Математика 3 класс конспект урока
план-конспект урока (2 класс)

Сиразова Ильсия Дамировна

Тема:«Виды треугольников» 3  класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 87»

 Московского района г.Казани

                           Тема:  «Виды треугольников» 3  класс

                           Учитель начальных классов: Сиразова И.Д.

Казань

Тема урока:   «Виды треугольников» 3  класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:.

 Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ работа с учебником.
Содержательная:. сформировать представление о видах треугольников (по длине сторон)

Планируемые результаты: понимать, что такое «треугольник». Различать виды треугольников (по сторонам).

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Формы работыгрупповая, парная, фронтальная

Необходимое оборудование: учебник  «Математика» 3класс, М.И.Моро

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, карточки с заданиями.

Демонстративный материал: алгоритм проверки, эталоны для самопроверки.

                                                             Ход урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

   Учитель:  Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы спокойны, добры и приветливы». Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Сегодня очередной урок математики.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика.

 Учитель: Вы готовы начать урок и получить новые знания, которые пригодятся вам в жизни?

Ученик: Готовы.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  учебном действии

 Учитель:  Тогда проверим  домашнее задание. Кто выполнил №4  стр. 72 проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.  

Эталон №1 к  №4

  1.   №   4  стр.72

864-357 =507             610-200+10=420               44:11х17=68

160-48=112             620-200+20=440            80:16х9=45

735+65=800             630-200+30=460        72:8х11=99

Эталон №2 к   №  7

  1.     №7стр.72

х+18=78            21-х=15           х:5=20            х*13=91

х=78-18        х=21-15        х=20х5        х=91:13

х=60                   х=6                   х=100        х=7

                 

Эталон  №3  *

  1.     стр.72  ребусы

17х3=51  

46х2=92                

Лист самооценки

Ученика (цы) 3 класса по теме «Виды треугольника.» ФИ______________

Домашнее задание

Фронтальная работа

Составление алгоритма

 Групповая работа

Минутка любознательных

Построение проекта

Работа в парах

Самостоятельная работа

 -задание выполнено правильно, ставьте улыбку ;

-задание выполнено не точно, ставьте грусть

-задание выполнено  неправильно, ставьте слезы ;

Учитель: Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

Устный счёт

Учитель: Выполните вычисления. Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте название геометрической фигуры.

290+10(Ь)               860+40(Т)                  890-730(К)

710+90(Р)               760-40(Е)                  520+80(Г)

240-30(Н)             170+30(И)        
450-50(О)              360+40(Л)

Ученики: треугольник

Работа над задачами

 Учитель: Устно решаем задач

 К трём зайчатам в час обеда

Прискакали два соседа.

В огороде зайцы сели 

И по семь морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок?

 Ученики: (3+2) * 7=35

Минутка для любознательных:

Учитель: Решаем логическую задачу.

 В двух лодках разместились 12 человек. В первый-2 раза больше, чем второй. Сколько человек в каждой лодке?

 Ученики:8 и 4

 3. Выявление места и причины затруднения

 Учитель: На столе лежат три полоски бумаги. Какого цвета полоска лежит наверху, посередине, внизу? Какую фигуру напоминают вам полоски, лежащие на столе?

Ученики: Треугольник

 Учитель: А сейчас мы постараемся узнать о треугольнике новое. Вам нужно выполнить следующие задания:

Возьмите три одинаковые полоски и постройте из них треугольник. Что скажете о длинах сторон этого треугольника?

 УченикиОни одинаковые.

 Учитель: Или как сказать по-другому?

Ученик: Равные

Учитель: Как вы думаете, какое «имя» будет у этого треугольника? 

 Ученик: Равносторонний

Учитель: Возьмите две одинаковые полоски, а третью короче (Дети строят треугольник. )что скажете о сторонах треугольника?

Ученик: такие треугольники принято называть равнобедренными.

Учитель: А сейчас возьмите три разных по длине полоски. Постройте треугольник.

- Какой длины его стороны? 

Ученик: разные

Учитель: А как вы думаете, какое «имя» будет у этого треугольника?

 Ученик: Разносторонний.

Учитель: Что можно сказать о длинах сторон треугольника, составленных из коротких полосок?

Ученик: Они одинаковы. Равносторонний.

