Рабочая программа Школа будущего первоклассника
рабочая программа

Рубакова Наталия Анатольевна

Рабочая программа, планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_budushchego_pervoklassnika_planirovanie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №26 г.Орла

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО                                                        Директор школы № 26

начального образования                                                ____________И.Н.Ададуров

____________Н.А.Рубакова                                        «___»_________2011 г.

«___»__________2011 г.

 

 

 

 

 

 

Р А Б О Ч А Я      П Р О Г Р А М М А

 

 

 

«Школа

будущего первоклассника»

 

 

 

 

Программа «Школа будущего первоклассника»

составлена на основе программы

«Преемственность». Автор Федосова Н.А.

Программа рассчитана на ___.

Возраст -5-6лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Орел

2011 – 2012 учебный год

ПРОГРАММА « ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»,

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ.

 

            Программа предназначена для организации подготовки детей 5-6 лет к обучению в школе.

         Целью программы является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

         Данная программа решает следующие задачи:

        сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

        обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием,

        устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе,

        исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

        учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

        уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

        комплексный подход;

        систематичность и последовательность;

        вариативность занятий;

        наглядность.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребёнок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

         Символическая игра – употребление ребёнком символов является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребёнка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

         Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.

         Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.

         Большое внимание игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в неё, определенной способности к коммуникации. Возникающие в процессе игры потребности понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.

         В игре ребёнок учится использовать обобщённые значения слов; впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми; начинает постигать определённые правила поведения, принятые в обществе.

         Программа предполагает использование широкого спектра игр: сюжетно-ролевых; театрализованных,  дидактических, подвижных.

         Дети шестого года жизни испытывают острую потребность в движении. В связи с этим используется разнообразная двигательная деятельность: организация активных переменок и динамических пауз. С этой целью в углу групповой комнаты расположен компактный спортивный мини-комплекс.

         Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность- рисование, лепка, аппликация, конструирование; каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определёнными заданными качествами. От ребёнка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.

         Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

         В основу отбора содержания легли следующие положения:

        учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

        практическая направленность;

        занимательность;

        наглядность и др.

Основу программы составляют следующие разделы:

 «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

 

Раздел «Изобразительное искусство» направлен на развитие творческого воображения детей, на воспитание любви и интереса к окружающей жизни. Занятия направлены на развитие мелкой моторики мышц, речи и мыслительных способностей детей, познавательной активности.

 

«Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты.

 

Раздел «От слова к букве» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

 

 «Занятия с логопедом» направлены на совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнения в дифференциации звуков на слух, произношение слов согласно орфографическим нормам литературного языка, укрепление развития артикуляции.

 

«Занятия с психологом» направлены на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, анализ психических особенностей развития детей , их деятельности.

 

 

     Занятия проходят в здании школы в кабинетах начальных классов продолжительностью 25 минут с 10-минутным перерывом 2 раза в неделю.

 

Распределение занятий на неделю.

 

Вид занятий

Количество занятий

«Зеленая тропинка»

1

«От слова к букве»

1

«Математические ступеньки»

1

«Изобразительное искусство»

1

«Занятие с логопедом»

1

«Занятие с психологом»

1

                                             Итого:

6

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

         Основное назначение программы «Будущий первоклассник» направлено на то, чтобы дети в дальнейшем могли успешно овладеть школьной программой.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

         Настоящее время, когда обучение в начальных классах приобретает особую актуальность, важнейшей задачей становится разработка новых технологий в области подготовки детей к школе.

         В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для подготовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей деятельности – школьному обучению. Предлагаемая программа:

        позволяет значительно повысить интерес к обучению в школе;

        позволяет легче пройти период адаптации в первые дни учёбы;

        предотвращая потерю интереса к выполняемой работе, учитель, учитывая психологические особенности младших школьников, оказывает им своевременную помощь, стимулирует интерес, обеспечивает успешное завершение работы;

        близкое общение учителя с детьми дошкольного возраста позволяет лучше узнать будущего ученика, его способности, и, исходя их этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью, а ученик при общении с учителем преодолевает страхи, которые испытывают ученики в первые дни учёбы;

        благодаря игровым моментам позволяет развить заинтересованность к учёбе, желание познавать новое.

Таким образом, актуальность программы «Будущий первоклассник» заключается в умелом индивидуальном подходе к ребёнку, в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие личности ребёнка, с опорой на психологические особенности возраста детей.

 

  

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Математические ступеньки»

 

1.     Справа, слева, вверху, внизу.

2.     Большой, маленький.

3.     Налево, направо, прямо.

4.     Высокий, низкий. Выше, ниже.

5.     Длинный, короткий.

6.     Четырёхугольники.

7.     Счёт предметов в пределах 10. сравнение предметов в группах.

8.     Геометрические фигуры.

9.     Ориентирование в пространстве и на листе бумаги.

