Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении.
статья по логопедии

Статья. Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи в общеобразовательном учреждении.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются  его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

Строится логопедическая работа по следующим общедидактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

- принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей. Учитель – логопед,  дает задания, усложняющие межфункциональную систему обработки информации, что тем самым способствует  развитию динамичности восприятия;

- принцип продуктивной обработки информации. Реализация этого принципа заключается в следующем, у обучающихся развивается навык переноса обработки информации на своё индивидуальное занятие и тем самым  у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;

- принцип развития и коррекции высших психических функций(ВПФ) Используется  ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций(зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т.д.);

- принцип мотивации к учению поддерживается на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития.
Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда  в нашем образовательном учреждении регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, локального.

Федерального уровня:

1. Конституция Российской Федерации.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4.Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом школы, должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы, освоила  и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

1. Информационно- коммуникационные;

2. Технологии компенсирующего обучения

3. Технология психолого-педагогического сопровождения .

4. Технология исследования и мониторинга интеллектуального развития.

5.  Изучаю и осваиваю технологию обучения чтению, коррекции дислексии и дисграфии по методике Н.Зайцева.

Использование современных образовательных технологий

На своих занятиях использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применяю активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малую театрализованную постановку, игру-путешествие. Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

По преобладающему методу применяю:

  1. Проблемное обучение, которое предполагает наличие особого, внутреннего, противоречивого содержания. Учебно-коррекционный процесс направлен «в зону ближайшего развития» личности ученика.
  2. Игровые технологии. На этих уроках участники имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю.
  3. Использую информационно - коммуникационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной   презентации, как наглядного дидактического материала, а так же  как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

По подходу к ребенку:

  1. Личностно-ориентированную технологию, направленную  на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
  2. Технологию сотрудничества, которая заключается в реализации принципов демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях педагога и ребенка.  Совместно с обучающимися  вырабатываем цели, содержание занятия, даём оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3.        Здоровьесберегающие технологии,  что предполагаетохрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

  • сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;
  • формирование у младших школьников желание и умение учиться быть здоровым;
  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

По направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе эффективности организации и управления) использую:

1.Технологию опережающего обучения. Суть этой технологии заключается в обобщающем характере применяемых на занятии схем, таблиц, создающих возможность, с одной стороны, после первого введения в тему организовать на уроке многократное повторение по принципам от частного к общему и обратно, с другой, одновременно готовить детей к восприятию предстоящих трудностей  из урока в урок. Эта технология учит определять границы своих знаний, ставить проблему, планировать результат во времени. Помогает ребенку осуществлять самоконтроль, самооценку (учит организации самоконтроля, самооценивания).

2.Технологию консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии мне  удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с  речевыми проблемами. Совместно нами выработана активно работающая модель взаимодействия «учитель, работающий в классе  +  учитель-логопед».

3.Групповые и подгрупповые способы обучения. Коррекционные логопедические  занятия на основе группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у  обучающихся.

4. Дифференцированное обучение – это способ, который позволяет  мне работать с обучающимся, учитывая их индивидуальные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...

Презентация "Логопедическое сопровождение обучающихся в общеобразовательном учреждении"

Презентация о логопедическом сопровождении обучающихся в школе....

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Рабочая программа состоит из блоков "Произношение", "Развитие речи". Блок "Логоритмика" включен в виде элементов в  два ранее названых блока.Программа рассчитана на ...

Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога....