Профориентационная работа в начальной школе
статья на тему

Хомякова Жанна Сергеевна

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом семинаре педагогов-психологов

Профориентационная работа в начальной школе

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать своё будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.

Проблема профориентации в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому огромное значение в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению имеет внеурочная деятельность, в рамках которой реализуются дополнительные программы по социализации личности младшего школьника.

В настоящее время существует множество пособий, содержащих рекомендации по профориентационной работе с младшими школьниками. В них представлены различные взгляды ученых на эту проблему, многообразие познавательных материалов о профессиях. Так, например, в учебном пособии «Путешествие в мир профессий», разработанном Елькиной О.Ю. содержатся истории о разных профессиях, игры, проблемные вопросы и творческие задания. 

Для ведения профориентационной работы в начальной школе педагог-психолог может разработать собственную дополнительную образовательную программу или использовать уже готовые учебно-методические комплекты (УМК).

Общая цель занятий по профориентации младших школьников – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:  

  • расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к миру труда;
  • расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями;
  • развитие мотивации к учебе и труду.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, для реализации  вышеизложенных задач,  педагог-психолог должен постараться использовать различные виды деятельности:

1. Мини – лекции о содержании профессий;

2. Встречи с людьми разных профессий;

3. Профориентационные экскурсии;

4. Конкурсы, защита проектов;

5. Просмотр видеоматериалов о профессиях;

6. Профессиональные пробы;

7. Рисуночные методики;

8. Игры.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Профессиональные пробы.

Профессиональная проба уникальная возможность познакомиться с профессией на практике,  узнать ее особенности.

Профессия

Как проводилась проба

1

Агроном

Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка

2

Социолог

Исследования в социологическом проекте «Почему ученики не выполняют домашнее задание?»

3

Фотограф

Создание фото серии к школьному конкурсу «Осень в фокусе»

4

Столяр

Изготовление скворечников с папами и дедушками

5

Стилист-парикмахер

Создание образа-визажа «Самая красивая»

6

Повар

Изготовление салатов на празднике профессий

7

Драматический актер

Инсценировка сказки «Снежная королева»

8

Пекарь

Исследовательский проект «Что такое колобок» (нашли рецепт, испекли колобок и провели дегустацию выпечки на занятии).

Беседы с приглашенными специалистами

Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать, поэтому необходимо использовать примерный перечень вопросов, которые должен раскрыть гость, рассказывая о своей профессии:

  1. К какому виду труда можно отнести Вашу профессию? (преимущественно физический или умственный, исполнительский или творческий).
  2. Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе?
  3. Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии? (уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность).
  4. Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии? (инициативность, самостоятельность, принципиальность, любознательность, дисциплинированность, организованность).
  5. Имеет ли значение в Вашей работе ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, быстрота реакций?
  6. Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация).
  7. Как профессия влияет на Вас? (на характер, на развитие способностей, на формирование общего культурного уровня).

Рисуночные методики

Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, ученики рисуют, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей –в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия. Так, например для знакомства детей с профессией врача используются: бумагу формата А4, цветные карандаши, раздаточный материал «Орудия труда врача», «Кроссворд», карточки для игры «Дорисуй», форма одежды врача.

Игры

Учитывая психологические особенности младших школьников, заложить первоначальные профориентационные основы у младших школьников помогает игра. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Необходимо в профориентационные мероприятия включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия. 

