Урок литературного чтения в 1 классе.Л.Н.Толстой "Косточка".
план-конспект урока (1 класс)
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Л.Н.Толстой. Косточка" УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Оргмомент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть. Тепло солнечных весенних лучей. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.
СЛАЙД 1 (солнышко)
2. Речевая разминка.
- Мы готовы к работе.
- А теперь подготовим наш речевой аппарат.
СЛАЙД 2 ( УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА - заголовок)
- Для чего развиваем артикуляционный аппарат?
(Ответы детей)
- Голос - это инструмент. А у хорошего хозяина инструмент всегда в порядке. Приготовились!
СЛАЙД 2 («Лягушка» - «Слоник» или «Хоботок»)
а) Гимнастика для губ и языка
Лягушка – Слоник (или Хоботок)
Чашечка
Трубочка
Лошадка
- Молодцы!
б) Чтение предложений (хором)
- Внимание на экран!
СЛАЙД 3 (ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
- Прочитайте надпись на экране с разной силой голоса, следуя знакам моей руки. (Показать рукой - вспомнить)
- шепотом
- чуть погромче
- громко. Помним, что при чтении мы слушаем друг друга!
(Дети читают три раза с разной силой голоса)
Книга открывается.
Рассказ начинается.
Герой сомневается.
Читатель улыбается.
- Что прочитали. (Предложения)
- Прочитайте только последние слова в каждом предложении.
- Что заметили?
(Ответы детей.)
- Кто помнит, как называется одинаковое созвучие окончаний в словах?
(Рифма – одинаковое созвучие окончаний)
- Прочитайте первые слова в предложениях. Что объединяет все эти слова?
(Они относятся к чтению, к литературе.)
- Есть ли среди них слово, которое выражает литературный жанр?
(Рассказ)
- Что такое-рассказ?
(Ответы детей)
- Проверим наши предположения.
СЛАЙД 3 - (РАССКАЗ – ЭТО…)
- Сегодня мы будем с вами читать рассказ. А как он называется - сейчас разгадаем.
СЛАЙД 4 (ЯГОДЫ)
3. Сообщение темы урока.
- Что вы видите на слайде?
(Слива, абрикос, вишня)
- Как назвать одним словом?
( Ягоды)
СЛАЙД 4 (ЧТО ОБЩЕГО У ЭТИХ ЯГОД)
- Что общего у этих ягод?
(Косточка)
- Что вы знаете о значении этого слова?
(Ответы детей)
- Если не знаем значение, где можем узнать?
(у учителя спросить, в Интернете, в словаре)
- Обратимся к словарю.
СЛАЙД 5 (ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КОСТОЧКА»)
Объяснение разных значений слова по слайду
СЛАЙД 5 (МНГОЗНАЧНОЕ)
- Если у слова несколько значений, много значений, то оно - …( многозначное)
- Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о косточке?
(Мы будем читать рассказ « Косточка»)
СЛАЙД 6 (ОБЛОЖКА КНИГИ С НАЗВАНИЕМ)
- А кто написал рассказ, мы узнаем, расставив числа в порядке возрастания.
(Лев Толстой)
- Молодцы, автор - Лев Николаевич Толстой
С какой буквы напишем имя, фамилию и отчество?
(с заглавной)
СЛАЙД 7 (ПОРТРЕТ)
4. Сообщение о Льве Толстом.
СЛАЙД 8
Посмотрите на портрет Льва Николаевича Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Главное для него было жить честно.
СЛАЙД 9
Толстой всё время трудился: пахал землю, косил траву, пилил дрова.
СЛАЙД 10
Он открыл школу для детей и стал учить их по своим учебникам. Зимой катался с детьми на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.
СЛАЙД 11
В своих рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о многом другом.
СЛАЙД 12 (ПУСТОЙ)
- Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?
( Я встречала произведения в читательских дневниках.)
(Ответы детей)
- Посмотрите, какие замечательные книги представлены на нашей выставке.
5. Первичное чтение. (учитель)
СЛАЙД 12 (ОБЛОЖКА КНИГИ)
- Предположите, о чем может быть рассказ, прочитав название? ( кто знает, сохраните в тайне)
(Ответы детей)
- По иллюстрации?
(Ответы детей)
- Проверим наши предположения - прочитаем рассказ. Открыть учебник на стр. 15. Пользуемся закладкой!
Внимательно слушаем, следим за чтением и карандашом отмечаем слова, значение которых вызывают затруднения.
Читает учитель
- Как вы думаете, выдуман рассказ?
(Нет)
- Почему?
(Такой случай мог произойти в жизни)
- Лев Толстой писал о том, что происходило на самом деле.
Это рассказ-быль. Что такое быль?
(Ответы детей)
СЛАЙД 13 (БЫЛЬ – ЭТО…)
6. Проблемная ситуация.
СЛАЙД 14 (ПУСТОЙ)
- Что же хотел сказать писатель своим рассказом?
( Брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать)
- Верно. А разве вы этого не знали?
- Давайте подумаем, что ещё Лев Николаевич хотел нам сказать.
Прежде, чем продолжить работу, давайте выясним значение слов, смысл которых вам непонятен.
(Ответы детей)
И снова обращаемся за помощью к словарю.
СЛАЙД 14 (ГОРНИЦА)
Горница
СЛАЙД 15 (СОЧЛА, ПОКРАСНЕЛ, КАК РАК)
Сочла
Покраснел, как рак
- Что это за выражение? Кто помнит?
