КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. «Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ БИБИГОНА», «БИБИГОН И ПЧЕЛА».
план-конспект урока

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_klass_k.i._chukovskiy.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. «Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ БИБИГОНА», «БИБИГОН И ПЧЕЛА».

Цели деятельности учителя: познакомить с произведениями Чуковского К.И. «Я начинаю любить Бибигона», «Бибигон и пчела»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты

предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

            личностные: проявление познавательных интересов  и активности на уроке; формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции.

Тип урока: комбинированный.

           Оборудование: Литературное чтение: 2 кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова - М.: Просвещение/ Учебник, 2012.-Ч.2.; слайды, карточки; «лилипут».

Этап урока

Метод и приемы

Хроно - метраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент

~ 1 мин

  • Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

2. Мотивационный

Практич.: чтение стихотворения с различной интонацией

Словес.: ответы на вопросы

~ 5 мин

Речевая разминка

  • Ребята, сегодня нас ждет встреча с замечательным детским писателем, автором стихов.
  • Для выразительного чтения нам надо хорошо подготовиться. Прочитайте стихотворение на доске про себя.

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.

  • Теперь прочитайте шепотом, четко артикулируя; прочитайте сердито; прочитайте выразительно.
  • Замечательно размялись! Кто узнал автора? (Это Корней Иванович Чуковский.)
  • Из какого произведения взяты эти строки? («Тараканище»).

Читать стихотворение.

Слушать учителя.

П.: осмысленно читают текст.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: обобщение

Практич.: работа со

словарем

Практич.: заполнение таблицы

Практич.: слушание и чтение Т

Практич.: анализ Т

~ 2 мин

~ 2 мин

~ 5 – 7 мин

Изучение нового материала.

  • Что вы знаете о Корнее Ивановиче Чуковском?
  • А какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы уже знаете?
  • В детстве Корней Иванович Чуковский был Колей, а фамилия у него была Корнейчуков. Хотя семья жила очень бедно, матери все же удалось отдать детей в гимназию. Но из пятого класса гимназии Николай был исключен, потому что раньше дети из бедных семей не могли получать образование. Образование получали только дети из богатых семей. Ему пришлось перепробовать много профессий: он помогал рыбакам чинить сети, клеил на перекрестках афиши, помогал малярам красить крыши. Но каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка». Ребята, запоем значит читать без остановки.

Дети, которые его знали, считали его великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот какой одарённый и близкий к детям человек – Корней Иванович Чуковский!

  • Что вы запомнили? (Ответы детей.)
  • Откройте учебник на странице 32 и прочитайте название про себя.
  • Что необычного в этом названии?
  • Как вы думаете, о чем это произведение?
  • Кто такой Бибигон?
  • А почему называется «Я начинаю любить Бибигона»? Получается, что автор не любил его раньше?
  • Бывает ли, что мы сразу начинаем любить человека? Или мы с начала лучше узнаем его, а потом начинаем любить или дружить с ним?
  • Итак, кто может сформулировать тему и цель нашего урока? (Тема: «Я начинаю любить Бибигона», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского; познакомиться с произведением «Я начинаю любить Бибигона»).

Первичное знакомство с текстом.

  • А кто такие «лилипуты»? (Лилипут - человек неестественно маленького роста, карлик.)
  • Возьмите карточки на своих столах и запишите определение слова «лилипут».
  • Давайте прочитаем отрывок из произведения К.И. Чуковского «Я начинаю любить Бибигона», и проверим наши предположения. Я читаю, а вы следите по тексту.
  • Сбылись наши предположения? В чём?
  • Какие чувства вы испытали при чтении?
  • Какие слова и выражения вам были не понятны?

Первичный анализ.

  • О чем это произведение? (О Бибигоне.)
  • Понравилось ли вам произведение? Чем? (Оно веселое и смешное.)
  • Какое настроение в этом произведении? (Веселое.)
  • От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора.)
  • Как вы думаете, к какому жанру оно относится? (Сказка.)
  • Почему это сказка? Докажите. (Потому что в сказке есть приключения, что-то волшебное, необычное.)
  • Кто главный герой? (Бибигон.)
  • Какое приключение с ним произошло? (Он сразился со своим бешеным врагом – индюком.)
  • Как его звали? (Брундуляк.)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Слушать рассказ учителя.

