Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса по теме: КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. «Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ БИБИГОНА».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кузнецова Марина Леонидовна

Урок литератрного чтения. 2 класс УМК "Перспектива". Тема "К.И.Чуковский "Я начинаю любить Бибигона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-konspekt_k.chukovskiy_nachinayu_lyubit_bibigona.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ. «Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ БИБИГОНА».

Цели деятельности учителя: познакомить с произведениями Чуковского К.И. «Я начинаю любить Бибигона»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты

предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

            личностные: проявление познавательных интересов  и активности на уроке; формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции.

Тип урока: комбинированный.

           Оборудование: Литературное чтение: 2 кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова - М.: Просвещение/ Учебник, 2012.-Ч.2.; слайды, карточки; «лилипут».

Этап урока

Метод и приемы

Хроно - метраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент

~ 1 мин

  • Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

2. Мотивационный

Практич.: чтение стихотворения с различной интонацией

Словес.: ответы на вопросы

~ 5 мин

Речевая разминка

  • Ребята, сегодня нас ждет встреча с замечательным детским писателем, автором стихов.
  • Для выразительного чтения нам надо хорошо подготовиться. Прочитайте стихотворение на доске про себя.

(Слайд)

Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.

  • Теперь прочитайте шепотом, четко артикулируя; прочитайте сердито; прочитайте выразительно.
  • Замечательно размялись! Кто узнал автора? (Это Корней Иванович Чуковский.)           (Слайд)
  • Из какого произведения взяты эти строки? («Тараканище»).

Читать стихотворение.

Слушать учителя.

П.: осмысленно читают текст.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: обобщение

Практич.: работа со

словарем

Практич.: заполнение таблицы

Практич.: слушание и чтение Т

Практич.: анализ Т

~ 2 мин

~ 2 мин

~ 5 – 7 мин

Изучение нового материала.

  • Что вы знаете о Корнее Ивановиче Чуковском?
  • А какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы уже знаете?    (Слайд)
  •  Чуковский был Колей, а фамилия у него была Корнейчуков. Хотя семья жила очень бедно, матери все же удалось отдать детей в гимназию. Но из пятого класса гимназии Николай был исключен, потому что раньше дети из бедных семей не могли получать образование. Образование получали только дети из богатых семей. Ему пришлось перепробовать много профессий: он помогал рыбакам чинить сети, клеил на перекрестках афиши, помогал малярам красить крыши. Но каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка». Ребята, запоем значит читать без остановки.      (Слайд)

Дети, которые его знали, считали его великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот какой одарённый и близкий к детям человек – Корней Иванович Чуковский!

  • Что вы запомнили? (Ответы детей.)
  • Откройте учебник на странице 32 и прочитайте название про себя.
  • Что необычного в этом названии?
  • Как вы думаете, о чем это произведение?
  • Кто такой Бибигон?
  • А почему называется «Я начинаю любить Бибигона»? Получается, что автор не любил его раньше?
  • Бывает ли, что мы сразу начинаем любить человека? Или мы с начала лучше узнаем его, а потом начинаем любить или дружить с ним?
  • Итак, кто может сформулировать тему (Слайд) и цель (Слайд) нашего урока? (Тема: «Я начинаю любить Бибигона», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского; познакомиться с произведением «Я начинаю любить Бибигона»).

Первичное знакомство с текстом.

  • А кто такие «лилипуты»? (Лилипут - человек неестественно маленького роста, карлик.)
  • Давайте прочитаем отрывок из произведения К.И. Чуковского «Я начинаю любить Бибигона», и проверим наши предположения. Я читаю, а вы следите по тексту.
  • Сбылись наши предположения? В чём?
  • Какие чувства вы испытали при чтении?
  • Какие слова и выражения вам были не понятны?

Первичный анализ.

  • О чем это произведение? (О Бибигоне.)
  • Понравилось ли вам произведение? Чем? (Оно веселое и смешное.)
  • Какое настроение в этом произведении? (Веселое.)
  • От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора.)
  • Как вы думаете, к какому жанру оно относится? (Сказка.)
  • Почему это сказка? Докажите. (Потому что в сказке есть приключения, что-то волшебное, необычное.)
  • Кто главный герой? (Бибигон.)
  • Какое приключение с ним произошло? (Он сразился со своим бешеным врагом – индюком.)
  • Как его звали? (Брундуляк.)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Слушать рассказ учителя.

Отвечать на вопросы.

Работать со словарем.

Слушать чтение.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

П.: строят речевое высказывание.

П.: строят речевое высказывание.

П.: осмысленно читают худож. Т

П.: строят речевое высказывание.

П.: строят речевое высказывание.

4. Физминутка.

~ 1 мин

  • А теперь мы отдохнём - физминутку проведём.

Повторять движения.

Л: установка на ЗОЖ.

5. Решение частных задач на основе анализа текста.

Практич.: словарно - орфоэпическая работа

Практич.: слушание и чтение Т

Практич.: выборочное

чтение

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: игра «Дополни предложение»

Практич.: анализ Т

Практич.: выборочное чтение

Практич.: выразительное чтение

~ 5 – 7 мин

~ 10 мин

~ 3 мин

~ 3 мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

  • Сейчас мы поработаем со сложными словами в тексте.

(Слайд)

  • Первое слово изменилось (честное, вперегонки, Брундуляк, зафыркал, смертельная, взмахнувши, свершилось).  Прочитайте его по слогам.
  • Теперь произнесите, выделяя ударный слог. Произнесите слово так, как оно пишется. А теперь произнесите его, так как мы говорим обычно.
  • Молодцы! Мы хорошо поработали со словами и можем работать дальше.
  • Сейчас вы будете самостоятельно читать сказку, по цепочке. Я буду останавливать.

