Профориентационная работа в начальной школе
статья

Курочкина Галина Борисовна

В начальной школе ребятам часто задают вопрос «Кем хочешь стать?», это жизненно важный вопрос для каждого не только ребенка, но и человека. Ответ на этот вопрос часто оказывает влияние на дальнейшую жизнь. Как правильно найти своё место в мире профессий? В этом ребенку должна помочь профессиональная ориентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._proforientatsionnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Курочкина Г.Б.

МБОУ «Называевская Гимназия»

Омской области

Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию

не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Апшерони А.

Профориентационная работа в начальной школе

В начальной школе ребятам часто задают вопрос «Кем хочешь стать?», это жизненно важный вопрос для каждого не только ребенка, но и человека. Ответ на этот вопрос часто оказывает влияние на дальнейшую жизнь. Как правильно найти своё место в мире профессий? В этом ребенку должна помочь профессиональная ориентация.

Цель профориентационной работы в начальной школе расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В профориентационной работе решаются следующие задачи:

- знакомство с общими сведениями о трудовой деятельности, о содержании труда самых распространённых профессиях, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;

- развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Профориентационная работа в начальной школе предусмотрена учебной программой, как прохождение темы, так и выполнение проектов: «Все профессии важны», «Такие разные профессии», «Профессии моих родителей», «Профессии», «Богатства отданные людям».

В процесс обучения все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

На уроках русского языка ребята выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: карточки (перечисляются предметы, действия принадлежащие одной из профессий, ребята записываю профессию; записана профессия, а ребята перечисляют предметы труда данного профессионала. Продолжи предложение. Списывание текста. Употребление единственного и множественного числа. Назвать профессии людей, работающих в разных учреждениях); изучение словарных слов (корабль, футболист, хоккей, космос, почтальон,  библиотекарь и т.д.). На уроках литературного чтения ребята знакомятся с такими профессиями как поэт, писатель, летописец. При изучении художественных произведений ребята также знакомятся с разными профессиями. Например Азбука часть 2, тест про дедушку, знакомимся с военной профессией - снайпер, А. Стройло «Игра в слова», астроном, агроном, матрос; А.И. Куприн «Слон», доктор, ученые, няня; К. Паустовский «Растрепанный воробей» балерина, моряк, милиционер и т.д. На уроках математики может осуществляться профориентационная работа путем коротких бесед о профессиях, упоминаемые в текстовых задачах. На уроках изобразительного искусства ребята узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как дизайнер, художник – оформитель, скульптор, декоратор. На музыке пробуют себя в роли поэтов, композиторов, дирижеров, сценаристов. На технологии превращаются в архитекторов, строителей, машинистов.

Приобщение ребят к посильному труду на переменах и после занятий. Организация трудовой деятельности: уход за комнатными растениями; проверка внешнего вида; уборка классной комнаты и школьной территории.

Проведение классных часов: «Заглянем в мир профессий», «Профессии наших родителей» с участием родителей, «Кем я хочу стать?», «Моя будущая профессия!» и т.д.

Внеклассные мероприятия «Ярмарка профессий», «Мир профессий», «Заслуженный житель г. Называевска Кладий А.С.», «Профессия – медицинская сестра» Такие мероприятия дети любят потому, что вместе с ними принимают участие и их родители.

Во время внеурочных занятий мы с ребятами посещаем районную библиотеку где с ребятами также проводят короткие беседы о профессиях и играют в игры: «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Угадай профессию по действиям».

Значительным профориентационным потенциалом обладают экскурсии на предприятия города. С моим классов мы ходили по коридорам МБОУ «Называевская Гимназия» Омской области (директор, заучи, учитель начальных классов, учитель музыки, истории, математики, изо, черчения, биологии, химии, физической культуры, физики, географии, информатики, русского языка и литературы, иностранного языка, технологии, ОБЖ, также повара, технический персонал); на хлебопекарню (пекарь, кондитер, хлебопек, маслобойщик, экономист); на «Называевский молочный завод» (технолог, сепараторщик, маслодел, сыродел, брынзодел, теплотехники и т.д.); в Борисо-Глебовский храм (продавец, певчие, священник, подсвечник, священнослужители, патриарх); «Называевский историко – краеведческий музей» (хранители, научный сотрудник, экскурсовод, экспозиционеры, смотрители, методисты). Также во время экскурсии в музей (год «Кино») мы попробовали себя в роле режиссера, актера, оператора и познакомились с каждой профессией отдельно. Итак, сделаем вывод, что профориентационная работа в начальной школе должна быть систематической, планомерной, целенаправленной и самое главное интересная детям. Мы на своей работе не останавливаемся и планируем в дальнейшем посетить ОГУ «Называевский лесхоз», Называевский военный комиссариат, Называевский кирпичный завод, Называевскую пожарную часть, БЗОО Называевскую ЦРБ, отделение полиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в начальной школе.

Система профориентационной работы в начальной школе....

Организация профориентационной работы в начальной школе

Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...

Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы

Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...

Профориентационная работа в начальной школе.

Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа: 1 этап – начальная школа. 2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы. 3 этап – -10-11 классы Целью профориент...

Профориентационная работа в начальной школе

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не ...