Учитель: Можно ли «построенные» вами треугольники назвать «братьями»?

Ученик: Да.

Учитель: По какому признаку? 

Ученик: По длинам сторон.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Какова же цель нашей  дальнейшей работы?

Ученик: Научиться определять виды треугольника

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик: Виды треугольника 

Учитель: Какой метод  вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик: Обычно мы использовали метод  наблюдения или работу с учебником.

5 . Реализация построения проекта.

Учитель: Обратите внимание на сочетания слов, которые записаны на доске. Что вы можете сказать?

две одинаковые полоски, а третью короче

( равнобедренными)

три разных по длине полоски

(разносторонний.)

три одинаковых

полоски

(равносторонний)

 Ученик : Это виды треугольников

Учитель: Как вы это определили? Вспомните, что вы знаете о видах треугольника и составьте кластер на листах, которые лежат перед вами.

Представьте, пожалуйста, ваш кластер, каким он у вас получился.

Ученик. Мы составили кластер, который включает в себя следующее:

 две одинаковые полоски, а третью короче

( равнобедренными)

 три разных по длине полоски

(разносторонний.) 

три одинаковых  полоски

(равносторонний)

Учитель: Проверим, правильно ли мы открыли знания и сделали вывод?

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Класс делится на  3 группы. Каждый группа получает рисунок.

Правила работы в группе.

1)Думай, слушай, высказывайся.

2)Уважай мнение других.

3)Записывай идеи.

4)Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5)Не бери всю инициативу на себя.

6)Не жди подсказки.

Какие треугольники вы видите на рисунке? Докажите измерениями.

Учитель: Правильно ли сделали вывод?

Ученик: Да, правильно, он совпадают с правилами, прописанными в учебнике.

Учитель: Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.  

Учитель: Представьте,  первая группа, свой алгоритм.

Ученик: Предлагаем наш алгоритм действия.

Алгоритм действия                                          

две одинаковые полоски, а третью короче 

Учитель: Представьте свой алгоритм, учащиеся второй группы

Ученик: Мы составили такой алгоритм действия

 три разных по длине полоски

(разносторонний.)

Учитель: а какой алгоритм нам представит третья группа?

Ученик: А у нас получился такой алгоритм: 

три одинаковых   полоски

(равносторонний)

 Учитель: Какая группа, на ваш взгляд, составила более совершенный алгоритм.

 

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученик: Мы выполнили задачу, поставленную перед нами в начале урока,  и  можем двигаться дальше.

Какие треугольники вы видите на рисунке? Докажите измерениями.

Учитель:Правильно ли сделали вывод?

Физкультминутка 

1 – 2 – 3 – три стороны  (повороты в сторону)

1 – 2 – 3 – три угла (руки на пояс, приседаем)

1 – 2 – 3 – три вершины (руки вверх, потягиваемся)

1 -  2 – 3 – треугольники пришли (шагаем вместе)

7.Самостоятельн работа с самопроверкой по эталону

                

1                               3                           4             

    5

Сравните с эталоном №4

Вид

треугольники

Разносторонний

5

Равнобедренный

2

Равносторонний

1,3,4

Эталон № 5к   №  1  стр.73

  1.     6х16:8:4=3                                          90:5х4:2=36

                              6х16:(8:4)=48                

8. Включение в  систему знаний и повторение

Учитель: Предлагаю  разгадать ребус.

                                                                       

                        

Ученик: Задача

Учитель: Отлично! Мы должны решить задачу. Откройте, пожалуйста тетради. Запишите число, классная работа. Откройте учебники на с . 73. Прочитайте задачу  № 2. О чем идет речь в задаче? Все ли слова вам понятны?

ПРИПЕК – ЭТО ПРИБЫЛЬ ПО ВЕСУ.

Учитель :В тесто добавляют разные  ингредиенты.

Ученик: Добавки

Учитель : Как удобнее записать задачу?

Ученик: В виде таблици

Учитель :Какие графы будут в таблице?

Ученик: МУКА, ПРИПЕК, ХЛЕБ

МУКА

        ПРИПЁК

         ХЛЕБ

10 КГ

? (4 КГ)

14 КГ

?(70кг)

28 КГ

?(98 кг)

Учитель: Запишите основные слова в тетради. Что нам известно по условию задачи?