Анализ.

  • Как выглядит Бибигон? Докажите свои слова строчками из текста.

Тоненький он, 
Словно прутик, 
Маленький он 
Лилипутик. 

Ростом, бедняга, не выше 
Вот этакой маленькой мыши.

  • А какой у него характер? Докажите.

А он, поглядите, какой боевой: 
Бесстрашно и дерзко бросается в бой. 

Со всеми, со всеми 
Готов он сразиться 
И никогда 
Никого 
Не боится. 

Он весел и ловок, 
Он мал, да удал, 
Другого 
Такого 
Я век не видал. 

(Слайд)

  • Посмотрите, на экран, выберите черты характера, которые подходят Бибигону? ( Бибигон: хвастливый, весёлый, добрый, капризный, злой, храбрый, умный, могучий.)
  • Что означает «мал, да удал»? (Это значит, что, несмотря на маленький рост, он очень сильный.)
  • А почему индюк говорит: «Брундулю! Брундулю!». (Потому что его зовут Брундуляк.)
  • Перечитайте эпизод сражения Бибигона с индюком. Помогает ли он нам представить бесстрашного Бибигона?
  • Если бы вы превратились в маленького человечка, смогли бы преодолеть трудности, в которые попадает Бибигон?
  • Вы бы испугались индюка? Почему?
  • Как вы понимаете «смертельная гибель» в строчках:
    И всем показалось, 
    Что в эту минуту 
    Смертельная гибель 
    Грозит лилипуту.

(Это значит, что он чуть не погиб, сражаясь с индюком.)

  • А что случилось с индюком? С кем сравнивает его автор?
  • И чудо свершилось: огромный индюк, 
    Как мокрая курица, съёжился вдруг, (Слайд)



Попятился к лесу, 
За пень зацепился 
И вниз головою 
В канаву свалился.

  • А почему свершилось чудо? (Потому что Бибигон победил индюка.)
  • С какой интонацией надо прочитать слово съёжился?
  • Какое отношение было сперва у автора к Бибигону? (Вначале совсем не любил лилипута.)
  •  Почему он начал любить его? Подтвердите свои слова, прочитав отрывок из текста. (Должно быть, люблю я его оттого: что очень мне жалко глядеть на него.)
  • Как вы думаете, почему Чуковский написал эту сказку? О чем она заставила задуматься? (Она смешная. Оказывается, что есть маленькие люди и им бывает трудно.  Всем надо быть внимательным друг к другу, надо помогать.)
  • Итак, теперь мы хорошо знаем сюжет нашей сказки, и я предлагаю вам выполнить задание по карточкам. Вам нужно дополнить предложения из сказки, при выполнении задания вы можете пользоваться учебником.
  • Работать вы будите в группах по 4 человека. Вам даётся 5 минут.

Игра «Дополни предложение».

  1. Ростом бедняга, не выше
    Вот этакой маленькой…
    (мыши)
  2. А он, поглядите, какой боевой:
    Бесстрашно и дерзко бросается в…
    (бой)
  3. Зафыркал индюк, запыхтел он ужасно,
    И нос у него стал от ярости…
    (красный)
  4. И, шпагой взмахнувши своей боевою,
    На индюка он помчался…
    (стрелою)
  5. И все закричали:
    - Да здравствует он,
    Могучий и храбрый
    (Боец Бибигон!)

(Слайд)

  • Посмотрите на слайд и проверьте, всё ли вы выполнили правильно. У кого также, поставьте «+», у кого были ошибки «?».

Выразительное чтение.

  • Что значит прочитать выразительно? (Это значит «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.)
  • Найдите из текста, где надо читать жалобно и с лаской.

Тоненький он, 
Словно прутик, 
Маленький он 
Лилипутик. 

Ростом, бедняга, не выше 
Вот этакой маленькой мыши. 

И каждая может ворона 
Шутя погубить Бибигона. 

  • Где строки, показывающие гордость за Бибигона.

И, шпагой взмахнувши своей боевою, 
На индюка он помчался стрелою. 

И все закричали: 
- Да здравствует он, 
Могучий и храбрый 
Боец Бибигон! 

  • А где строки, показывающие тревогу?

И всем показалось, 
Что в эту минуту 
Смертельная гибель 
Грозит лилипуту. 

  • С какой интонацией надо прочитать слова индюка?
  • Сейчас вы будете выразительно читать в парах друг другу. Сначала один прочитает, потом другой. Ребята, читать будете в полголоса, чтобы не мешать остальным. Можете начинать.
  • Кто хочет выразительно прочитать всему классу?

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы.

Проводить анализ чтения.

Характеризовать героя.

Отвечать на вопросы.

Строить предположения.

Понимать отношения автора.

Понимать отношения автора.

Активно участвовать в игре.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Проверять по эталону.

Отвечать на вопросы.


Читать выборочно.

Выразительно читать.

П.: осмысленно читают текст;

П.: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу.

К.: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Р.: Оценивать правильность выполнения задания.

П.: строят речевое высказывание.

6. Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.

~ 2 мин

А. Предметная

  • Что вы изучали на уроке?
  • С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы запомнили о его жизни и творчестве?
  • Кому захотелось прочитать всю книгу «Приключения Бибигона»?
  • Чему учит сказки Корнея Ивановича Чуковского?

Б. Деятельностная

  • Выберите и продолжите любое предложение.
  • Сегодня на уроке мы познакомились….
  • Мне понравилось…
  • У меня получилось…

Домашнее задание: Выразительное чтение сказки «Бибигон и пчела» на странице 35-38.

Отвечать на вопросы, обобщать.

Оценивать свои достижения.

П.: строят речевое высказывание

П.: осуществляют синтез.

П.: строят рассуждения.

Р.: осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...