Урок литературного чтения в 1 классе.Л.Н.Толстой "Косточка".
план-конспект урока (1 класс)

Варнавская Надежда Александровна

Конспект  урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Л.Н.Толстой. Косточка" УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._kostochka.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

1.Оргмомент.

- Глубоко вдохните и выдохните.  Выдохните тревогу, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть. Тепло солнечных весенних лучей. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.

СЛАЙД   1  (солнышко)

2. Речевая разминка.

    - Мы готовы к работе.

-  А теперь подготовим наш речевой аппарат.  

СЛАЙД 2  ( УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА - заголовок)

- Для чего развиваем артикуляционный аппарат?

(Ответы детей)

- Голос - это инструмент. А у хорошего хозяина  инструмент всегда в порядке. Приготовились!

СЛАЙД 2 («Лягушка» - «Слоник» или «Хоботок»)

а) Гимнастика для губ и языка

Лягушка – Слоник (или Хоботок)

Чашечка

Трубочка

Лошадка

- Молодцы!

б) Чтение предложений  (хором)

- Внимание на экран!

СЛАЙД   3 (ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

-  Прочитайте надпись на экране с разной силой голоса, следуя знакам моей руки. (Показать рукой  - вспомнить)

-  шепотом

-  чуть погромче

- громко.     Помним, что при чтении  мы слушаем друг друга!

(Дети читают три раза с разной силой голоса)

Книга открывается.

Рассказ начинается.

Герой сомневается.

Читатель улыбается.

- Что прочитали.  (Предложения)

- Прочитайте только последние слова  в каждом предложении.

- Что заметили?

(Ответы детей.)

- Кто помнит, как называется одинаковое созвучие окончаний в словах?

(Рифма – одинаковое созвучие окончаний)

- Прочитайте первые слова в предложениях. Что объединяет все эти слова?

(Они относятся к чтению, к литературе.)

- Есть ли среди них слово, которое выражает литературный жанр?

(Рассказ)

 - Что такое-рассказ?

(Ответы детей)

- Проверим наши предположения.

СЛАЙД  3 -  (РАССКАЗ – ЭТО…)

- Сегодня мы будем с вами читать рассказ. А как он называется - сейчас разгадаем.

СЛАЙД 4 (ЯГОДЫ)

3. Сообщение темы урока.

- Что вы видите на слайде?

(Слива, абрикос, вишня)

- Как назвать одним словом?

 ( Ягоды)

СЛАЙД 4 (ЧТО ОБЩЕГО У ЭТИХ ЯГОД)

- Что общего у этих ягод?

(Косточка)

- Что вы знаете о значении этого слова?

(Ответы детей)

- Если не знаем значение, где можем узнать?

(у учителя спросить, в Интернете, в словаре)

- Обратимся к словарю.

СЛАЙД 5 (ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «КОСТОЧКА»)

Объяснение разных значений слова  по слайду

СЛАЙД 5  (МНГОЗНАЧНОЕ)

- Если у слова несколько значений, много значений, то оно - …( многозначное)

- Как вы думаете, почему мы сегодня вспомнили о косточке?

(Мы будем читать рассказ « Косточка»)

СЛАЙД 6 (ОБЛОЖКА КНИГИ С НАЗВАНИЕМ)

- А кто  написал рассказ, мы узнаем, расставив числа в порядке возрастания.

 (Лев Толстой)

-  Молодцы, автор - Лев Николаевич Толстой

 С какой буквы напишем имя, фамилию и отчество?

(с заглавной)

 СЛАЙД  7  (ПОРТРЕТ)

4. Сообщение о Льве Толстом.

СЛАЙД 8

   Посмотрите на портрет  Льва Николаевича Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Главное для него было жить честно.        

СЛАЙД 9

 Толстой всё время трудился: пахал землю, косил траву, пилил дрова.

СЛАЙД 10

Он открыл школу для детей и стал учить их по своим учебникам. Зимой катался с детьми на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.

СЛАЙД 11

 В своих рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро и о многом другом.

СЛАЙД 12  (ПУСТОЙ)

 - Какие произведения Льва Николаевича Толстого  вы читали?

( Я встречала произведения в читательских дневниках.)

(Ответы детей)

- Посмотрите, какие замечательные книги представлены на нашей выставке.

5. Первичное чтение. (учитель)

 СЛАЙД 12 (ОБЛОЖКА КНИГИ)

- Предположите, о чем может быть рассказ, прочитав название? ( кто знает, сохраните в тайне)

(Ответы детей)

- По  иллюстрации?

(Ответы детей)

- Проверим наши предположения - прочитаем рассказ. Открыть учебник на стр. 15. Пользуемся закладкой!

 Внимательно слушаем, следим за чтением и карандашом отмечаем  слова, значение которых вызывают затруднения.

Читает учитель

  - Как вы думаете, выдуман рассказ?

(Нет)

- Почему?

(Такой случай мог произойти в жизни)

- Лев Толстой писал о том, что происходило на самом деле.

Это рассказ-быль. Что такое быль?

(Ответы  детей)

СЛАЙД  13 (БЫЛЬ – ЭТО…)

6. Проблемная ситуация.

СЛАЙД 14 (ПУСТОЙ)

- Что же хотел сказать писатель своим рассказом?

( Брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать)

-  Верно. А разве вы этого не знали?

- Давайте подумаем, что  ещё Лев Николаевич хотел нам сказать.

Прежде, чем продолжить работу,  давайте выясним значение слов, смысл которых вам непонятен.

(Ответы детей)

И снова обращаемся за помощью к словарю.

СЛАЙД 14 (ГОРНИЦА)

Горница

СЛАЙД 15 (СОЧЛА, ПОКРАСНЕЛ, КАК РАК)

Сочла

 Покраснел, как рак

- Что это за выражение? Кто помнит?

 (это фразеологизм)

   - Прежде, чем продолжить работу над рассказом, немного отдохнём.

Физминутка     СЛАЙД 16  (ПУСТОЙ) 

Покачайтесь,

Потянитесь,

Наклонитесь,

Распрямитесь,

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И читать друзья начните.

7. Повторное чтение и анализ (коллективная работа)

 - Прочитаем внимательно  рассказ еще раз, выберем слова, которые описывают действия Вани и попробуем выяснить:

Почему  Ваня попал в такую неприятную ситуацию?

 СЛАЙД 16 (ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС)

(Читаем до слов – Он все ходил мимо слив.)

- Читаем до моей команды «СТОП»

     Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив.

- СТОП

 Какого возраста был Ваня? Есть ли в тексте информация о его возрасте?   (Маленький)

- Что помогло сделать вывод?

(Ответы детей)

СЛАЙД 17 (ПУСТОЙ)

- Давайте выберем из этого отрывка слова, которые описывают действия.

(Ответы детей)

Никогда не ел

Нюхал их

Очень нравились

Ходил мимо

 СЛАЙД 17 (НЕ ЕЛ, НЮХАЛ…)

- О чем говорят эти слова?

(Хотел съесть, но сомневался)

- Читаем дальше (до слов - не удержался, схватил и съел)

СЛАЙД 18 (ПУСТОЙ)

 

   Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

- СТОП

 - Какие выберем слова - действия?

(Ответы детей)

Не удержался

Схватил

Съел

СЛАЙД 18 (НЕ УДЕРЖАЛСЯ…)

На доске прикрепить  – НЕ УДЕРЖАЛСЯ

- Опишите Ваню в этот момент.

(Стоит испуганный. Маленький, не поймет, как он эту сливу проглотил.  Ему уже стыдно и страшно, что скажут домашние).

- Покажите мимикой лица его чувства.

- Хорошо ли он поступил?

- А кто-нибудь это видел?

- Так может автору надо было закончить рассказ на этом месте?

(Нет. Тайное всегда становится явным).

 - Читаем дальше (до слов - Нет, я не ел)

СЛАЙД 19 (ПУСТОЙ)

    Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

   За обедом отец и говорит:

– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

– Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

– Нет, я не ел.

- СТОП

- Как отец понял, что Ваня причастен  к пропаже?

(Ваня покраснел, как рак).

 На доске - ПОКРАСНЕЛ.

Читаем до слов - Нет. Я косточку бросил за окошко.

    Тогда отец сказал:

– Что съел кто - нибудь  из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

   Ваня побледнел и сказал:

– Нет, я косточку бросил за окошко.

- СТОП

- Как в этой ситуации  поступил отец?

(Он придумал рассказ о косточке, который невольно помог Ване сознаться).

- Как вы думаете, Ваня испугался?

(Да)

- Докажите словами из текста?

(Ваня побледнел)

На доске - ПОБЛЕДНЕЛ

 - Прочитайте  последнее предложение

   И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 На доске - ЗАПЛАКАЛ

 - Отчего Ваня заплакал?

(Ему было обидно и стыдно, что он сказал неправду)

- Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?

(автор ничего про это не говорит)

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

(Его жалко)

- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика?

(Лев Николаевич Толстой объясняет, почему Ваня  совершил поступок, рассказывает, как мальчик боролся с собой, как ему было стыдно).

-  Давайте попробуем определить внутреннее состояние мальчика.

На доске соединяем карточки-действия Вани и определим чувства, которые он испытывал, совершая эти действия.

Не удержался - любопытство

Покраснел - стыд

Побледнел - испуг

Заплакал - обида, грусть

- Какой вывод мы можем сделать?

(Вывод:

ВСЕГДА НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ)

СЛАЙД 19 (ВСЕГДА НУЖНО ГОВОРИТЬ ПРАВДУ)

7. Работа  в группах.

- А теперь, когда мы прочитали рассказ и знаем его содержание, проведём работу в группах. (Напомнить о правилах групповой работы)

1 – 2 группы

 Собрать пословицы и выбрать. Какая подходить больше к рассказу.

Друг познается в беде.

Поспешишь - людей насмешишь.

Лучше горькая  правда, чем сладкая ложь.

 3 - 4 группы

Смонтировать диафильм.

5 – 6  группы

Тест  по тексту

Проверка работы групп

1-2 гр. –  СЛАЙД 20

СЛАЙД 21 (ЗВЕЗДА)

3-4 гр. – демонстрация у доски

5-6 гр. – интернет-ресурс (Викторины сказочные)

8. Итог урока.

         - Какой же мудрости учит нас Лев Толстой? Зачем он написал для нас этот рассказ?

(Говорить правду)

СЛАЙД 21 (ПРАВДА – СВЕТЛЕЕ СОЛНЦА)

- Народная мудрость гласит -  ПРАВДА СВЕТЛЕЕ СОЛНЦА.

- Рассказ непростой. Серьезный. В нем много секретов. И мы не все открыли. Рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга. Учат не обманывать, а если обманул - надо признаться, близкие тебя поймут и помогут. Вот,  какой подарок сделал нам Толстой. И я много сегодня узнала о вас, как вы выросли за этот год.

- Почему автор  назвал рассказ  « Косточка». А не «Слива»?

(именно косточка помогла избавиться от чувства вины)

- А как еще могла закончиться эта история?

(Брат и сестра – старшие, они уже пробовали сливу. И маленький Ваня - он раскаялся, плачет… Они угостят сливой Ваню)

9. Рефлексия.

- У меня две корзины с волшебными  сливы, которые выражают настроение.

 - Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилась ваша работа на уроке и работа ваших товарищей, если урок был для вас полезным и вам понравился,  то  прикрепите жёлтую сливу. А если что-то не совсем получилось, то – синюю. Сливы соберем в большую тарелку и всех


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...