Программа художественно-эстетического цикла "Шумовой оркестр" на 2020-2021 учебный год
рабочая программа

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

ГБОУ школы №432 протокол №1

от 27.08.2020г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ школы №432

Е.А.Александрова

Приказ №265-о от 31.08.2020г.

Программа

художественно-эстетического цикла

«Шумовой оркестр»

на 2020-2021 учебный год

                                                                                                                                                                         

                 

Составила педагог-организатор Рыжкова Галина Ивановна                                                                                                                                                                      

Санкт-Петербург

2020г.

Пояснительная записка

Данная программа написана для детей, обучающихся по АООП с умеренной умственной отсталостью с учетом их возможностей и индивидуальных особенностей.

Цель – обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Основная задача - создание условий для развития музыкальных способностей детей с умеренной умственной отсталостью через          коллективную деятельность в музыкальном оркестре.

Задачи программы:

- вызывать интерес к игре на музыкальных инструментах;

- познакомить с многообразием музыкальных инструментов;

- развивать эмоциональную и двигательную отзывчивость на музыку;

-                   коммуникативные способности;

- формировать музыкально-ритмические движения;

-                         умение работать в коллективе;

-                                       понимать жесты дирижера

количество занятий в неделю

количество занятий в год

продолжительность занятий

      1

    34

30 мин.

    Методическое обеспечение

1. инструменты детского шумового оркестра:

- шумовые («ритмические») ударные инструменты: маракасы, бубенцы, пандейра (румба), трещотки, кастаньеты, коробочка, ритмические палочки (клавесы), ложки, треугольник, барабан, бубен;

- «мелодические» ударные инструменты: металлофон, ксилофон, колокольчики, треугольник;

2. дидактические пособия;

            3. нотный материал;

            4. записи выступлений

                  Литература

  1. Алпарова Н.Н., Николаев В.Н., Сусидко И.П. «Осень золотая» (музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников). В 2 ч.-М.: Владос, 2000                
  2. Алпарова Н.Н., Николаев В.Н., Сусидко И.П.  «На лугу» (музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников). – М.: Владос, 1999
  3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Музыка и чудеса». – СПб.: Композитор, 2003
  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Мы играем, рисуем, поем. Комплексные занятия в детском саду. – СПб: Композитор, 2006
  5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду. – СПб: Композитор, 2003
  6. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.

Планируемые результаты

На конец года обучающиеся должны:

- воспринимать звучание различных музыкальных инструментов;

- воспроизводить музыкально-ритмические движения;

- играть на простых детских музыкальных инструментах;

- считывать жесты дирижера

Содержание курса

Оркестр русских народных инструментов (струнные, духовые, ударные и шумовые группы инструментов). Просмотр фрагментов выступлений оркестров (видеофильм).

Погремушка как музыкальный шумовой инструмент. Конструктивные особенности, технические возможности. Разнотембровые погремушки. Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание). Игра соло и в оркестре.

Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание и удар пальцами рук, удар о ладонь). Работа над музыкальным произведением. Игра соло и в оркестре.

Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Трещотка малая. Трещотка большая. Звукообразующий элемент: пластина – пластинчатые. Игра «Волна».  Разминка рук без инструмента – игра «Шофер». Освоение основных приемов звукоизвлечения (толчок, сжимание и удар пластин друг о друга). Игра соло и в оркестре.

Приемы игры на колотушке. Освоение основного приема звукоизвлечения (встряхивание и удар деревянного шарика о корпус инструмента). Игра соло и в оркестре.

Освоение приемов игры на двух ложках: удар одной ложки о другую. Музыкально-дидактические игры «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Качели», «Дуга», «Глиссандо», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки». Освоение приемов игры на трех ложках: основной прием игры. Музыкально-дидактические игры «Тремоло», «Форшлаги».

Освоение основного приема звукоизвлечения. Деревянная рубель. Сколжение деревянным молоточком по рубцеватой поверхности инструмента. Игра соло и в оркестре.

Разучивание русских народных мелодий. Народный фольклор в русских народных инструментах. Ритмическая тренировка игры на русских народных инструментах. Игра соло и в оркестре.

Развлечения и праздники. Участие в праздниках «Осенние мотивы», «Новогодняя сказка», «Масленица».

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Диагностика

2

2

Основы музыкальной грамоты

8

3

Общее музыкальное развитие

8

4

Музыкально-дидактические игры

8

5

Подготовка к праздникам

8

                     Всего

34

Лист коррекции

                                                                                 Календарно-тематическое планирование

                                             

№ занятия

п/п

Тема занятия

                                              Содержание занятия

Осваиваемый инструмент

Музыкально-дидактический материал

Сентябрь-октябрь

1

Звуки музыкальные и шумовые. Громко - тихо.

«Звучащие жесты»

(знакомство с движениями рук дирижера)

Музыкально-дидактические игры

«Гром», «Дождь идет».

2-3

Звуки: высокие - низкие, долгие - короткие. Ровное движение звуков.