Большой интерес вызывают у детей интерактивные игры. В возрасте семи – восьми лет ребёнок уже может мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. Такая способность развивается посредством творческой, конструкторской и художественной деятельности. Дети могут выделять структуру предмета, их пространственные особенности, соотношения частей. Эта возрастная особенность хорошо прослеживается в интерактивных играх:

«ФОТОГРАФ И ФОТОАППАРАТ»: участвуют два ребёнка, один- «фотограф», второй – «фотоаппарат». На стенде помещены картинки предметов, относящиеся к какой-либо профессии. «Фотограф» ведёт перед собой «фотоаппарат», у которого закрыт «объектив» – глаза. Подойдя к стенду с картинками, «фотоаппарат» делает снимок (открывает на 5-7 секунд глаза, внимательно рассматривает картинки и закрывает глаза снова). В это время убирается картинка с одним любым предметом. «Фотоаппарат» должен определить, какого предмета на стенде не стало. Знакомя с профессией машиниста поезда, учитель показывает детям картинку кабины вагона, а затем, прикрыв её, просит закрыть глаза и мысленно рассмотреть все детали. Затем ученики открывают глаза и говорят, что удалось запомнить, и для чего нужны эти детали.

«УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ПО ЖЕСТАМ» – детям жестами показываются профессиональные действия, они должны угадать, кто это. При планировании профориентационных занятий рационально включать различные модификации существующих психологических игр. Например, игра на развитие ощущений и восприятия «Ящик ощущений». В ящичек (коробку) складываются различные предметы, связанные с профессиями. Не заглядывая внутрь его, только на ощупь, ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

«ПРОФЕССИЯ ПО АССОЦИАЦИИ». Из набора предметов нужно выбрать вещи, которые нужны, например, архитектору. После этого детям предлагается показать пантомиму или сценку, представив характерную ситуацию для этой профессии.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПРОФЕССИИ - СИНОНИМЫ». Задание – назвать иначе представителей предложенных профессий.

ИГРА «ПРОФСЛОВАРЬ». Дети делятся на команды. Каждая команда получает листок со списком групп слов. По данным группам ребята должны определить, о какой профессии идёт речь.

ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО!» Учитель говорит начало пословицы о труде, дети должны её продолжить.

Особый интерес вызывают сюжетно-ролевые игры из внешкольной жизни детей («Наш сад», «Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче»,  «Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д. ).

Благодаря игровой роли ребёнок увлечённо выполняет трудовые действия, которые в обычной неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей.

Просмотр и обсуждение видеосюжетов

Классические и инновационные методики в формате видео- и аудио-материалов и игровых программ являются наиболее привлекательной и удобной формой получения информации для современных школьников.

Структура занятия с использованием мультфильма

  1. Вступительное слово (презентация темы).
  2. Просмотр мультфильма.
  3. Обсуждение мультфильма.
  4. Закрепление полученных знаний в игре.
  5. Рефлексия занятия.
  6. Домашнее задание.

Видеоматериалы о профессиях

  • Навигатум: игровые профориентационные материалы (http://navigatum.ru/).

Показ мультфильма.

Мультфильмы о профессиях

  • Приключения Рекса.
  • Барбоскины
  • Смешарики
  • Фиксики

 Диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий

Важной задачей в работы является определение критериев для изучения  уровня сформированности представлений младших школьников о мире профессий.

Структура, критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников

Компонент

структуры

Критерий

Показатели

Средства

измерения

Представления о профессиях

Когнитивный

Знание о труде людей и мире профессий.

Понимание значение труда в жизни человека.

Знания о качествах, необходимых человеку в труде.

Анкета «Знаешь ли ты профессии»

Ценностные отношение к трудовой деятельности людей

Мотивационно-ценностный

Стремление изучать мир профессий.

Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем.

Стремление к социально-ценнностной деятельности.

Контент- анализ сочинений «Моя будущая профессия»

Практические трудовые и учебные умения

Деятельностный

Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений.

Участие в коллективной деятельности.

Дисциплинированность.

Наблюдение за трудовой деятельностью школьников.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности школьника отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Хотя в младших классах ученик еще далек от мысли выбора профессии, он не может еще воспринимать и осмысливать в полной мере информацию профессионального характера, желание и мечты его весьма не стабильны, однако в этом возрасте закладывается основа будущего трудового самоопределения. Многое из того, что ученик получает в школе в 1-4 классах, остается в его памяти на всю жизнь.

