Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. (письмо)
методическая разработка (3 класс)

Мацнева Маргарита Николаевна

Урок письма букв Ц,ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок письма32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мацнева Маргарита Николаевна

Урок обучения грамоте в 1-м классе. Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. (письмо)

            Ход урока:

1. Организационный момент.

Слайд № 2

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

- Ребята, что значит родной язык? ( Язык на котором мы говорим)

Слайд № 3

«С чего начинается Родина», как поется в старой и душевной песне? А начинается она с малого: с любви к родному языку, с азбуки. Все мы с детства привыкли к определенному виду букв в алфавите русского языка. Прошло около 1000 лет, прежде чем мы увидели тот алфавит,  которым пользуемся мы сегодня. ( Слайд № 4)

2. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, с какой буквой алфавита мы познакомились на уроке чтения? (С буквой ц.)

- Что вы знаете о звуке, который мы обозначаем буквой Ц? (это согласный, глухой, всегда твёрдый согласный звук)

Слайд № 5

3. Постановка учебной задачи.

Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?

Мы познакомимся…

           Мы узнаем…

           Мы научимся…

 (Будем учиться писать заглавную и строчную букву «Ц, ц».)

4. Работа над новым материалом.

 Учитель показывает на доске мокрой тряпочкой образец написания заглавной буквы Ц.

Дети обводят ее глазами.

Слайд №6

Учитель показывает на слайде порядок написания заглавной буквы Ц.

 Детям предлагается встать и стоя обвести букву в воздухе: поочередно пальцем правой руки, кулаком, всей рукой, затем левой рукой в той же последовательности;

А сейчас из листочка бумаги мы вырываем букву Ц заглавную и приклеиваем ее на доску.

Работа в прописи (с.46) Слайд № 7

На  верхней части страницы обводим элементы букв, на первой строке обводим букву Ц, а на второй строке пишем  букву Ц, подчеркиваем самые красивые буквы.

- Почему у вас в прописи две буквы Ц? (Строчная и заглавная)

- Для чего нам нужна заглавная буква? (Написание Ф.И.О., название населённых пунктов, кличек животных)

-У вас в тетради есть такое слово.

Прочитайте это слово. (Учащиеся читают слово Цветаева.)

-Почему слово пишется с заглавной буквы? ( Это фамилия)

- Это фамилия поэтессы Марины Цветаевой. Она начала писать стихи с 6 лет.

Слайд № 8

Пишем фамилию в прописи ( учитель показывает на доске соединение букв Ц и в)

Слайд № 9

Слайд № 10

- Эта птица живёт на болотах и заросших водоёмах. Питается в основном рыбой, но когда её нет, с удовольствием, съедает и лягушек. (Слайд № 11)

- Прочитайте предложение. Слайд № 12

- О ком говорится в предложении.

- Что цапля делает?

- Какое слово вам непонятно? ( статуя)

- Кто сможет объяснить значение этого слова?

 (Слайд №13) СТАТУЯ — (фр. statue, от лат. stare стоять). 1) Изваяние, изображение целой фигуры человеческой или животного из какого либо твердого материала: мрамора, дерева, бронзы и т. п.

Пальчиковая гимнастика.  Слайд № 14

Пальчиковая гимнастика.  Слайд № 14

- А сейчас мы будем учиться писать строчную букву ц. (Слайд № 15)

- На какую букву похожа строчная буква ц? (На строчную букву щ.)

Учитель показывает на слайде порядок написания заглавной буквы ц и  раздает детям карточки с контурами букв (ц и щ) из наждачной бумаги. Дети обводят буквы с закрытыми глазами, находят букву ц.

- Работа в прописи по написанию строчной буквы ц. (с.47)

  На  верхней части страницы обводим элементы букв, на первой строке обводим букву ц, а на второй строке пишем  букву ц.

Работа в прописи (с.47) Слайд № 16

Прочтите слова. (цвет, лица, цирк,  цифры)

- Объясните значение этих слов.

Обратите внимание на слова: цирк и цифры

(В середине слова -ц пишется с -и , а в конце с -ы, )

Самостоятельное письмо слов по образцу в прописи .

Физкультминутка. Слайд № 17

  • Теперь те птицы, в названии которых есть буква «ц» полетят (машем руками – крылышками), если буквы «ц» нет, просто стоим. Будьте внимательны.

 Курица, скворец, цикада, ворона, синица , дятел, цапля, птенец

Вот вы ошиблись при названии слова цикада. Кто из вас знает кто такая цикада?  (Насекомое.) Это самое долгоживущее на Земле и поющее насекомое.  ( слайд №18 )

-Есть еще такое насекомое, в названии которого есть буква ц. Может быть кто то знает это насекомое? Это муха цеце. ( Слайд №19)

И есть такое слово в русском языке, в названии которого 4 буквы ц. Это коробочка для содержания  мух цеце. Цецецница. ( Слайд №20)

5. Закрепление изученного.

Работа в парах. Игра « Собери слово».

Слайд № 21

- Ребята, перед вами на парте лежат 2 круга с цифрой 1 и 2

Вы, совместно в паре составляете слова: начало слова на первой карте, а окончание слова на второй карте. Вы берете слог от первой карты и подставляете слоги из второй карты и записываете 2-3 понравившихся cлова.

 

Таблица ( для проверки написания слов). Слайд № 22

Проверка работы всех пар.

Ребята! Прочитайте слова,  которые вы записали?

Молодцы, работу в парах выполнили очень дружно.

Каким  одним словом можно назвать все эти слова?

Какие слова  оказались лишними? (танки, маки) Слайд № 23

 Почему? ( Они не относятся к теме: «Цирк»)

-Кто из вас сможет объяснить значение слова манеж?

Слайд № 24, 25

- Кто считает, что научился составлять слова?

- Кому понравилось работать в паре?

А кто знает люди каких профессий работают в цирке? ( Дети называют)

(Слайд №26

 Найдите на слайде профессии людей, в названии  которых есть буква ц.

(учительница, танцовщица)

А вот раньше профессия парикмахер называлась по-другому и в  названии ее была тоже буква ц. Это профессия цирюльник. Только она включала в себя несколько профессий и профессию парикмахера тоже. (слайды № 27, 28 ) Это название профессии, которой уже не существует. Смесь парикмахера, банщика, зубного хирурга. Слово «цирюльник» давно вышло из обихода.

 6. Самостоятельная работа с самопроверкой. ( пропись с. 47) Слайд № 29

Письмо слов с печатного текста на письменный.

Прочтите слова и напишите их письменными буквами.

Какое из этих слов можно соотнести с этой моделью слова?

Слайд № 30, 31

Верно, это слово «цирк».  Докажите.

Тестирование.

Ребята, сейчас мы записываем в тетради только номер задания и букву правильного ответа.

Слайды № 32, 33, 34, 35, 36

Проверка.  

Слайды № 37, 38, 39, 40, 41. 42

IX. Итог урока, рефлексия.

- Какую букву научились писать?

- Что вам запомнилось?

- В чём были трудности?

- Как вы думаете все ли мы узнали о букве ц?  ( Нет, мы еще много не знаем)

Слайд № 43

- Наши путешествия будут продолжаться из урока в урок!

Слайд № 44

- А теперь оцените свою работу на уроке смайликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ е, Е. УРОК ПИСЬМА В 1 КЛАССЕ

Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок – практикум. Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с заглавной и строчной буквами  Е,...

Урок письма в 1 классе: "Письмо строчной и заглавной буквы г,Г"

Урок письма в 1 классе для детей с задержкой психического развития по теме: «Письмо строчной и заглавной буквы Г, г»...

План-конспект открытого урока по письму "Письмо строчной и заглавной букв фФ" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

План-конспект составлен для использования на уроке письма в 1 классе(1-4), разработан согласно принципам системы развивающего обучения Л.В.Занкова....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...

Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс

Конспект урока. Обучение грамоте.Письмо строчной и заглавной букв Ж,ж. Жи пиши с буквой и....