Ученик: Мука-10 кг, хлеб – 14 кг.

Учитель: Можем ли мы ответить  на вопрос задачи?

Ученик: Да

Учитель :Как?

Ученик: вычтем  от 14 – 10

14 – 10 = 4.

Учитель: Проверьте  пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.  

Эталон № 6 к   №  2  стр.73

1)   14-10 = 4 (кг) - припёк

 

Учитель: Что мы узнаем?

Ученик: Количество припека

Учитель: Дополняем наши графы. В первой строке все известно?

Ученик: Да  в первой строке все известно.

Учитель: Во второй?

Ученик: Только припек.

Учитель: Мы что-то сможем узнать из одного числа?

Ученик: Нет.

Учитель: Давайте рассмотрим графы. В первой графе только одно число. Это число что-нибудь нам даст?

Ученик: Нет

Учитель: Вторая графа? (4кг и 28 кг)

Ученик: Узнаем во сколько раз 28 больше, чем 4 (в 7 раз), т.е. 7 раз выпекался хлеб.

28 : 4= 7 (раз)

Учитель: Проверьте  пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.  

 Эталон № 7 к   №  2  стр.73

  1. 28 : 4= 7  

   

 

Учитель:  Значит муки и хлеба  должно быть в 7 раз больше. Сколько кг муки надо взять?

Ученик: 10 х 7= 70 кг

Учитель: Сколько из этой муки получится хлеба?

Ученик:70 + 28 = 98 кг или

14 х 7 = 98 кг

Учитель: Проверьте пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.  

Эталон № 8к   №  2  стр.73

  1. 10 х 7= 70 кг

         70 + 28 = 98 кг или

         14 х 7 = 98 кг

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Как называются фигуры, с которыми мы сегодня работали?

Ученик: Треугольники

Учитель: По каким признакам мы определили, что это треугольники?

Ученик: По 3 сторонам и 3углам.

Учитель: Как называются фигуры, с которыми мы сегодня работали?

Ученик: РАВНОСТОРОННИЙ, РАВНОБЕДРЕННЫЙ, РАЗНОСТОРОННИЙ,

Учитель: Назовите  стороны  вершины треугольника.

В

                АВ, ВС, АС - СТОРОНЫ

А                   С        А, В, С – ВЕРШИНЫ

 Молодцы, ребята . Продолжаете…

  •  Я узнал ….
  • Мне понравилось …
  • У меня возникли сложности …
  • Новые знания мне пригодятся ….

          Я научился ….

Домашнее задание : Раз сегодня на уроке мы были мастерами, строителями, чертёжниками, архитекторами, фантазёрами , то придумайте рисунок, используя 3 вида треугольников)

1 группа: Равносторонний треугольник; №3 стр.73 , Лабиринт*            

2 группа: Равнобедренный треугольник; №4 стр.73, Лабиринт*            

3 группа: Разносторонний  треугольник карточки;  №1-6, Лабиринт*            

Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Тема: «Обитатели пресных водоемов»

( 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с естественными водоемами, многообразием представителей животного мира пресного водоема и возможностью их совместного обитания; содействовать раскрытию взаимосвязи обитателей водоема;  

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знакомство с разнообразием обитателей пресного водоема,  особенностями приспособления животных к условиям жизни в этих водоёмах.
  • Самостоятельное и осознанное добывание информации по теме урока.
  • Развитие воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширение кругозора и словарного запаса.

Метапредметные:

  • Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, соотнесение старой и новой информации, присвоение нового знания.
  • Познавательные: формирование информационной, познавательной и рефлексивной компетенций через работу с информационным текстом.
  • Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению.  Создание условий для самореализации учащихся через мини-исследования в группах.

Личностные:

  • проявление навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других, формирование собственного мнения и умения находить выходы из спорных ситуаций; осознание своей значимости в решении экологических проблем.

Оборудование: презентация к уроку, информационные тексты (на каждого учащегося), задания для групп, фотографии и иллюстрации животных рек и озер.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I.Организационный

момент

 «Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Ученики слушают.

Ответы учащихся.

Л: воспринимать речь учителя,

выражать положительное

отношение к процессу

познания

К: аргументировать свои суждения

II.Актуализация

знаний

- Ребята, что изображено на слайде? (Слайд 1)

- Что такое водоем?

- Какие водоемы бывают?

- Какие пресные водоемы вы знаете?

-А какие водоемы есть у нас? (Слайд 2)

-Какая из них самая большая?

- Правильно.

-Что вы знаете об этой реке?

 

Водоём

Искусственные и естественные

Пресные и соленые

Реки, озёра, моря, ручьи, океаны

-Пруды, река Казанка, река Волга

-Волга

-Это пресный водоем. Вода в нем чистая, много разных растений, животных.

П: классифицировать водоемы,

различать виды водоемов

К: умение выражать свои

мысли

Р: выполнять учебное действие,

контролировать свои действия

III.Формулирование

темы урока

 

Читает загадку

1) Вильнет хвостом туда-сюда

    И нет ее, и нет следа. (Рыба)

- Где живут рыбы?

- Ребята, о ком же мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно.

– Давайте сформулируем тему нашего урока (Слайд4)

Отгадывают загадку.

В воде или около воды.

В реке

Обитатели пресного водоёма.

Тема нашего урока: «Обитатели пресных водоемов»

П: выделять существенные

признаки предметов, обобщают

знания

Л: проявлять уважение к одноклассникам

Р: определять и формулировать

цель деятельности на уроке

К: выражать свои мысли

IV. Изучение нового

материала

1. Мы сегодня отправимся в путешествие по реке, которая протекает в нашем городе. Это река…..

Богат и разнообразен животный мир нашей реки. Угадайте о ком идёт речь? (Загадки сопровождаются показом слайдов)

«У родителей и деток

вся одежда из монеток.»

Каких речных рыб вы знаете?

 «На дне, где тихо и темно,

лежит усатое бревно.»

 «Он колючий, но не еж,

А речная рыба …»

«Хвостом виляет,

зубаста, а не лает.»

(Слайд 5)

.

- Спасибо, ребята. Рассмотрим строение тела рыбы. Слайд (Слайды 6-9)

Что скажете еще о рыбе?

-Ребята, чем рыбы отличаются от животных?

 

1.Самостоятельная работа

(проводить тест)

1.Тело у большинства рыб покрыто:

- перьями                -чешуей                - шерстью

2. Скелет- это:

- основа тела             - орган движения               - житель водоемов

3. Плавники- это:

- основа тела               - орган движения              - житель водоемов

4. Место обитания рыб.

- водоем                - поле                  - лес

5. С помощью жабр рыба:

- двигается                - питается                  - получает из воды кислород

6. Жабры наполнены:

- водой             - кислородом                - кровью

7. Житель водоемов со стоячей водой- это:

- карась                   - щука               -уклейка

8. Рыба- хищник- это:

- карась                -щука               -сом

9. У этого насекомого огромные глаза, личинки живут в воде:

- мошка            - комар               - стрекоза

10. «Строителями» называют:

- выдр               - ондатр                         - бобров

Тест проверим по шаблону

Самооценка ребенка

Оцениваем своих работ

ФИЗМИНУТКА (Слайд 9)

Мы немного отдохнём

И разминку проведём.

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже

Солнце жжёт.

Побежали скорее в реку.

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс.

Волга

Рыбы

Сом, карп, карась, щука….

Сом

Ёрж

Щука

Щука – хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.

Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.

Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит.

Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне.

-Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр.

Выполнение тестов

.

П: извлекать из текста

необходимую информацию,

анализировать и синтезировать

материал, составлять модели(схемы)

Р: планировать учебное действие, удерживать цель

до получения результата,

оценивать весомость

приводимых суждений

Л: применять навыки

делового сотрудничества; развитие

эмоционально-нравственной

отзывчивости

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли

Р: работать по плану,

инструкции

Р: сравнивать результаты своей

работы с образцом, адекватно

оценивать свою деятельность

V. Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

Задание: Работайте по плану с.90-91 учебника,        прочитайте текст на с. 92-93.

Исследуйте и докажите: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».

1. Форма тела рыбы: ________________________________________________

2. Части тела рыбы: _________________________________________________________

3. Цвет тела рыбы: ________________________________________________

4. Чем  покрыто тело рыбы: _______________________________________________

5. Как двигается, что помогает двигаться в воде: _______________________________________________

6. Зачем рыбе жабры:

3. Карточка для работы в парах

- Работа в парах.