В связи с этим, педагогу-психологу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

Приложение

Игры, обобщающие знания учеников о той или иной профессии

Они могут использоваться на различных занятиях в начальной школе. Содержание этих игр (набор слов, используемых в игре) может меняться в зависимости от тематики занятия

«Не пропусти профессию»

Цель: развитие внимания, закрепление знаний о мире профессий.

Дети внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, плотник, липа, слесарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, листок, учитель, экскурсовод, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер.

После выполнения упражнения можно попросить детей объяснить, как они понимают перечисленные профессии.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, закрепление знаний о мире профессий.

Ведущий бросает мяч ребенку, называя профессию. Ребенок ловит мяч, называет другую профессию и перекидывает мяч следующему. Мяч должен побывать в руках каждого ребенка.

«Раскраска»

Детям предлагается выбрать по желанию рисунок-раскраску с изображением человека определенной профессии и раскрасить его. После выполнения задания дети по очереди показывают свой рисунок и объясняют, почему они выбрали именно эту профессию.

Примечание: необходимо предложить детям несколько копий одной и той же профессии, для того чтобы ребята выбрали именно понравившуюся профессию, а не ту, которая осталась.

«Крокодил»

Цель: развитие воображения, мышления, навыков невербального общения, закрепление знаний о мире профессий.

Детям по очереди предлагается без слов изобразить человека определенной профессии. Остальные должны догадаться, человек какой профессии изображается.

Примеры профессий: учитель, водитель, строитель, повар, садовник, дворник, врач и т. д.

Картинки-загадки

Цель: развивать умение выделять признаки предметов, закрепление знаний профессий.

Дети по очереди достают из коробки картинки с изображением профессии людей, работающих в детском доме, описывают этого человека (во что он одет, орудие его труда, отношение других людей к нему, в чем заключается суть его профессии) остальные должны угадать профессию.

Изображение на карточках: врач, библиотекарь, учитель, повар, тренер, офицер, водитель.

Можно предложить детям имитировать движения, которые выполняются при определенной профессии.

«Самая-самая»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая зеленая профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

· самая зеленая профессия;

· самая сладкая профессия;

· самая денежная профессия;

· самая детская профессия;

· самая смешная профессия;

· самая общительная профессия;

· самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты ответов. Все варианты ответов обсуждаются.

«Предмет и профессии»

Цель: развитие логического мышления, закрепление знаний о мире профессий.

В коробке находятся карточки с изображением различных предметов. Дети по очереди достают карточку, называют предмет и называют профессии, которые как-либо могут быть связаны с этим предметом.

Пример: мяч можно связать с футболистом, воспитателем детского сада, акробатом, клоуном и т. д.

Примеры карточек: мяч, лопата, стол, дерево, молоток, каска, вода, нитка, газета.

«Профессия на букву»

Каждый воспитанник вытаскивает из коробочки жетончик с написанным на нем буквой. И называет профессию на данную букву. Остальные ребята могут предложить свои варианты ответов. Игру можно сделать в виде соревнования. Если ребенок не может придумать профессию на заданную букву, он выбывает из игры. Игра ведется до победителя.

«Коллаж»

Ребята делятся на группы по 2-4 человека (по профессиональным интересам). Каждой группе предлагается сделать коллаж выбранной профессии, используя все подручные материалы. Необходимо уточнить, что коллаж должен отражать все особенности выбранной профессии: условия, орудия труда, предметы спецодежды и т. д.

После выполнения упражнения коллажи вывешиваются на стену, и каждая группа детей рассказывает о своей работе. Каждый коллаж обсуждается всеми детьми.

«Как здороваются представители разных профессий»

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:
Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Остальным участникам предстоит угадать, что за профессию вы изобразили.
Для выполнения данного упражнения участникам раздают карточки с названиями профессий (летчики, писатели, балерины, певцы, артисты, разведчики, военные, повара).

«Угадай профессию»

Ведущий просит одного из участников удалиться. В это время все остальные загадывают профессию. Человек, который выходил, должен при помощи наводящих вопросов угадать профессию, загаданную в кругу. Данное упражнение можно повторять несколько раз.