Отвечать на вопросы.

Работать со словарем.

Слушать чтение.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

П.: строят речевое высказывание.

П.: строят речевое высказывание.

П.: осмысленно читают худож. Т

П.: строят речевое высказывание.

П.: строят речевое высказывание.

4. Физминутка.

~ 1 мин

  • А теперь мы отдохнём - физминутку проведём.

Повторять движения.

Л: установка на ЗОЖ.

5. Решение частных задач на основе анализа текста.

Практич.: словарно - орфоэпическая работа

Практич.: слушание и чтение Т

Практич.: выборочное

чтение

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: игра «Дополни предложение»

Практич.: анализ Т

Практич.: выборочное чтение

Практич.: выразительное чтение

~ 5 – 7 мин

~ 10 мин

~ 3 мин

~ 3 мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

  • Сейчас мы поработаем со сложными словами в тексте.
  • Первое слово изменилось (честное, вперегонки, Брундуляк, зафыркал, смертельная, взмахнувши, свершилось).  Прочитайте его по слогам.
  • Теперь произнесите, выделяя ударный слог. Произнесите слово так, как оно пишется. А теперь произнесите его, так как мы говорим обычно.
  • Молодцы! Мы хорошо поработали со словами и можем работать дальше.
  • Сейчас вы будете самостоятельно читать сказку, по цепочке. Я буду останавливать.

Анализ.

  • Как выглядит Бибигон? Докажите свои слова строчками из текста.

Тоненький он, 
Словно прутик, 
Маленький он 
Лилипутик. 

Ростом, бедняга, не выше 
Вот этакой маленькой мыши.

  • А какой у него характер? Докажите.

А он, поглядите, какой боевой: 
Бесстрашно и дерзко бросается в бой. 

Со всеми, со всеми 
Готов он сразиться 
И никогда 
Никого 
Не боится. 

Он весел и ловок, 
Он мал, да удал, 
Другого 
Такого 
Я век не видал. 

  • Посмотрите, на экран, выберите черты характера, которые подходят Бибигону? ( Бибигон: хвастливый, весёлый, добрый, капризный, злой, храбрый, умный, могучий.)
  • Что означает «мал, да удал»? (Это значит, что, несмотря на маленький рост, он очень сильный.)
  • А почему индюк говорит: «Брундулю! Брундулю!». (Потому что его зовут Брундуляк.)
  • Перечитайте эпизод сражения Бибигона с индюком. Помогает ли он нам представить бесстрашного Бибигона?
  • Если бы вы превратились в маленького человечка, смогли бы преодолеть трудности, в которые попадает Бибигон?
  • Вы бы испугались индюка? Почему?
  • Как вы понимаете «смертельная гибель» в строчках:
    И всем показалось, 
    Что в эту минуту 
    Смертельная гибель 
    Грозит лилипуту.

(Это значит, что он чуть не погиб, сражаясь с индюком.)

  • А что случилось с индюком? С кем сравнивает его автор?

И чудо свершилось: огромный индюк, 
Как мокрая курица, съёжился вдруг, 

Попятился к лесу, 
За пень зацепился 
И вниз головою 
В канаву свалился.

  • А почему свершилось чудо? (Потому что Бибигон победил индюка.)
  • С какой интонацией надо прочитать слово съёжился?
  • Какое отношение было сперва у автора к Бибигону? (Вначале совсем не любил лилипута.)
  •  Почему он начал любить его? Подтвердите свои слова, прочитав отрывок из текста. (Должно быть, люблю я его оттого: что очень мне жалко глядеть на него.)
  • Как вы думаете, почему Чуковский написал эту сказку? О чем она заставила задуматься? (Она смешная. Оказывается, что есть маленькие люди и им бывает трудно.  Всем надо быть внимательным друг к другу, надо помогать.)
  • Итак, теперь мы хорошо знаем сюжет нашей сказки, и я предлагаю вам выполнить задание по карточкам. Вам нужно дополнить предложения из сказки, при выполнении задания вы можете пользоваться учебником.
  • Работать вы будите в группах по 4 человека. Вам даётся 5 минут.

Игра «Дополни предложение».

  1. Ростом бедняга, не выше
    Вот этакой маленькой…
    (мыши)
  2. А он, поглядите, какой боевой:
    Бесстрашно и дерзко бросается в…
    (бой)
  3. Зафыркал индюк, запыхтел он ужасно,
    И нос у него стал от ярости…
    (красный)
  4. И, шпагой взмахнувши своей боевою,
    На индюка он помчался…
    (стрелою)
  5. И все закричали:
    - Да здравствует он,
    Могучий и храбрый
    (Боец Бибигон!)

  • Посмотрите на слайд и проверьте, всё ли вы выполнили правильно. У кого также, поставьте «+», у кого были ошибки «?».

Выразительное чтение.

  • Что значит прочитать выразительно? (Это значит «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.)
  • Найдите из текста, где надо читать жалобно и с лаской.

Тоненький он, 
Словно прутик, 
Маленький он 
Лилипутик. 

Ростом, бедняга, не выше 
Вот этакой маленькой мыши. 

И каждая может ворона 
Шутя погубить Бибигона. 

  • Где строки, показывающие гордость за Бибигона.

И, шпагой взмахнувши своей боевою, 
На индюка он помчался стрелою. 

И все закричали: 
- Да здравствует он, 
Могучий и храбрый 
Боец Бибигон! 

  • А где строки, показывающие тревогу?

И всем показалось, 
Что в эту минуту 
Смертельная гибель 
Грозит лилипуту. 

  • С какой интонацией надо прочитать слова индюка?
  • Сейчас вы будете выразительно читать в парах друг другу. Сначала один прочитает, потом другой. Ребята, читать будете в полголоса, чтобы не мешать остальным. Можете начинать.
  • Кто хочет выразительно прочитать всему классу?

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы.

Проводить анализ чтения.

Характеризовать героя.

Отвечать на вопросы.

Строить предположения.

Понимать отношения автора.

Понимать отношения автора.

Активно участвовать в игре.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Проверять по эталону.

Отвечать на вопросы.


Читать выборочно.

Выразительно читать.

П.: осмысленно читают текст;

П.: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу.

К.: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Р.: Оценивать правильность выполнения задания.

П.: строят речевое высказывание.

6. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.

~ 2 мин

А. Предметная

  • Что вы изучали на уроке?
  • С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы запомнили о его жизни и творчестве?
  • Кому захотелось прочитать всю книгу «Приключения Бибигона»?
  • Чему учит сказки Корнея Ивановича Чуковского?

Б. Деятельностная

  • Выберите и продолжите любое предложение.
  • Сегодня на уроке мы познакомились….
  • Мне понравилось…
  • У меня получилось…

Домашнее задание: Выразительное чтение сказки «Бибигон и пчела» на странице 35.

Отвечать на вопросы, обобщать.

Оценивать свои достижения.

П.: строят речевое высказывание

П.: осуществляют синтез.

П.: строят рассуждения.

Р.: осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корней Иванович Чуковский - детям!

Цель: познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского....

Презентация к уроку литературное чтение"Корней Иванович Чуковский"

Чуковский Корней Иванович              (1882-1969) Настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, поэт,...

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ

Презентация биографии К.Чуковского...

К.Чуковский. "Я начинаю любить Бибигона".

Урок по литературному чтению во втором классе по теме "К.Чуковский "Я начинаю любить Бибигона"....

Учебно - методический комплект. Литературное чтение. К.И. Чуковский "Я начинаю любить Бибигона",

Конспект и презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса по теме: КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. «Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ БИБИГОНА».

Урок литератрного чтения. 2 класс УМК "Перспектива". Тема "К.И.Чуковский "Я начинаю любить Бибигона"...

Корней Чуковский. Я начинаю любить Бибигона.

Урок по теме: Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги "Приключения Бибигона. Я начинаю любить Бибигона" Особенности литературной сказкиЦель урока: познакомить с творчеством К. Чуковск...