«Использование методов и приёмов в логопедической работе обучающихся с речевыми нарушениями».
материал

Лобанова Ольга Николаевна

Методы и приемы в логопедической работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_logopeda.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным  изучением отдельных предметов

____________________________________________________________

Доклад на методическом объединении на тему:

«Использование методов и приёмов в логопедической работе           обучающихся с речевыми нарушениями».

Подготовила: Учитель -логопед

Лобанова О.Н.

2020

Использование методов и приёмов в логопедической работе обучающихся с речевыми нарушениями.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

  1. Практические методы (упражнения игры и моделирование).
  1. Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.
  1. Подражательно-исполнительские методы.

Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).

  1. Конструирование.

Используется при устранении оптическойдисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.(упражнения: покажи правильную букву, допиши букву и т.д)

  1. Упражнения творческого характера. Использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

1.«Слова зовут на помощь».

Задание 1: На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами.

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИГАСОЛНЦЕ

Задание 2: Вот девять слов (зачитываются слова): река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце.

Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их в рассказ, да ещё представить себе все происходящее – совсем другое дело. Давайте побываем в стране Вообразили и придумаем историю, которая случилась с этими словами. Вот история, придуманная учениками 2 класса.

У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Начался дождь. Капли дождя попали в корзину. В корзине были грибы. Грибы поплыли как корабли. Мимо проходил ёжик. Он взобрался на один корабль. Ёжик увидел там книгу. Книга была про солнце.

Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы требуется помощь и подсказка.

Упражнение направлено на активизацию словаря, развитие творческих способностей учащихся, на формирование умения действовать по правилу, развивает оперативную память. Дополнительно можно предложить ученикам выделить среди данных слово, в котором звуков больше, чем букв, или слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

  1. «Подбор слов-ассоциаций».

Доска делится на четыре части. В центре написано слово «зима». Ученикам предлагается записать:

- в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет;

- в правом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие признак предмета;

- в левом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие действие предмета;

- в левом верхнем углу доски – слова-помощники. Это могут быть служебные слова.

При выполнении этих четырех заданий у детей, кроме прочего, формируется навык ориентировки в пространстве.

Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь. Вот какие предложения получились у учащихся 2 класса:

Наступила холодная зима. Пушистый снег покрыл землю. Дети надели теплые шапки и шубы. Ребята катаются на лыжах, на санках.

Для данного упражнения можно предложить различные темы: «Животные», «Одежда», «Птицы» и т.д.

Упражнение способствует усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учетом правил грамматического оформления предложения (согласование различных частей речи, управление). В ходе выполнения упражнения у детей развиваются творческие способности, обогащается словарный запас, формируются навыки ассоциативного мышления. На первоначальном этапе подсказываются ассоциативные ходы.

Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

  • осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;
  • систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);
  • постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;
  • самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);
  • дифференцированный анализ и оценка выполнения.
  1. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

Используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

  1. Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
  • быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
  • должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

  1. Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
  1. Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

  1. быть хорошо видны всем;
  2. подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  3. соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
  4. сопровождаться точной и конкретной речью;
  5. словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

  • коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),
  • развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),
  • развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),
  • закрепление правильного произношения звука,
  • развитие лексического запаса слов,
  • развитие грамматического строя,
  • развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
  1. Воспроизведение аудиозаписей сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
  2. Кинофильмы, мультфильмы, презентации используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

d Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

  1. Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.

  1. Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
  2. Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.
  3. Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

  • опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
  • соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
  • активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
  • вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
  • характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

Задачи беседы:

  1. развитие познавательной деятельности,
  2. закрепление правильного произношения,
  3. уточнения грамматической структуры предложений,
  4. закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
  1. Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
  1. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

ВЫВОД

Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.

Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Методы и приемы можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы при тяжелых речевых нарушениях.

В работе представлены различные виды помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями. А именно, использование логопедического массажа, артикулляционной гимнастики, ДЭНС - терапия, дыхательные и голосовые...

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни.  Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.Одним из ...

Использование различных приёмов работы при диагностике речевых нарушений.

Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают, когда они начинают учиться в школе. У одних это проявляется в трудности освоения навыков письма, чтения, счёта, у других – в неумении ...

Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении.

Статья. Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении....

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...