Специфика педагогической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Смирнова  Елена  Геннадьевна

Педагогическая культура специалиста в области физической культуры и спорта: двигательная и речевая. Индивидуальный стиль деятельности и общения. Профессиональная компетенция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика педагогической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.

Педагогическая культура специалиста в области физической культуры и спорта: двигательная и речевая. Индивидуальный стиль деятельности и общения. Профессиональная компетенция.

Сформировать у занимающихся устойчивую необходимость в физической культуре специалисту по физической культуре помогает знание особенностей физической активности на разных этапах жизни человека и условий ее развития.

Деятельность специалиста по физической культуре и спорту предполагает наличие определенной культуры речи, которая представляет собой комплекс речевых знаний, умений и навыков. Культура речи призвана обеспечить:

  • Продуктивное общение и взаимодействие между педагогом и воспитанниками, родителями, коллегами, руководством;
  • Культура речи помогает обеспечить положительное влияние педагога на сознание и чувства учеников;
  • Осознание, полноценное восприятие и закрепление знаний в процессе обучения;
  • Адекватную организацию учебной и практической деятельности учеников, спортсменов, при этом, не нарушая языковых и этических норм.

В культуре речи выделяется 3 компонента:

  • Нормативный – владение языковыми нормами;
  • Коммуникативный – качество речи – способность выбирать наиболее точный, выразительный вариант;
  • Этический – отражает правила речевого поведения.

Педагогу необходимо обладать определенной техникой речи – четкая дикция, хороший голос, литературное произношение, умение выразить свою мысль и т.п. Перечислим качества профессионального речевого голоса специалиста в области физической культуры и спорта:

  • Сила звука – голос должен быть слышен в любом спортивном зале, спортивной площадке, даже при отсутствии микрофонов и других средств;
  • Полетность звука – педагог должен быть способен посылать свой голос на разное расстояние, способен выделиться на фоне других звуков;
  • Гибкость и подвижность – способность легко изменять голос, в зависимости от содержания;
  • Выносливость голоса при длительном и интенсивном выступлении.

Важным элементом речи выступает темпоритм, который состоит из скорости речи, длительности звучания отдельных слов, пауз и равномерности речи. В свою очередь, скорость речи зависит от некоторых моментов – содержания речи, ситуации общения и индивидуальных качеств.

В своей деятельности, педагог должен владеть речевыми приемами, выступающими инструментами ориентации учеников в процессе обучения. Например, инструкции, разъяснение, демонстрация и т.п.  

Специалист в сфере физической культуры и спорта зачастую осуществляет руководство спортивной группой. Признаком, определяющим эффективность управления спортивной группы, является стиль руководства. Стиль руководства представляет собой особенности взаимодействия педагога с группой, формирующиеся под влиянием условий управления и индивидуально-психологических особенностей личности педагога по физической культуре. Существует три вида стиля руководства – авторитарный, демократический, либеральный (см. Таблицу).

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Тренер требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий воспитанников инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов спортсменов, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности воспитанников. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив спортсменов, выполнение принятых решений контролируется и тренером, и самими спортсменами, тренер проявляет интерес и доброжелательное внимание к спортсменам, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее эффективным, т.к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие результаты в спорте, инициативу, активность спортсменов, удовлетворенность спортсменов своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях тренера.

Характеризуется отсутствием активного участия тренера в управлении коллективом. Такой тренер «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура».

Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». В 3 классе в предметной области «Физическая культура» изучается учебный предмет физическая культура....

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура»

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, со...

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 2014 ГОДУ( этап №1)  УЧАСТНИК КОНКУРСАЦыбулько Елена ОлеговнаУчитель физической культуры ГБОУ школы №391 Кр...

Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)

Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)...

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» V - IX классы предметной области Физическая культура

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметной области Физическая культура включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения ...