Родительское собрание 1-3 кл. по теме «Речевое дыхание – основа успешного чтения»
статья по логопедии по теме

Дудкина Наталья Алексеевна

Как бы не изменялось обучение в школах, важнейшая цель школы остается - научить детей читать. Осознанное быстрое чтение возможно только при правильном речевом дыхании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор – Дудкина Наталья Алексеевна

Должность - учитель-логопед

Образовательное учреждение - Казённое учреждение Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида.

Родительское собрание 1-3 кл. по теме

«Речевое дыхание – основа успешного чтения»

   Великий К.С.Станиславский сказал: "Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого."

   Дыхание - основа всей нашей жизни и всех жизненных процессов. Правильное дыхание - это основа крепкого здоровья, а значит и долголетия.

   В медицине различают  3 типа дыхания:

-грудное  (реберное);

-диафрагменное  (брюшное);

-смешенное.

Так же дыхание делится на физиологическое и речевое.

   Более полезным  для речевого процесса является дыхание, при котором работают  межреберные мышцы ,  диафрагма,  косые мышцы  живота. Такое дыхание называют фонационным. Дыхание в процессе разговорной речи  имеет большие отличия, по сравнению с физиологическим дыханием.

К характеристикам речевого дыхания относятся:

-Оно активно, так как служит энергетической базой речи.

-Организованный выдох.

   При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершить вдох и выдох.

   При дыхании в процессе речи выдох должен быть организован  -  струя выдыхаемого воздуха должна «фокусироваться» в одной точке.

-Сознательное распределение выдоха на равномерные отрезки.

-Ритм речевого дыхания сильно отличается от физиологического: вдох - пауза - выдох. Вдох должен быть в  10- 15 раз  короче выдоха  и сильным.

-Добор дыхания в процессе речи должен быть быстрым, энергичным, а главное незаметным для слушателей.

   Дыхательная функция, как и любая функция нашего организма, нуждается в  тренировке. При этом решаются задачи:

-нормализация ритма дыхания,

-увеличение силы дыхательных мышц,

-улучшение функции дыхательного (бронхолегочного) аппарата для воздушной проводимости.

   В процессе выполнения специальных дыхательных упражнений происходит улучшение функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья человека, что приводит к улучшению речевого дыхания.

   При наблюдении за детьми , при обследовании их нами было выявлено у большинства учащихся 1-3 класса несовершенство речевого дыхания:

-Очень слабые вдох и выдох,  что ведет к тихой речи. Такое часто встречается у физически слабых детей.

-Неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Школьник часто выдыхает запас воздуха на первом слоге,  а затем  договаривает слово шепотом или не договариваетконец слова.

-Неумелое распределение дыхания . Ребенок вдыхает в середине слова  ("Мы с бабушкой по – (вдох) – йдём гулять").

-Произношение предложений без перерыва с вдохом во время произнесения ,как бы “захлёбываясь”.

-Толчкообразный выдох :  речь звучит то громко, то  еле слышно.

-Слабый  выдох , не правильно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков.

   На логопедических занятиях дыхательные упражнения проводятся в игровой форме,  вызывая у детей положительный эмоциональный настрой, снимая напряжение и способствуя формированию в практике умений правильно дышать.

   Но занятие проходит 2-3 раза в неделю, а ребёнок разговаривает намного чаще и этого количества занятий для формирования правильного речевого дыхания очень мало.

Я подготовила для вас упражнения, для выполнения которых родителям не надо выделять отдельного времени. Надо просто, чтоб ребёнок был рядом с вашим рабочим местом дома.

Понюхай цветочек                              

    Вдохни носом (понюхай цветок) –

    выдохнуть носом (2-3 раза).

    Рот при этом закрыт.                                        

Погрей руки

-Вдохни носом, а выдохни ртом на руки (2 - 3 раза).

-Вдохни ртом ( как рыбки) -  выдохни ртом  (погрей ладошки).

-Вдохни ртом, а выдохни носом.

Игра в футбол

Соорудите ворота из любого подручного предмета, возьмите  шарик от настольного тенниса . Поиграйте с ребенком в " футбол ". Ребенок дует на  шарик, стараясь  загнать его  в ворота.  Можно взять  два шарика  и поиграть в  игру : « Кто быстрее ».

 «Гороховые гонки »

 В коробке из-под конфет нарисовать поле для бегунов  –  «горошенок», при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей начинают они  бег. Победит тот , кто  быстрее додует  « бегуна »  до финиша.  

«Что это ? »

На тарелке лежат лимон, апельсин, чеснок, лук, конфета. Дети сначала изучаются предметы запоминая запахи, а затем с закрытыми  глазами отгадывают поднесённый предмет по запаху.

 « Горох против фасолинки »

« Клюшки » - коктельные  трубочки . На «хоккейном поле»  (коробка или рисованый плакат) проводится матч . Необходимо быстрее задуть своих «хоккеистов» в ворота противника.

« Снегопад»

Ребенок  должен  подуть на ватку или мелкие бумажки превращая комнату в  заснеженный  лес .

« У кого дальше?»

Дуем на карандаш с силой , чтобы он покатился по  столику. Для этого вдох носом и сильный выдох ртом на карандаш.

         ЭТО ВАЖНО!

-Базой для развития правильной речи является правильное дыхание ;

-укрепляется здоровье;

-улучшает у ребёнка эмоциональное состояние  и общее самочувствие ;

-совершенствуется техника чтения, следствие чего – спокойное состояние на уроках и развитие высших психических функций – память, внимание, мышление и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе по теме "Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей"

Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.Родительское собрание.1 класс. Задачи:1.     Дать родителям знания о психологических особенностях гиперактивных де...

Методическая разработка родительского собрания в первом классе по теме "Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника"

Данная методическая разработка в полном объёме раскрывает значение соблюдения режима дня первоклассника....

Родительское собрание в 3 классе на тему "Выполнение домашнего задания - залог успешной учебы!"

Цель: развивать привычку к регулярной самостоятельной работе, выполнению домашнего задания разной степени трудности...

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Особенности курса:Основы религиозных культур и светской этики»

Данная разработка предназначена для учителей 3 классов, по выбору модуля ОРКСЭРабота в себе содержит:-Конспект родительского собрания по выбору модуля ОРКСЭ в 3 классе...

Речевое дыхание - основа правильной речи.

Все знают, что функция дыхания является важнейшей функций жизнеобеспечения организма человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена организма, дыхание является...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....