10. Больше, меньше, столько же. Составление четырёхугольников из счётных палочек.

11.  Число 1 и цифра 1.

12.  Число 2 и цифра 2.

13.  Число 3 и цифра 3. состав числа 3.

14.   Равенство.

15.   Число 4 и цифра 4.

16.   Число 0 и цифра 0.

17.   Сложение.

18.    Число 5 и цифра 5. Состав числа 5.

19.    Вычитание.

20.    Счёт в пределах 5.

21.    Число 6 и цифра 6.

22.    Число 7 и цифра 7.

23.    Число 8 и цифра 8.

24.     Число 9 и цифра 9.образование числа 9.

25.      Число 10. состав числа. Счёт в пределах 10.

26.     Собери мешочек. Сложение чисел.

27.     Прибавление 1. Кто следующий.

28.     Вычитание. Что значит убавить 1.

29.    Следующий, предыдущий.

30.    Решение задач. Часы.

31.    Состав числа 10. Геометрические фигуры.

32.    Задачи и примеры на состав числа.

33.    Время: часы, дни, недели, месяцы.

34.     Математические знаки.

35.     Повторение пройденного.

36.    Обобщающий урок. Что я знаю?

 

 


«Изобразительное искусство»

1.     В мире волшебных красок.

2.     Грибы.

3.     Рисование овощей и фруктов.

4.     Осенние листья.

5.     Сказка про осень.

6.     Перелетная птица.

7.     Любимое животное.

8.     Наземный транспорт.

9.     Волшебный узор.

10. Узор в круге.

11.  Зимующая  птица.

12.  Веточка ели или сосны.

13.   Зимнее дерево

14.   Новогодняя игрушка

15.   Животные жарких стран.

16.    Праздничный флажок.

17.   Красавица зима.

18.   Дом, в котором я живу.

19.    Моя семья.

20.   Наши защитники.

22.   Цветочная поляна.

23.   Русская матрёшка.

24.   В гостях у сказки.

25.   Любимый сказочный герой

26.    Улица города.

27.    Подснежник.

28.    Весна в городе

29.    Космическое путешествие.

30.    Подарок маме.

31.   Цветочная поляна. Три основных цвета.

32.    Какого цвета радуга?

33.     Рисунок на тему «Дождик идёт».

34.     Моя любимая сказка.

35.     На лугу.

36.      «Здравствуй, лето!»

 

 


«Зелёная тропинка»

1.     Давайте знакомиться.

2.     Кладовая леса.

3.     Что нам осень подарила.

4.     Листья разных деревьев. Почему они желтеют?

5.     Животные осенью.

6.     Куда улетают птицы?

7.     Наши друзья животные.

8.     Дикие и домашние животные.

9.     Транспорт. От кареты до ракеты.

10.Все профессии важны.

11. Звери и птицы зимой.

12. Праздник в нашем доме.

13. Животные разных стран.

14.  Наша страна – Россия.

15.  Мой город – Москва.

16.   Моя улица, мой дом.

17.   Моя семья.

18.   23 февраля. Военные специальности.

19.   Комнатные растения.

20.   Звери и птицы весной.

21.   Добрые и вежливые слова.

22.   Научись правильно здороваться.

23.   Город и село.

24.  Улица полна неожиданностей.

25.  Звуки весны.

26.  Земля – живая планета.

27.   Зеленое чудо – растение.

28.   Весенний лес.

29.   Когда наступит лето.

30.  Цветы в саду.

31.  Овощи и фрукты.

32.   Ягоды и цветы.

33.   Деревья и кустарники.

34.  Грибы.

35.  Птицы и насекомые летом.

36.  Обобщающее занятие «Я люблю природу»

 

 

 


 «От слова к букве»

 

1.     Формирование представления о звуках. В мире звуков.

2.     Звуковой анализ слова.

3.     Знакомство со словом. Сад. Лес.

4.     Слова- действия. Игрушки. Животные.

5.     Слова- признаки. Овощи.

6.     Знакомство с предложением. Лес. Сад. Огород.

7.     Буквы А и Я. Буква Я обозначает два звука [й], [а].

8.     Буквы О и Ё. Буква Ё обозначает два звука [й], [о].

9.     Буквы У и Ю. Буква Ю обозначает два звука [й], [у].

10.  Буквы Э и Е. Буква Е обозначает два звука [й], [э].

11.  Буквы И и Ы. Учимся отвечать на вопросы.

12.  Буква М. Отгадывание загадок.

13.  Буква Р. Составление рассказа из трёх предложений.

14.  Буква Л. Закрепление знаний об ударении.

15.  Буква Н. Расскажи сказку.

16.  Буквы Г и К. Учимся составлять вопросы.

17.  Буквы С и З. Отгадываем слова.

18.  Буквы Ж и Ш. Звуковой анализ слова.

19.  Буквы Д и Т. Составляем предложения.