«Профессия — необходимое качество»

Ведущий называет профессию, участникам предлагается назвать необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.

«Закодируй профессию»

Участники делятся на команды. Каждая команда должна охарактеризовать какую-нибудь профессию. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

Пример: учитель – основное рабочее время проводит в помещении, носит деловую одежду, много общается с людьми, особенно с детьми, очень много разговаривает и пишет. При письме использует ручки с синей, черной и красной пастами. Часто он пишет мелом. К орудиям труда можно отнести указку.

После выполнения упражнения проводится обсуждение: на сколько легко было закодировать профессию, на сколько трудно было отгадать профессию, что именно помогло правильно отгадать профессию, если профессия отгадывалась не правильно то проанализировать почему.

«Коллективное рисование»

Дети по очереди подходят к листу бумаги (формат А3, или ватман) и рисуют предметы, которые могут быть связаны с названной профессией. Время рисования одним ребенком ограничено 20 секундами. Необходимо сказать, чтобы ученики рисовали разные предметы, старались не повторяться.

Пример: профессия строителя: каска, кирпич, комбинезон, молоток, гвоздь, дом и т. д.

Источник: Елькина, О. Ю. Методическое сопровождение курса «Волшебный компас в Океане профессий»: Пособие для учителя начальных классов [Текст] / О. Ю. Елькина. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профориентационная работа в начальной школе Выполнила: педагог-психолог МАОУ «Лицей №15» Хомякова Ж.С.

Слайд 2

Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что- нибудь , что тебе нравится делать, а потом найди кого - нибудь , кто будет тебе за это платить». Кэтрин Уайтхорн

Слайд 3

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и всей страны

Слайд 4

УМК для 1 –4 классов «Путешествие в мир профессий» • Учебное пособие для учащихся 1 –2 классов (2010 г.) • Учебное пособие для учащихся 3 –4 классов (2010 г.) • Программа с методическими рекомендациями для учителей (2010 г.) • Пособие для родителей учащихся (2011 г.)

Слайд 5

Общая цель занятий по профориентации младших школьников – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Задачи : расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к миру труда ; расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями ; развитие мотивации к учебе и труду.

Слайд 6

Мини – лекции Различные виды деятельности по профориентации Экскурсии Встречи с людьми разных профессий Конкурсы Защита проектов Просмотр видеоматериалов Профессиональные пробы Игры Рисуночные методики

Слайд 7

Профессиональные пробы № Профессия Как проводилась проба 1 Агроном Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка 2 Социолог Исследования в социологическом проекте «Почему ученики не выполняют домашнее задание?» 3 Фотограф Создание фото серии к школьному конкурсу «Осень в фокусе» 4 Столяр Изготовление скворечников с папами и дедушками 5 Стилист-парикмахер Создание образа-визажа «Самая красивая» 6 Повар Изготовление салатов на празднике профессий 7 Драматический актер Инсценировка сказки «Снежная королева» 8 Пекарь Исследовательский проект «Что такое колобок» (нашли рецепт, испекли колобок и провели дегустацию выпечки на занятии).

Слайд 9

Беседы с приглашенными специалистами Примерный перечень вопросов 1. К какому виду труда можно отнести Вашу профессию ?. 2. Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе? 3. Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии ? 4. Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии ? 5. Имеет ли значение в Вашей работе ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, быстрота реакций? 6. Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация). 7. Как профессия влияет на Вас?

