успешному обучению младшеклассников содействует применение деятельностного подхода. Особенность метода - самостоятельное "открытие" новых знаний детьми в ходе исследовательской активности. Это содействует тому, что полученные знания и приобретенные учебные навыки приобретают личностную значимость для учеников. У ребят закладываются базовые учебные навыки, позволяющие благополучно адаптироваться к основной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения"

Системно-деятельностный подход-формирование базовых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Читательская грамотность, как её р...

Пути реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения

Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личност...

Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....

Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классоф на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на семинаре учителей начальных классов ГБОУ города Москвы "Школа №2036". 10 февраля 2016....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Деятельностный подход в обучении обучающихся с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС НОО

Использование практико-ориентированных заданий в обрахзовательной деятельности....