Конспект индивидуального логопедического занятия.
план-конспект занятия (1 класс)

Шабалина Наталья Валериановна

Цель:  Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 -автоматизировать  звук   Л в слогах, словах;

-формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л;

-формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;

закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.

Коррекционно-развивающие:

-способствовать развитию фонематического слуха и восприятия,  зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза,   лексико-грамматического строя.

-развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные:

-воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь   логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического  занятия.

Тема:    Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.

Цель:  Автоматизация звука [Л] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 -автоматизировать  звук   Л в слогах, словах;

-формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л;

-формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;

закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.

Коррекционно-развивающие:

-способствовать развитию фонематического слуха и восприятия,  зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза,   лексико-грамматического строя.

-развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные:

-воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь   логопеда.

Оборудование:  игрушка Лунтик, зеркала,   профиль артикуляции;  картинки с изображением белки, волка, лося, ели, их силуэты, предметные картинки на звук «Л».

План занятия:

 1. Организационный момент

2.Определение темы занятия.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Акустико-артикуляционные признаки звука Л.  Работа с зеркалом.

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

6.  Автоматизация звука Л в слогах.  

7 . Автоматизация звука Л в словах.  

8.Физкультминутка.

9. Подбор картинок на заданный звук.

А.Игра «Подбери и назови».

Б.Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

В.  Определение положения звука Л в слове.

10.Домашнее задание.

11. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

2.Определение темы занятия.

-На занятие пришел  гость, отгадай загадку, кто он.

Малыш родился на Луне,               Здесь много он друзей нашел,

А оказался на Земле.                       К нам на занятие пришел.

-Какой первый звук в слове Лунтик?

-Сегодня вы будете закреплять звук Л в слогах и словах.

3. Артикуляционная гимнастика.

- Расскажем историю о динозаврике с помощью язычка.

Раз – скорее улыбнись.                     Шесть – по зубкам постучать.

Два – язык опустим вниз.                 Семь - лошадка скачет звонко.

Три – язык наверх потянем.              Восемь – гриб на ножке тонкой.

На четыре позеваем.                          Девять – можно поболтать.

Пять – варенье облизать.                   Десять – нужно отдыхать.

4. Акустико-артикуляционные признаки звука Л.  Работа с зеркалом, профилем звука «Л».

-Возьми зеркало, произнеси звук [Л].

-Дай характеристику звуку «Л».

- Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами).

- А зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние.

- Мы этот звук произносим легко или с трудом? (произносим с трудом).

- Можем пропеть или нет? (пропеть не можем).

- Что мешает воздуху выходить изо рта? (язык)

- Значит, это звук какой, гласный или согласный? (согласный)

- Звонкий или глухой?  (звонкий)

- Твердый или мягкий? (твердый)

 

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

-   Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л и топни, если звука Л нет.

Елка, пень, белка, волк, медведь, дятел, лось, заяц, животные, иголка, птица.

6.  Автоматизация звука Л в слогах.  Развитие чувства ритма

а)  Произнести слоги с прохлопыванием ритма и ударного слога

ЛА-ЛА-ЛА      ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛО-ЛО-ЛО      ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

б) Чтение слоговых дорожек.

-Прочитай слоговые дорожки, по которым шел к нам Лунтик.

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ    АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ

в) Слоговая гимнастика.

-Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

АЛ- ОЛ                   ЯЛ -ЕЛ                 АЛ-ОЛ-УЛ-ИЛ

ОЛ- УЛ                   ЕЛ-ЮЛ                УЛ- ИЛ-АЛ-ОЛ

УЛ -ИЛ                   ЮЛ-ЁЛ                ИЛ-УЛ-ОЛ-АЛ

7 . Автоматизация звука Л в словах.   Развитие пространственного восприятия.

- Лунтик приземлился в сказочном лесу. Откройте картинки и вы узнаете его новых друзей.

На доске расположены перевернутые силуэтные изображения в три ряда:

ЛОСЬ         ВОЛК

БЕЛКА       ЁЛКА

МЕДВЕДЬ    ЗАЯЦ

-Откройте верхнюю картинку справа, назовите, кто на ней изображен? и т.д.

-Назовем картинки хором.  В каких словах нет звука Л?

Логопед убирает лишние картинки.

8.Физкультминутка.

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Логопед:                   Ребенок:

 Я встаю.                   Я встал.

Я ставлю стул.          Я поставил стул.

Я поднимаю руку.    Я поднял руку.

Я прыгаю.                 Я прыгал.

Я сажусь на стул.     Я сел на стул.

Я беру ручку.            Я взял ручку.

Я пишу.                      Я писал.

9. Подбор картинок на заданный звук.

А.Игра «Подбери и назови».

-Лунтик пошел в магазин. Помоги ему  купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Б.Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно.  Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

- Посмотри, чего нет?

( Нет …   (сущ. в форме родительного падежа).

В.  Определение положения звука Л в слове.

 Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.

Слова: зал, лампа, малыш,   укол.

10.Домашнее задание.

Задание на карточке.

-Измени слово, так, чтобы звуке Л стоял в конце слова.

столы      -       стол

укол        -       уколы

полы       -       пол

залы        -      зал

пеналы    -      пенал

голы        -      гол

бокалы    -      бокал

дятлы      -      дятел

11. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

-  Наше занятие закончено.

- Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

- Ты сегодня хорошо занимался. Лунтику тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.

Использованная литература.

1. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1989.

2.https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"

На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".

В конспекте представлены задания для постановки звука...

Презентация "Признаки весны" к конспекту индивидуального занятия .

Предназначена для развития речи дошкольников с нарушениями слуха....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального занятия Дифференциация С-Ш

Занятие по дифференциации звуков C-Ш...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"

Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...