Слайд 10

Рисуночные методики

Слайд 11

Игры Интерактивные игры: « КАРТА ИНТЕРЕСОВ » МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПРОФЕССИИ - СИНОНИМЫ » ИГРА «ПРОФСЛОВАРЬ » «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ПО ЖЕСТАМ» ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО !» Сюжетно-ролевые игры : «Наш сад» «Ухаживаем за больной бабушкой » « На даче » « Почта » « Магазин » «Стройка

Слайд 12

Просмотр и обсуждение видеосюжетов Видеоматериалы о профессиях Навигатум : игровые профориентационные материалы ( http://navigatum.ru/ ). Мурзилка : сделай сам. Мурзилка : кем быть ( http://www.murzilka.org/photo/981/razvivajushhie-multfilmy-o-murzilke/ ). Мультфильмы о профессиях Приключения Рекса. Барбоскины Смешарики Фиксики

Слайд 13

Структура занятия с использованием мультфильма Вступительное слово (презентация темы). Просмотр мультфильма. Обсуждение мультфильма. Закрепление полученных знаний в игре. Рефлексия занятия. Домашнее задание.

Слайд 14

Структура, критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников Компонент структуры Критерий Показатели Средства измерения Представления о профессиях («Я знаю») Когнитивный Знание о труде людей и мире профессий. Понимание значение труда в жизни человека. Знания о качествах, необходимых человеку в труде. Анкета «Знаешь ли ты профессии» Ценностные отношение к трудовой деятельности людей (« Я хочу ») Мотивационно-ценностный Стремление изучать мир профессий. Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем. Стремление к социально- ценнностной деятельности. Контент- анализ сочинений «Моя будущая профессия» Практические трудовые и учебные умения (« Я планирую ») (« Я умею ») Деятельностный Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений. Участие в коллективной деятельности. Дисциплинированность. Наблюдение за трудовой деятельностью школьников.

Слайд 15

ИГРУШЕЧНЫЙ ПРОГНОЗ ХАРАКТЕРА

Слайд 16

Для создания презентации использовались материалы: Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: программа с методическими рекомендациями для учителей 1-4-х классов Шелковникова Л. В. Профориентационная работа с младшими школьниками Навигатум : игровые профориентационные материалы Мурзилка . Ежемесячный журнал для детей 6-12 лет.

Слайд 17

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Методики профориентационной диагностики у учеников начальной школы

Тест Л.А. Йовайши (определение профессионального интереса) для учащихся 4-х классов.

Инструкция: детям предлагается ответить на 30 вопросов. Варианты ответов: конечно «да»; конечно «нет»; скорее «да», чем нет»; скорее «нет», чем «да».

Рекомендация: варианты ответов вывесить на доске на отдельных листах.

1

2

3

4

Конечно А

Конечно Б

Скорее А, чем Б

Скорее Б, чем А

1. Правы те люди, которые считают, что важнее

А. Много знать

Б. Создавать материальные блага

2. Что Вас больше всего привлекает при чтении книг:

А. Прекрасный литературный стиль

Б. Яркое изображение смелости и храбрости героев

3. Какое награждение Вас больше всего бы обрадовало:

А. За научное изобретение

Б. За общественную деятельность на общее благо

4. Если бы представилась возможность, какой пост Вы бы выбрали:

А. Директора универмага.

Б. Главного инженера завода.

5. Что следует больше ценить у участников самодеятельности:

А. То, что они несут людям искусство и красоту.

Б. То, что выполняют общественно-полезную работу.

6. Какая область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение:

А. Физика.

Б. Физическая культура.

7. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили больше внимания:

А. На создание необходимых удобств (удобная столовая и т.д.)

Б. На сплочение дружеского и  трудолюбивого коллектива.

8. Вы на выставке. Что Вас больше всего привлекает:

А. Цвет и совершенство формы экспонатов.

Б. Их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

9. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся:

А. Мужество, смелость, выносливость.

Б. Дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти.

10. Представьте себе, что Вы профессор университета. Какому предмету Вы отдали бы предпочтение в свободное время:

 А. Занятиям по литературе

 Б. Опытам по физике, химии.

 11. Вам предоставляется возможность посетить разные страны. В ечестве кого Вы бы охотно поехали:

А. Как известный спортсмен на международные соревнования

Б. Как известный менеджер для покупки товаров.

12. Какая из статей в газете вызвала бы у Вас больший интерес:

А. Статья о машине нового типа.

Б. Статья о новой научной теории.

13. Вы смотрите парад. Что больше привлекает Ваше внимание:

А. Слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников.

Б. Внешнее оформление колонн (знамена, одежда и т.д.)

14. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:

А. Чем-либо практическим (ручным трудом).

Б. Общественной работой (на добровольных началах).

15. Какую выставку Вы посмотрели бы с большим удовольствием:

А. Выставку новых продовольственных товаров.

Б. Выставку новинок научной аппаратуры (физики, биологии).

16. Если бы в школе были только два кружка, какой бы Вы выбрали:

А. Технический

Б. Музыкальный

17. Как Вам кажется, на что следовало бы обратить больше внимания в школе:

А. На успеваемость учащихся – это необходимо для их будущего

Б. На спорт – это необходимо для укрепления их здоровья

18. Какие журналы Вы читали бы с большим удовольствием:

А. Научно- популярные

Б. Литературно- художественные

19. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекла:

А. Работа с машинами и механизмами

Б. Ходячая работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)

20. На Ваш взгляд, для школы важнее подготовить учащихся:

А. К практической деятельности (создавать материальные блага)

Б. К работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом

21. Трудами каких выдающихся ученых Вы больше интересуетесь:

А. Попова, Циолковского.

Б. Менделеева, Павлова

22. Что важнее для человека:

А. Создать себе благополучный, удобный быт.

Б. Иметь возможность пользоваться духовными ценностями

23. Что важнее для благополучного будущего цивилизации:

А. Правосудие.

Б. Техника.

24. Какую из двух книг Вы с большим удовольствием читали бы:

А. О достижениях спортсменов.

Б. О развитии промышленности.  

25. Что принесет обществу больше пользы:

А. Забота о благосостоянии граждан.

Б. Изучение поведения людей.

26. Что, на Ваш взгляд, более целесообразно:

А. Больше развивать службу быта.

Б. Создать технику, которой можно было бы пользоваться самим.

27. Какие лекции Вы слушали бы с большим удовольствием:

А. О выдающихся ученых.

Б. О выдающихся художниках.

28. Какого характера научную работу Вы бы выбрали:

А. Работу с книгами в библиотеке.

Б. Работу на свежем воздухе в экспедиции.

29. Что бы Вас больше заинтересовало в печати:

А. Сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи.

Б. Сообщение о состоявшейся художественной выставке.

30. Какой профессии Вы отдали бы предпочтение:

А. Физкультуре или работе связанной с движением.

Б. Работе малоподвижной, но по созданию новой техники.

Ответы детей делятся по следующим критериям:

- склонность к работе с людьми,  склонность к умственным видам работ;  

- склонность к работе на производстве;  склонность к эстетике и искусству;  

- склонность к подвижным видам деятельности;

 - склонность к планово-экономическим видам работ  или степень материальной заинтересованности.

Тест – игра « С тобой приятно общаться» для учащихся 3-4-х классов¹

Цель: определить склонность детей к работе с людьми, умение общаться.

Детям раздаются небольшие листочки для записи по количеству человек в классе. На листочках учащиеся оценивают каждого одноклассника, выставляя ему баллы по следующей схеме:

+2 – с тобой очень приятно общаться;

+1 – ты не самый общительный человек;

  0 – не знаю, я с тобой мало общаюсь;

 -1 – с тобой иногда неприятно общаться;

 -2 – с тобой очень тяжело общаться.

На обороте листочков пишется фамилия одноклассника, которому выставляется оценка. Все записки собираются, и педагогом подсчитывается общий результат каждого учащегося. Учащимся при объявлении результатов озвучиваются только фамилии детей, набравших максимальное количество баллов. Вместе с детьми делается вывод о том, что у школьников, набравших наибольшее количество баллов, есть склонность к работе с людьми. По желанию детей, в индивидуальной форме сообщаются результаты, имеющие отрицательное количество баллов.

Анкета о творчестве

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Сегодня мы с тобой порассуждаем о творчестве. Нам интересно твое мнение. Подумай и ответь на наши вопросы.

1. Знакомо ли тебе слово «творчество»? ( Да, нет).

2. Объясни, как ты понимаешь смысл этого слова.

Творчество – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подбери родственные слова к этому слову  ______________________

4. Можно ли научиться творчеству? ( Да, нет, не знаю).

5. Учат ли в школе творчеству? ( Да, нет, не знаю). Напиши, на каких предметах учат творчеству? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Может ли профессия быть творческой? ( Да, нет, не знаю).

7. Назови творческие профессии, которые ты знаешь

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Назови, какими качествами должен обладать творческий человек.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Отметь знаком «+» то высказывание, которое ты считаешь более точным.

 1) «в творческом труде происходит изменение окружающего мира»;

 2) «в творческом труде человек меняется сам и изменяет окружающий мир». ___________________________________________________________

Благодарим за работу!

Средства измерения уровня сформированности мотивационно-потребностного компонента

Схема контент – анализа сочинения на тему:

« Моя любимая профессия»

В разработанной схеме контент-анализа детских сочинений было выделено три аспекта:

1) элементы Образа «Я», связанные с данной профессией;

2) оценка, предпочтение определенного характера труда, орудий и предметов труда;

3) оценка значимости и социальной важности профессии.

Трем аспектам соответствуют конкретные задачи:

1. Определить, является ли интересующая профессия для младших школьников значимой для определения своей дальнейшей жизни.

2. Выявить, как учащиеся оценивают качества, необходимые им в данной профессии.

3. Выяснить, какие элементы включают школьники в содержание интересующей профессии.

4. Определить, как оценивают школьники социальную и общественную значимость профессии, о которой пишут.

Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Моя будущая профессия». При этом акцент делается на том, что сочинение будет оцениваться не как учебное задание, а как творческая работа.

При разработке категорий анализа из текстов сочинений выписываются инвариантные элементы содержания, касающиеся будущей профессии. Для этого используется система категорий анализа:

1. Профессия как значимый компонент будущей жизни или как средство достижения других целей (богатство, положение в обществе и др.).

2. Трудовая область, к которой относится предпочитаемая профессия:

2.1. Человек – Человек.

2.2. Человек – Природа.

2.3. Человек – Техника.

2.4. Человек – Знак.

2.5. Человек – Художественный образ.

3. Привлекательные стороны желаемой профессии:

3.1. Личное удовлетворение.

3.2. Почет и уважение других людей.

3.3. Престижность.

3.4. Характер труда.

3.5. Орудия и предметы труда.

3.6. Материальная сторона.

3.7. Романтизм.

3.8. Внешние атрибуты.

4. Понимание социальной значимости работы.

5. Пути достижения цели.

5.1. Хорошая учеба в школе.

5.2. Самообразование.

5.3. Дополнительное образование.

5.4. Продолжение образования после школы.

6. Желание выбрать профессию:

6.1. Ближайшего производственного окружения.

6.2. Родителей и других членов семьи.

6.3. Романтизм.

7. Соотнесение Образа «Я» с требованиями интересующей профессии.

8. Представления о тяжести труда людей желаемой профессии.

Проба на внимание для учащихся 3-4-х классов

(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД:  регулятивное действие контроля;

Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).

Форма и ситуация оценивания:  фронтальный письменный опрос.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

 Текст 2

На  Крайним  Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли  много  моркови. Под

Москвой  не  разводили,  а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Уровни сформированности внимания:

0—2 — высший уровень внимания,

3—4 — средний уровень внимания,

более 5 — низкий уровень внимания.

Анкета диагностики волевой сферы  учащихся 1 – 4-х классов¹

Если у тебя что-то не получается, ты сразу зовёшь кого-нибудь на помощь?   а) да;   б) нет; в) когда как

Если ты уже что-нибудь делаешь и тебе вдруг  хочется делать что-нибудь другое, как ты поступишь:

   а) доделаешь начатое дело до конца;

   б) возьмёшься за новое дело;

   в) вообще не будешь ничего делать.

Если задание тебе не интересно, но его выполнить надо, ты его выполнишь?   а) да;   б) нет; в) бывает по-разному.

Ты делаешь обычно то:

   а) что тебе нравится;

   б) что считаешь правильным;

   в) что надо делать.

Если у тебя что-то не получается, значит:

   а) учитель плохо объяснил, как это надо делать;

   б) ты плохо понял, как это надо делать;

   в) это задание слишком трудное для тебя.

Хватает ли тебе силы воли, чтобы выполнять все задания учителя?   а) да;   б) нет; в) по-разному.

Если что-то не получается, нужно:

   а) продолжать делать это самому, пока не получится;

   б) просить о помощи друзей или учителя;

   в) не выполнять этого.

Часто ли ты меняешь свою точку зрения? (то думаешь так, то по-другому)?   а) да;   б) нет; в) когда-как.

Если тебе надо сходить в магазин, но идёт дождь, ты:

   а) будешь ждать, пока дождь кончится, а потом пойдёшь в магазин;

   б) пойдёшь в магазин, несмотря на дождь, ведь идти надо.

   в) не пойдёшь в магазин, даже когда дождь кончится.

 Как, по-твоему, следует поступать ученику:

   а) сначала делать домашние задания, а потом идти гулять, в кино или на дискотеку;

   б) сначала погулять, сходить в кино, а потом делать уроки;

   в) уроки не делать, а как можно дольше гулять и смотреть телевизор.

Обработка результатов: максимальное количество баллов – 20.

20 б. – 14 б. – высокий уровень развития волевых качеств;

3 б. – 8 б. – средний уровень;

7 баллов и ниже – низкий уровень

      Ключ

№ вопроса

Количество баллов за варианты ответов

А

Б

В

1

0

2

1

2

2

1

0

3

2

0

1

4

0

1

2

5

1

1

0

6

2

0

1

7

2

1

0

8

0

2

1

9

1

2

0

10

2

1

0

Методика "Определение типа памяти" (для учащихся 1-4-х классов) 
Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Методика "Дорисовывание фигур" для изучения воображения учащихся 1-4-х классов.²

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Источник:  Елькина, О. Ю. Методическое сопровождение курса «Волшебный компас в Океане профессий»: Пособие для учителя начальных классов [Текст] / О. Ю. Елькина. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004.

Методика "Изучение скорости мышления"(для учащихся 1-4-х классов)¹

Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.
Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

   к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.         
Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.        
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.

Методика «Кем быть?»

Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.

Ребятам предлагается:

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать (для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и быстрее понять содержание рисунка.

Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».

В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».

При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),

классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),

сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),

влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).

Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» (тестирование).

Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).

Подобные дописываемые тезисы помогут выявить определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?»

Ж – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.

При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты» профессии.

Методика «Мое любимое дело»

Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса.

Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

1. Твои любимые занятия.

2. Что ты любишь делать больше всего?

3. Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни подходящие тебе действия:

а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль;

б) вязать, вышивать, шить;

в) работать в огороде, поливать цветы;

г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;

д) работать с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.;

е) готовить еду;

ж) рисовать, выжигать, выпиливать.

з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ________________________________________________

Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету. Но здесь очень важно не переусердствовать: соблюдать чувство меры, учитывая возрастные особенности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в начальной школе.

Система профориентационной работы в начальной школе....

Организация профориентационной работы в начальной школе

Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...

Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы

Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...

Профориентационная работа в начальной школе.

Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа: 1 этап – начальная школа. 2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы. 3 этап – -10-11 классы Целью профориент...

Профориентационная работа в начальной школе

В начальной школе ребятам часто задают вопрос «Кем хочешь стать?», это жизненно важный вопрос для каждого не только ребенка, но и человека. Ответ на этот вопрос часто оказывает влияние на ...