20.  Буквы ь и ъ. Игры и упражнения.

21.  Буквы П и Б. Чтение скороговорок.

22.  Буквы В и Ф. Чтение по цепочке.

23.  Буква Ч. Составляем рассказ по картинке.

24.  Буква Щ. Читаем стихи.

25.  Буква Ц. Чтение и пересказ.

26.  Буква Х. Чтение поговорок.

27.  Буква й. Поиск отрывка к рисунку.

28.   Чтение сказок.

29.   Совершенствование навыка чтения.

30.    Гласные буквы. Фонематическая игра.

31.   Звуки речи. Согласные буквы.

32.   Слоги открытые и закрытые.

33.   Слоги в слове. Слова из слогов.

34.   Игры Деда Буквоеда.

35.   Загадки и игры Деда Буквоеда.

36.   Говорим о лете.

 

 

 

 


«Занятия с логопедом»

     1.      Формирование представления о звуках. В мире звуков.

2.     Знакомство со словом. Звуковые замки.

3.     Слова – действия.

4.     Слова – признаки.

5.     Знакомство с предложением.

6.     Звук и буква У.

7.     Звук и буква А.

8.     Звук и буква И.

9.     Звук и буква О.

10.  Звук[А],[У],[И],[О].

11.  Звуки [М],[М’]. Буква М.

12. Звук [Д],[ Д’]. Буква Д

13.   Звук  и буква ы.

14.   Звуки и буквы Ы-И.

15.   Звуки  [Т]-[Т’]. Буква Т

16.   Звуки [Т]-[Д], [Т’]-[Д’].

17.   Звуки [Б],[Б’]. Буква Б.

18.   Звуки  [П], [П’]. Буква П.

19.   Звуки  [Б] - [П]; [Б’] – [П’].

20.   Звуки [В],[В’]. Буква В.

21.    Звуки  [Ф],[Ф’].  Буква Ф.

22.    Звуки  [В] - [Ф]; [В’] - [Ф’]

23.    Звуки  [Н] -  [Н’]. Буква Н.

24.    Звуки  [К] - [К’]. Буква К.

25.    Звуки  [Г] - [Г’]. Буква Г.

26.     Звуки  [Х] - [Х’]. Буква Х.

27.     Звуки  [К]- [Г], [К’]- [Г’], [К] – [Х],[К’]-[Х’].

28.     Звук и буква Э.

29.    Звуки [С] - [С’]. Буква С.

30.    Звуки  [З] - [З’]. Буква З.

31.    Звуки  [С] - [З], [С’] - [З’].

32.    Звук и буква Ц. Звуки [Ц] - [С].

33.    Звук  и буква Ш.

34.    Звук и буква Ж. Звуки  [Ж] – [Ш].

35.    Звуки  [С] – [Ш]. Звуки  [З] – [Ж].

36.    Звуки  [Ч] – [Ш].

 

 


«Занятия с психологом»

1.     Разные настроения.

2.     Учимся менять свое настроение.

3.     Учимся выражать свои эмоции.

4.     Как найти выход из трудной ситуации.

5.     Мысли управляют поступками.

6.     Чем я отличаюсь от других.

7.     Выработка уверенности в своих силах.

8.     Как добиться удачи.

9.     Можно и не ссориться.

10. Доброта.

11. Вежливость.

12.  Зачем нужен этикет.

13.   Упражнения на развитие умения различать и выделять предметы.

14.   Развитие пространственных представлений

15.   Упражнения на развитие умения классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету.

16.    Развитие устойчивости внимания.

17.    Развитие переключения и распределения внимания.

18.    Упражнения на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.

19.     Развитие произвольного внимания (наблюдательности).

20.     Упражнения на сравнение предметов (картинок) и нахождения отличий (сходства).

21.      Развитие слуховой памяти.

22.       Упражнения на совершенствование слуховой памяти.

23. Тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и      моторной памяти.

24. Развитие зрительной памяти.

25. Упражнения на совершенствование зрительной памяти.

26.Тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.

27.Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать).

28.Развитие образного представления (мышления).

29.Развитие логического мышления.

30. Развитие логического мышления.

31..Упражнения на развитие крупной моторики.

32.Графические диктанты.

33.Упражнения на развитие мелкой моторики.

34. Упражнения, направленные на развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

35.Тренировка сенсомоторной координации. 
36. Упражнения, направленные на развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и ...

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусник...

Рабочая программа школы будущего первоклассника.

Данна рабочая программа для школы будущего первоклассника по курсу "Математические ступеньки. Автор курса С.И.Волкова. Программа расчитана на 52 часа. Занятия проводятся два раза в неделю.Используется...

Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"

Данный материал содержит все структурные элементы рабочей программы:пояснительную записку, содержание тем курса, тематическое планирование, основные требования к усвоению курса. В то же время данная п...

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"...

Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"

Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"...

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Программа для подготовки детей у школе...