Использование приёмов исследовательской деятельности на уроках русского языка
статья

Минеева Елена Ивановна

Использование приёмов исследовательской деятельности

на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов исследовательской деятельности

на уроках русского языка

В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания и постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям.

Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. Безусловно, простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

На уроках русского языка можно использовать различные методы научного познания :

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

Наблюдение- это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Каждый из них, безусловно, играет определенную роль в приобретении и закреплении знаний учащимся. Приведем примеры их использования в различных учебных ситуациях.

Наблюдение.

Наблюдение над языком является одним из этапов (по преимуществу начальным) в процессе изучения того или иного языкового явления. Оно может касаться самых разнообразных сторон языка – грамматики, стилистики, орфографии, словаря, фразеологии и состоять в выделении в тексте родственных явлений, отборе и сравнении их по какому – либо одному или ряду признаков, в прослеживании того, как меняются формы слов, словосочетания и конструкции предложений при изменении целей или содержания высказываний.

Наблюдения над языком могут вестись и после изучения какого – либо правила или явления. В этом случае целью наблюдений является расширение круга фактов, иллюстрирующих и подтверждающих правило, и обогащение языка учащихся (например, словаря или стилистических способов передачи мысли).

1. Самые первые элементы  исследования включаю уже при обучении грамоте.

При изучении темы « Звуки и буквы» учащимся можно предложить ряд заданий:

попробуем разобраться, что можно сделать с фонемой. Проведем наблюдение.

Посмотрите на слова «сон» и «сом».

- Что в них меняется? (Последняя буква.)

Изменился один звук (соответственно одна буква), и получилось другое слово.

- А теперь нужно определить изменение в следующих словах:

«сон» и «нос». (Буквы поменялись местами.)

При изменении порядка следования звуков также получилось другое слово.

- Теперь определите, какое изменение происходит в следующей паре слов: «слон» и «сон». (Убрали одну букву.)

При удалении звука также получилось другое слово.

2.Интеллектуальный тренинг.

Продолжаем осваивать один из методов исследования – наблюдение. Если вам будет тяжело выполнить задания, спросите совета у тех ребят, кому вы доверяете. (Проводится самостоятельная работа.)

  1. В каждом слове уберите один звук, чтобы получилось новое слово. Например: горсть – гость.

Удочка, всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

  1. Добавьте звук в каждое слово, чтобы получилось новое слово. Например: роза – гроза.

Удочка, рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.

  1. Замените согласный звук в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: корж – морж.

Дочка , ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

  1. В каждом следующем слове измените одну букву и превратите волка в козу.

Волк - ______ ______ - ______ -коза.

  1. В каждом следующем слове измените одну букву и превратите ночь в день.

Ночь - ______ ______ ______ ______ - ______ ______ - день.

Ответы:

  1. Дочка, власть, каска, слон, пол, тело, еда, кран.
  2. Дудочка, трубка, удар, ствол, склад, лампа, шарф, бусы, укус.
  3. Точка , когти, будка/бурка, папка, губы/дубы, миска, лесок, палка, осёл, горка, блин, доска, цвет, колено, мамочка.
  4. Волк – полк – пола (у одежды) – поза – коза.
  5. Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – день.

3. Внимательно  рассмотри  рассыпанные буквы:

а ) р  о  е  к  к  у  а  н  ь

б) к  о  о  з  г  о  р  л  о  д

в)м  м  а  е  л  д  и  в  е  н  д  а  ь.

Используя их, отгадайте загадки.

а) Только  этот  водоем  для  него  родимый  дом. (Река, окунь)

б) Кого  куда-то запустили , ущерб  огромный  допустили. (Козел, огород).

в) Какой  кустарник  каждый  день  кому-то  посещать не лень? (Малина ,медведь)


4. Игра «Грамматическая  арифметика»:

а) сложи слоги и напиши полученное слово

МА + ША = ………..                            ГО + РА = ………..

ИГ + РА = ………..                              ЛУ + НА = ……….

ШАР + ЛАЮ – РЮ + АШ = Ш.. ..А..

Л+ ЁТА+ЧИР-АР+К = ЛЁ.. .. .. К

О + БЕ + ДА – А = ….               ЧА + СЫР – Р = ….

БЕ + СЕ + ДРА – Р =….           ВА + ГРОН – Р =….

ПИН + РО – Н + Г = ….           РИ + О – И + ЩА =…..

КОСМ + ТУЁТ – МУ = ….       МАР + Я – АР + Ч = ….

ВРЫ + Б – В + А = ….              САВ + Ж – В + А = ….

5. Чтобы понять важность разделов «Синтаксис» и «Морфология» учащимся предлагается следующее задание:

- Давайте обратимся к известной песне «Лесной олень»

Осенью, в дождливый серый день,

Проскакал по городу олень.

Он летел над гулкой мостовой

Рыжим лесом, пущенной стрелой.

- Представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стоят в начальной форме и пишутся с маленькой буквы. Преобразуйте таким образом текст. (Учитель под диктовку учащихся записывает на доске измененный текст песни.)

осень в дождливый серый день

проскакать по город олень

он лететь над гулкий мостовая

рыжий лес пущенный стрела

- Как изменилась песня, ее смысл? ( Песня очень изменилась . Связь между словами пропала, и смысл тоже, то есть перед нами просто разные слова.)

- Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст? (Чтобы установить связь между словами, надо изменить окончания слов, а за это отвечает морфология. Синтаксис поможет связать слова по смыслу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...

Использование приёмов групповой работы на уроках русского языка в начальной школе

Использование приёмов групповой работы на уроках русского языка в начальной школе...

«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».

Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...