Речевое дыхание - основа правильной речи.
статья (1 класс)

Нелли Викторовна Рябцева

Все знают, что функция дыхания является важнейшей функций жизнеобеспечения организма человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена организма, дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.
У школьников дыхание в достаточной степени не сформировано в силу их возрастных особенностей. К несовершенствам дыхания у таких детей могут относиться:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое дыхание - основа правильной речи.


Все знают, что функция дыхания является важнейшей функций жизнеобеспечения организма человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена организма, дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.
У школьников дыхание в достаточной степени не сформировано в силу их возрастных особенностей. К несовершенствам дыхания у таких детей могут относиться:
· Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически ослабленных, а также у робких и стеснительных детей.
· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы.
· Неумелое распределение дыхания во фразе. Ребенок вдыхает в середине слова: мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять.
· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
· Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
· Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе.
· Слишком «перегруженный» вдох.
· Учащённость дыхания.
· Укороченность выдоха.
· Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.
Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание (грудное или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Правильное речевое дыхание у школьников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Этапы формирования речевого дыхания.


1 этап – формирование неречевого дыхания.

1. Игра "Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
2. Игра "Шарик”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
3. Игра "Перышко”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
4. Игра "Занавесочка”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
5. Игра "Ветерок”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дуй скорей, наш ветерочек.
6. Игра "Бабочка лети”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
Бабочка садится -
(Вова) не боится.
Взрослый "сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
7. Игра "Горячий чай”
Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл.
(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается тонкой бумагой и прикрепляется к чашке с помощью скотча).
Ребенок дует на "пар”. Если правильно дует, то "пар” отклоняется от чашки.
Показ действия сопровождается словами: "Наберу воздуха и подую на чай”.
8. Игра "Кораблик”
Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
9. Упражнение "Загони мяч в ворота”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) "мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
10. Игра "Задуй свечу”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
11. Игра "Волейбол”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: воздушный шарик.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
12. Игра "Чей паровоз громче гудит”
Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
13. Игра "Погреем руки”
Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои или мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
14. Игра "Зайка”
Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Взрослый читает стихотворный текст:
"Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок. (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).
Затем предлагается ребенку так же подуть.
15Игра "Отгадай по запаху”
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. "Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. "Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: "Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
Усложнение: за счет увеличения количества коробочек.
16. Игра "Пузырьки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
17. Игра "Мотыльки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.
На зеленом, на лугу
Мотыльки летают.
Красный мотылек взлетел …и т.д.
18. Упражнение "Трубочка”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
19. Игра "Мыльные пузыри”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Проводится с готовой игрушкой, купленной в магазине.
Взрослый знакомит ребенка со способом действия игрушки и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
20. Игра "Капелька”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька "бежит” и оставляет за собой след.

2 этап – формирование речевого дыхания.

1. Игра "У кого длиннее звук (слог)?”
Задача: формирование речевого выдоха.
Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).
2. Игра "Назови картинки”
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 3-5 предметных картинок.
Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
3. Игра "Повтори предложение”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок повторяет на одном выдохе.
4. Игра "Мой веселый звонкий мяч”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.


· Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
· Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа).
· Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
· Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
· Дозировать количество и темп проведения упражнений.



Предварительный просмотр:

Речевое дыхание - основа правильной речи.


Все знают, что функция дыхания является важнейшей функций жизнеобеспечения организма человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена организма, дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.
У школьников дыхание в достаточной степени не сформировано в силу их возрастных особенностей. К несовершенствам дыхания у таких детей могут относиться:
· Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически ослабленных, а также у робких и стеснительных детей.
· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы.
· Неумелое распределение дыхания во фразе. Ребенок вдыхает в середине слова: мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять.
· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
· Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
· Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе.
· Слишком «перегруженный» вдох.
· Учащённость дыхания.
· Укороченность выдоха.
· Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.
Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание (грудное или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Правильное речевое дыхание у школьников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Этапы формирования речевого дыхания.


1 этап – формирование неречевого дыхания.

1. Игра "Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
2. Игра "Шарик”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
3. Игра "Перышко”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
4. Игра "Занавесочка”
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
5. Игра "Ветерок”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дуй скорей, наш ветерочек.
6. Игра "Бабочка лети”
Задача: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
Бабочка садится -
(Вова) не боится.
Взрослый "сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
7. Игра "Горячий чай”
Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл.
(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается тонкой бумагой и прикрепляется к чашке с помощью скотча).
Ребенок дует на "пар”. Если правильно дует, то "пар” отклоняется от чашки.
Показ действия сопровождается словами: "Наберу воздуха и подую на чай”.
8. Игра "Кораблик”
Задача: формировать длительный ротовой выдох.
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
9. Упражнение "Загони мяч в ворота”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) "мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
10. Игра "Задуй свечу”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.
11. Игра "Волейбол”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: воздушный шарик.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
12. Игра "Чей паровоз громче гудит”
Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать то же самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
13. Игра "Погреем руки”
Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои или мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
14. Игра "Зайка”
Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.
Взрослый читает стихотворный текст:
"Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй, дружок. (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).
Затем предлагается ребенку так же подуть.
15Игра "Отгадай по запаху”
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. "Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. "Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: "Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
Усложнение: за счет увеличения количества коробочек.
16. Игра "Пузырьки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
17. Игра "Мотыльки”
Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.
На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.
На зеленом, на лугу
Мотыльки летают.
Красный мотылек взлетел …и т.д.
18. Упражнение "Трубочка”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.
Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
19. Игра "Мыльные пузыри”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Проводится с готовой игрушкой, купленной в магазине.
Взрослый знакомит ребенка со способом действия игрушки и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.
20. Игра "Капелька”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька "бежит” и оставляет за собой след.

2 этап – формирование речевого дыхания.

1. Игра "У кого длиннее звук (слог)?”
Задача: формирование речевого выдоха.
Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).
2. Игра "Назови картинки”
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 3-5 предметных картинок.
Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
3. Игра "Повтори предложение”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок повторяет на одном выдохе.
4. Игра "Мой веселый звонкий мяч”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.


· Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
· Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа).
· Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
· Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
· Дозировать количество и темп проведения упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание 1-3 кл. по теме «Речевое дыхание – основа успешного чтения»

Как бы не изменялось обучение в школах, важнейшая цель школы остается - научить детей читать. Осознанное быстрое чтение возможно только при правильном речевом дыхании....

"Основы правильной речи" (программа лектория)

Консультативно-просветительская работа с родителями...

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей. Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей являются несформированность ил...

Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Фонематический слух - основа правильной речи.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также ...