ударно-шумовые:

погремушки, маракасы, металлофон

Музыкально-дидактические игры

«Зайки скачут на полянке», «Медведь», «Птички».

4

Понятие: сильная и слабая доли, ударный и безударный слог. Ровное чередование длительностей.

бубен, трещотка,

пандейра, кастаньеты

 

Музыкально-дидактические игры

«Дождик», «Гроза». 

5-6

Изменения природы в зависимости от смены времен года. Примеры смены времен года в музыке.

бубенцы, ложки, треугольник

Музыкально-дидактическая игра

«Угадай-ка»

7

Передача звучания осенней музыки с помощью шумовых инструментов. 

все освоенные музыкальные инструменты.

 

Музыкально-дидактическая игра

«Что в домике звучит»

Сильная и слабая доли. Игра простых ритмов в унисон, синхронное исполнение.

8

Праздник «Осенние мотивы»

ноябрь-декабрь

9-10

Знакомство с понятиями «дирижер», «оркестр».

треугольник, маракасы

Музыкально-дидактическая игра

«Я - дирижер!»,  М.Глинка «Полька»

11-12

Оркестр народных инструментов. Струнно-щипковая группа (балалайки, гусли, домры).

балалайка, гусли, домбра

Русские народные песни

«Во саду ли, в огороде», «Как у наших у ворот»

13

Ритмоформулы.

ложки, бубен.

 

14

Клавишно-духовые инструменты (баяны, аккордеон, гармонь) духовая группа (гобой, флейта, кларнет)

свистулька, флейта, губная гармошка

Русская народная песня

«Во поле береза стояла»

15

Ударные инструменты (барабан, бубен, литавры)

барабан, бубен, тарелки и все изученные музыкальные инструменты

Музыкально-дидактическая игра

«Сидит ворон на дубу»

16

            Праздник

«Новогодняя сказка»

январь-февраль

17

Беседа об изученных инструментах.

все изученные музыкальные инструменты

 

18

Направление движения мелодии: вверх, вниз, скачкообразное.

Пауза.

гармошка детская, детский аккордеон, бубен, ложки.

 

Музыкально-дидактическая игра

«Три медведя»

19

Знакомство с ксилофоном и металлофоном, освоение удара кистью.

Сильная и слабая доли.

металлофон, ксилофон

 

20

Исполнение         музыкального материала с одновременной игрой         на инструментах.

металлофон, ксилофон

Музыкально-дидактическая игра

«Ходит зайка по саду»

март

21

Праздник «Масленица»

22

Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш).

бубен,  пандейра, ложки

П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,  М.Глинка «Полька» ре минор

23

Беседа о средствах выразительности в музыке.

Игра мелодии на металлофоне.

маракасы,  металлофон

Музыкально-дидактическая игра

«Хитрый кот»

24

Своевременное вступление, игра в оркестре, одновременное завершение игры.

ложки, гармошка, бубен

Музыкально-дидактическая игра

«Воробьиха-барыня»

апрель-май

25

Трехдольный ритм. Сильная и слабая доли, игра через паузу.

бубен, пандейра, бубенчики, звучащие жесты: хлопок, шлепок, щелчок, притоп.

И.Штраус «Вальс». Музыкально-дидактические игры «Зайка», «Эхо».  

«Мексиканский вальс» - танцуем и здороваемся.

26-27

Закрепление трехдольной и двухдольной схемы, игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера).

все освоенные музыкальные инструменты

Брамс Й. «Колыбельная»

 

28-29

Закрепление изученного ранее репертуара.

все освоенные музыкальные инструменты

Музыкально-дидактические игры

«Зайки скачут на полянке», «Медведь», «Птички».

30-31

Игра через паузу, игра по очереди (по показу дирижера).

Закрепление.

все освоенные музыкальные инструменты

 

32-33

Совершенствование приобретённых умений игры на музыкальных инструментах.

все освоенные музыкальные инструменты

 

34

 Совершенствование приобретённых умений игры на музыкальных инструментах.

Повторение.

все освоенные музыкальные инструменты

П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,  М.Глинка «Полька» ре минор

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа художественно-эстетического направления для начальной школы.Школьный театр "Три орешка"

данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образован...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Рабочая программа художественно-эстетического направления «Школа будущих актеров»

Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».Цель программы: дать возможность детям проявить ...

Программа художественно-эстетического кружка с техническим уклоном «МАСТЕРИШКА» (начальная школа по ФГОС для внеурочной деятельности) Для детей 1класса срок реализации программы 1 год

Программа «Мастеришка» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами обработки природных материалов, древесины, металла, создание ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет....

Рабочие программы по внеурочной деятельности на 2020/2021 учебный год

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Ритмическая гимнастика", "Социокультурные истоки", "Я пешеход и пассажир"...

Отчет руководителя школьного кружка художественно-эстетического направления «Театр» за 2020 – 2021 уч. год

ФИО руководителя: Пермякова Светлана ФедоровнаНазвание кружка: «Дружные ребята»Количество детей: 15Количество часов по программе: 102Программа театра «Дружные ребята»...