(это фразеологизм)
- Прежде, чем продолжить работу над рассказом, немного отдохнём.
Физминутка СЛАЙД 16 (ПУСТОЙ)
Покачайтесь,
Потянитесь,
Наклонитесь,
Распрямитесь,
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И читать друзья начните.
7. Повторное чтение и анализ (коллективная работа)
- Прочитаем внимательно рассказ еще раз, выберем слова, которые описывают действия Вани и попробуем выяснить:
Почему Ваня попал в такую неприятную ситуацию?
СЛАЙД 16 (ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС)
(Читаем до слов – Он все ходил мимо слив.)
- Читаем до моей команды «СТОП»
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.
- СТОП
Какого возраста был Ваня? Есть ли в тексте информация о его возрасте? (Маленький)
- Что помогло сделать вывод?
(Ответы детей)
СЛАЙД 17 (ПУСТОЙ)
- Давайте выберем из этого отрывка слова, которые описывают действия.
(Ответы детей)
Никогда не ел
Нюхал их
Очень нравились
Ходил мимо
СЛАЙД 17 (НЕ ЕЛ, НЮХАЛ…)
- О чем говорят эти слова?
(Хотел съесть, но сомневался)
- Читаем дальше (до слов - не удержался, схватил и съел)
СЛАЙД 18 (ПУСТОЙ)
Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
- СТОП
- Какие выберем слова - действия?
(Ответы детей)
Не удержался
Схватил
Съел
СЛАЙД 18 (НЕ УДЕРЖАЛСЯ…)
На доске прикрепить – НЕ УДЕРЖАЛСЯ
- Опишите Ваню в этот момент.
(Стоит испуганный. Маленький, не поймет, как он эту сливу проглотил. Ему уже стыдно и страшно, что скажут домашние).
- Покажите мимикой лица его чувства.
- Хорошо ли он поступил?
- А кто-нибудь это видел?
- Так может автору надо было закончить рассказ на этом месте?
(Нет. Тайное всегда становится явным).
- Читаем дальше (до слов - Нет, я не ел)
СЛАЙД 19 (ПУСТОЙ)
Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
- СТОП
- Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже?
(Ваня покраснел, как рак).
На доске - ПОКРАСНЕЛ.
Читаем до слов - Нет. Я косточку бросил за окошко.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто - нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
- СТОП
- Как в этой ситуации поступил отец?
(Он придумал рассказ о косточке, который невольно помог Ване сознаться).
- Как вы думаете, Ваня испугался?
(Да)
- Докажите словами из текста?
(Ваня побледнел)
На доске - ПОБЛЕДНЕЛ
- Прочитайте последнее предложение
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
На доске - ЗАПЛАКАЛ
- Отчего Ваня заплакал?
(Ему было обидно и стыдно, что он сказал неправду)
- Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?
(автор ничего про это не говорит)
- Как вы относитесь к поступку мальчика?
(Его жалко)
- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика?
(Лев Николаевич Толстой объясняет, почему Ваня совершил поступок, рассказывает, как мальчик боролся с собой, как ему было стыдно).
- Давайте попробуем определить внутреннее состояние мальчика.
На доске соединяем карточки-действия Вани и определим чувства, которые он испытывал, совершая эти действия.
Не удержался - любопытство
Покраснел - стыд
Побледнел - испуг
Заплакал - обида, грусть
- Какой вывод мы можем сделать?
(Вывод:
ВСЕГДА НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ)
СЛАЙД 19 (ВСЕГДА НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ)
7. Работа в группах.
- А теперь, когда мы прочитали рассказ и знаем его содержание, проведём работу в группах. (Напомнить о правилах групповой работы)
1 – 2 группы
Собрать пословицы и выбрать. Какая подходить больше к рассказу.
Друг познается в беде.
Поспешишь - людей насмешишь.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
3 - 4 группы
Смонтировать диафильм.
5 – 6 группы
Тест по тексту
Проверка работы групп
1-2 гр. – СЛАЙД 20
СЛАЙД 21 (ЗВЕЗДА)
3-4 гр. – демонстрация у доски
5-6 гр. – интернет-ресурс (Викторины сказочные)
8. Итог урока.
- Какой же мудрости учит нас Лев Толстой? Зачем он написал для нас этот рассказ?
(Говорить правду)
СЛАЙД 21 (ПРАВДА – СВЕТЛЕЕ СОЛНЦА)
- Народная мудрость гласит - ПРАВДА СВЕТЛЕЕ СОЛНЦА.
- Рассказ непростой. Серьезный. В нем много секретов. И мы не все открыли. Рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга. Учат не обманывать, а если обманул - надо признаться, близкие тебя поймут и помогут. Вот, какой подарок сделал нам Толстой. И я много сегодня узнала о вас, как вы выросли за этот год.
- Почему автор назвал рассказ « Косточка». А не «Слива»?
(именно косточка помогла избавиться от чувства вины)
- А как еще могла закончиться эта история?
(Брат и сестра – старшие, они уже пробовали сливу. И маленький Ваня - он раскаялся, плачет… Они угостят сливой Ваню)
9. Рефлексия.
- У меня две корзины с волшебными сливы, которые выражают настроение.
- Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилась ваша работа на уроке и работа ваших товарищей, если урок был для вас полезным и вам понравился, то прикрепите жёлтую сливу. А если что-то не совсем получилось, то – синюю. Сливы соберем в большую тарелку и всех
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