Задание: Все ли правильно обозначено на рисунке?

Заполните  схему:

                                                                      karas_gold

 Самооценка -самопроверка

.1. Работа по учебнику.

- Стрекоза – это рыба? А кто? (Слайд 14)

- Что узнали о стрекозе?

- У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое.

2. Дополнительные сообщения детей о некоторых обитателях водоема.

- А сейчас послушаем сообщения о других обитателях водоема. (Слайды 15, 16, 17)

Нет. Это насекомое.

Сообщения:

Клоп-водомерка

Беззубка

Прудовик

Выступления групп.

П: выделять необходимые

знания для решения задачи,

проводить анализ учебного

материала

Р: оценивать весомость

суждений

П: извлекать из текста

необходимую информацию,

анализировать и синтезировать

материал, составлять модели

(схемы)

Р: планировать учебное действие, удерживать цель

до получения результата,

оценивать весомость

приводимых суждений

Л: применять навыки

делового сотрудничества

(считаться с мнением другого, проявлять терпение и

доброжелательность).

Л: применять навыки

делового сотрудничества

(считаться с мнением другого, проявлять терпение и

доброжелательность); развитие

эмоционально-нравственной

отзывчивости

К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли

VI. Итог урока

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

Ответы учащихся.         

- Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоема. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоеме.

П: обобщать знания

К: выражать свои мысли

в соответствии с нормами

речевого высказывания

VII. Рефлексия

учебной деятельности

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

- Если на уроке у вас всё

получилось, то выберите желтую рыбку.

-Если у вас возникали

затруднения, то выберите зеленую рыбку.

-Если вы считаете,

что вам надо ещё

потрудиться, не всё было

удачно, то выберите красную рыбку.

Дети выбирают рыбки и заселяют водоем на доске.

Л: самооценка на основе

критериев успешности

Р: осуществлять итоговый

контроль деятельности

VIII. Домашнее задание

-Прочить статью учебника (ч.2, с.90-95). Подготовить рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подобрать к рассказу иллюстрации.

Творческое задание по желанию – подобрать загадки, пословицы, составить кроссворд об обитателях водоемов.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Л: слушать учителя, выражать

положительное отношение к

процессу познания

Работа в группах.

Задание: Работайте по плану с.90-91 учебника,        прочитайте текст на с. 92-93.

Исследуйте и докажите: «Рыбы - это животные, которые приспособлены к жизни в воде».

1. Форма тела рыбы: _____________________________________________________________________________________

2. Части тела рыбы: ______________________________________________________________________________________

3. Цвет тела рыбы: _______________________________________________________________________________________

4. Чем  покрыто тело рыбы: _______________________________________________________________________________

5. Как двигается, что помогает двигаться в воде: ______________________________________________________________

Работа в парах.

Задание: Все ли правильно обозначено на рисунке?

Заполните  схему:

                                                                      karas_gold

Клоп-водомерка

   Водомерки – хищники (картинка). Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Они охотятся на комаров и другую мелкую живность. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые волоски, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются ноги в воду. Зимуют на суше, забираясь под кору деревьев, под камни, мох.

Беззубка

    Беззубка- это ракушка (картинка), у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на 2-3 см., отдохнет и снова в путь, Она тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см. Питаются эти моллюски очень интересно. Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую – выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды полно крошечных животных и растений. Их называют живыми «фильтрами», которые делают воду прозрачной. За сутки беззубка очищает 40-50 литров воды.

Прудовик

    Водяные улитки - прудовики - имеют раковины вроде витой башенки (картинка). Передвигается улитка на одной ноге с очень широкой подошвой. На подошве ноги выделяется слизь, так что поверхность, по которой ползёт улитка, становится скользкой. И улитка по ней будто на салазках катится. Прудовики питаются мельчайшими водорослями, крошечными животными, отмершими растениями.

Стрекоза

   Стрекозы и их личинки – хищники (картинка). Стрекозы охотятся в воздухе – на лету хватают насекомых. Личинки живут в воде, здесь же и еду себе добывают. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее.  У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое