«Гимнастика ума» как средство развития мышления и творческих способностей у детей
статья

Дошкольный и младший школьный  возраст является тем возрастным периодом, когда ребенок особенно чувствителен к социальным воздействиям, а его внимание и деятельность в первую очередь концентрируются на познании окружающей действительности (все органы чувств ребенка задействованы в этом процессе). Именно в этом  возрасте формируется базис личностных характеристик, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное и физическое развитие ребенка.  

«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_uma.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Гимнастика ума» как средство развития мышления и творческих способностей у детей

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Дошкольный и младший школьный  возраст является тем возрастным периодом, когда ребенок особенно чувствителен к социальным воздействиям, а его внимание и деятельность в первую очередь концентрируются на познании окружающей действительности (все органы чувств ребенка задействованы в этом процессе). Именно в этом  возрасте формируется базис личностных характеристик, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное и физическое развитие ребенка. При этом в 5 – 7 лет на основе речевого развития у детей продуцируются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В формировании коммуникативных навыков и способностей ребенка участвуют центральная нервная система, слух, зрение и опыт активного речевого общения с окружающими. 

По статистическим данным наблюдается рост количества детей с комплексными нарушениями развития, в частности – проблемами речевого развития. Это требует существенных изменений в построении коррекционной работы и актуализирует ее исследование на основании междисциплинарных связей. Комплексный характер нарушений требует тесного взаимодействия различных сфер научного знания, интегрированного подхода в диагностической, профилактической и коррекционной работе. Важным в решении данного вопроса является связь между формированием психических функций и физическим развитием (общая, мелкая, артикуляционная моторика) в онтогенезе ребенка дошкольного возраста. Целью данной статьи является освещение роли и содержания кинезиологических упражнений как формы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы речевого развития.

Традиционно методы коррекционного воздействия на детей делят на: когнитивные – концентрируются на развитии высших психических функций (речевых, мыслительных процессов, памяти и др.) и методы двигательной коррекции или телесно-ориентированные техники направлены на формирование или восстановление контакта с собственным телом, развитие невербальных компонентов общения, общей и мелкой моторики. В ситуации системных нарушений в развитии детей существует необходимость в иерархическом применении двигательных и когнитивных методов коррекции, поскольку они являются друг для друга необходимым условием в своем становлении. Данная иерархичность базируется на онто- и филогенетических уровнях построения движений, которые имеют большое общепсихологическое значение. А также на морфологической и функциональной зрелости мозолистого тела, главная роль которого в обеспечении межполушарной организации психических процессов, в том числе речи. В нейропсихологии специалистами отмечается наличие связи неадаптивного поведения человека с нарушением межполушарного взаимодействия. Несформированность межполушарных связей негативно отражается и на становлении в онтогенезе системы речевого развития.

«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга. Повышается уровень развития.

Часто данную методику применяют к деткам с проблемным развитием (ДЦП, гиперактивность, аутизм). С помощью упражнений ребенок становится более внимательным, быстрее учится читать и писать, память улучшается, повышается ветроустойчивость.

Стоит отметить, то занятия с детьми проводятся индивидуально. Точность и правильность выполнения заданий имеет очень большое значение. Сами занятия усложняются, если виден прогресс.

 Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.

Основные задачи кинезиологии:

- Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

- Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

 - Развитие речи, навыков письма и чтения;

- Развитие памяти, внимания, мышления;

 - Формирование навыков для обучения; -

 Повышение продуктивности деятельности;

- Устранение дислексии, стресса, апатии;

- Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста;

- Формирование пространственных представлений;

- Формирование произвольности;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального фона.

В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок – кинезиология.

 При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.

2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.

 3. Заниматься ежедневно.

4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.

5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

 6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

8. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

 Следует отметить, что эта практика не требует материальных затрат, удобна в применении, органично вписывается в структуру занятий, а главное – обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Поэтому укрепление межполушарного взаимодействия – важная составляющая нейропсихологической коррекции детей с различными нарушениями.

Мишель де Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это когда все отделы мозга работают слаженно, синхронно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников

Стенная газета как средство развития познавательных и творческих способностей мл.школьников...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

О значении проектной деятельности в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников...